Сущность доказательства

Сущность доказательства. Доказательство - это выведение одного знания из другого, истинность которого ранее установлена и проверена человеческой практикой.

Вот почему оно в конечном счете является сверкой теоретических положении и выводов с реальной действительностью. Использование научных открытий в практической деятельности трудно представить без подобной сверки. Следует подчеркнуть, что термин "доказательство" употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых обосновывается истинность того или иного положения. Во-вторых, "доказательство" обозначает источники сведений о фактах: летописи, рассказы очевидцев, мемуары, документы и т.п. Например, аттестат зрелости П. -доказательство имеющегося у него среднего образования. В-третьих, "доказательство" - это процесс мышления, в котором обосновывается истина какого-либо суждения (положения). В логике термин "доказательство" употребляется именно в этом значении.

Итак, доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается истинность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных теорией и практикой.

Путем доказательства совершается переход от вероятного, недостоверного знания к достоверному. Доказательство тесно связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и конкретной практики. Убеждения не могут быть основаны, например, на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в определенных вопросах, на видимости доказательности, основанной на различного рода логических ошибках. В наиболее общем виде всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, демонстрации.

Каждая из этих частей в логической структуре доказательства выполняет свои особые функции; ни одну из них нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства. Тезисом доказательства называется то положение, истинность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его подтверждения (или опровержения). Известный русский логик С.И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры " короля" в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее "интересами" сообразуется каждое движение других шахматных фигур.

Аналогично и в доказательстве: главная цель всех рассуждений - подтверждение или опровержение тезиса. Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Обозначают тезис по-разному, например: "Положение, которое я доказываю состоит в следующем"; " Вот мой тезис"; "Передо мной стоит задача доказать"; "Вот мое положение"; "Я глубоко убежден, что " и т.п. Таким образом, тезис часто высказывается в форме категорического суждения.

Но нередко его формулируют и в форме вопроса, например: "Каким же образом связаны язык и мышление в процессе дискуссий?" Доказательства различают простые и сложные. В сложном доказательстве имеются основной тезис и частные тезисы. Основной тезис - это положение, которому подчинено обоснование ряда других положений.

Частный тезис - это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обоснования основного тезиса. Аргументами (или основаниями) доказательства называются те суждения, которые приводятся для доказательства тезиса. Доказать тезис, значит, привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса.

В качестве аргумента при доказательстве тезиса может быть приведена любая истинная мысль, если только она связана с тезисом, обосновывает его. Основными видами аргументов являются: факты, законы, аксиомы, определения и иные, ранее доказанные положения. Факт - это явление или событие, имевшее место в действительности. Факты являются очень важным видом аргумента. Они обладают достоверностью и большой силой убедительности и поэтому широко используются в доказательствах.

Поскольку факты отражают действительность, то отрицать их в то время, когда они существуют, или ссылаться на факты, которых нет, значит, не считаться с действительностью. Факты настолько же авторитетны, насколько авторитетна сама действительность. Чтобы факты могли выполнить роль аргументов, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов. Не следует произвольно выхватывать лишь нужные факты и забывать, не видеть другие, нежелательные, не следует использовать лишь второстепенные стороны фактов, не учитывая их главных, существенных сторон.

Всякая односторонность в отборе фактов ведет к непониманию их сущности, к их сознательному или несознательному искажению. Важным видом аргументов выступают законы науки. Ссылка на закон является веским аргументом. Авторитетность законов науки как аргументов связана с нашим пониманием того, что такое закон. В качестве оснований доказательства используются также аксиомы.

Аксиома - это положение, не требующее доказательства. Истинность аксиом, лежащих в основе доказательства, не удовлетворяется в каждом отдельном случае потому, что проверка этой истинности многократно производилась ранее, подтверждена практикой человека. Доказательные рассуждения различаются не только по способам аргументации, но и по своему отношению к выдвинутому тезису. Можно или подтверждать истинность тезиса, или опровергать, доказывать его ложность. Поэтому операция опровержения столь же распространена, как и операция доказательства, и является как бы зеркальным отображением последней.

Убеждающая сила рассуждения во многом определяется рациональным сочетанием операций доказательства и опровержения, способствующим достижению в каждом конкретном случае несомненных, объективно-истинных результатов. Таким образом, использование доказательства в различных видах общения предполагает глубокие знания и умение применять умозаключения, правила вывода умозаключений, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приводит к невозможности получить слушателем истинных знаний о действительности. 4