Вкус эпохи и мода

Вкус эпохи и мода. Существование языка немыслимо без постоянного обогащения, развития словарного запаса, самой подвижной его части.

Но особенно возрастает пополнение словаря в периоды коренных социальных изменений.

Однако каждый такой период имеет свои особенности. Если интенсивное обогащение словарного состава остается общей чертой для всех эпохальных периодов в жизни народа, то различными бывают источники его пополнения, способы образования новых слов, пути развития словарного состава. В.Г. Костомаров выделяет следующие из них:  внутренние заимствования (из просторечия, диалектов, жаргонов);  внешние заимствования (америказнизмы и другие иноязычные влияния);  переосмысление, сдвиги в семантике слов;  активные процессы в словообразовании. Язык не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным.

Меняются эпохи, а вместе с ними меняется и язык: уходят в прошлое одни слова, появляются другие, меняются правила грамматики и фонетики, орфографии и пунктуации. Меняющиеся представления о правильном и эффективном использовании языка, доводимые порой до абсурда, можно обозначить словом мода. Иными словами, мода есть крайнее проявление вкуса, более индивидуальное, быстро проходящее, бросающееся в глаза и обычно вызывающее раздражение у старшей и консервативной части общества.

Речевая мода, видимо, более связана с модой в других областях жизни, нежели языковой вкус – с общим вкусом эпохи. К сожалению, модное не всегда значит хорошее. Сегодня часто приходится наблюдать, что неверно понимаемая свобода слова привела к значительному снижению культуры слова.

Свою обеспокоенность состоянием русского языка в настоящее время не без юмора выразил Е. Весник в «Оде русскому языку»: О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… «Опасность тут одна, – отмечает В.Г. Костомаров, – любая одно-сторонняя крайность моды, любая халтура уродуют национальный вкус, а он, в свою очередь, меняет чутье языка, отравляет эстетическую флору настолько, что он способен низвести язык Тургенева до краснобайства или удручающей скудости» .