Сократ. Платон.Аристотель

Сократ. Платон. Аристотель. В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры.

Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику - Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге Пир устами юного Алкивиада Этот Марсий древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место - в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно. Риторический идеал Сократа можно определить как 1 диалогический каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2 гармонизирующий главная цель разговора, спора, монолога - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения , 3 смысловой цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена 21,383 . Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя.

Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине.

Он учил провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову 21,11 . Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат Риторика IV в. до н. э Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, она способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета. Риторика Аристотеля - это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства.

То, что убеждает само по себе, то, что очевидно не слишком интересно и важно для риторики.

Ведь ее дело не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения, т.е убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное - для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной Аристотель.

Риторика Книга первая.

Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств - античных, затем европейских, в том числе и русских. 1.1.6.