рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виды ответов

Виды ответов - раздел Лингвистика, Техника применения вопросов в нашей речи Виды Ответов. Каков Вопрос, Таков Ответ» - Гласит Народная Мудрость. Ответы Т...

Виды ответов. Каков вопрос, таков ответ» - гласит народная мудрость. Ответы тоже классифицируются по-разному.

Например, по содержанию различают правильные и неправильные ответы. Если в ответе содержатся суждения истинные и логически связанные с вопросом, то он считается правильным. К неправильным, ошибочным относят ответы, связанные с вопросом, но по существу неверно отражающие действительность. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как «ответ не по существу» и не рассматривается.

Кроме того, выделяют ответы позитивные (содержащие стремление разобраться в поставленных вопросах) и негативные (выражающие отказ отвечать на тот или иной вопрос). Мотивом для отказа может быть недостаточная компетентность выступающего по затронутым проблемам, слабое знание обсуждаемого предмета. По объёму выраженной информации ответы бывают краткими и развёрнутыми. В романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Описывается такой эпизод.

Пребывая на острове Деревянных башмаков, Панург общается с братьями распевами – монахами. На свои краткие вопросы он получает, как подчёркивает автор, весьма лаконичные ответы. Ниже приводится один из таких разговоров: Панург. …как ты думаешь, кто он такой? Еретик? Распев. Вполне. Панург. Сжечь его, что – ли? Распев. Сжечь. Панург. Как можно скорее? Распев. Да. Панург. Без провариванья? Распев. Без. И т. д. Вряд ли обсуждение какой – либо проблемы возможно вести с помощью таких односложных предложений.

В споре требуются полные, развернутые, аргументированные ответы. Интересен в этом отношении полемический диалог между классиком и издателем, написанный П. А. Вяземским в 1824 году вместо предисловия к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина: Классик. Я желал бы знать о содержании так называемой поэме Пушкина. Признаюсь, из заглавия не понимаю, Что тут может быть годного для поэмы. Понимаю, что можно написать к фонтану стансы, даже оду… Издатель. Предание, известное в Крыму и поныне, служит основанием поэме.

Рассказывают, что хан Керим – Гирей похитил красавицу Потоцкую и содержал её в Бахчисарайском гареме; полагают даже, что он был обвенчан с нею. Придание сие сомнительно, и г. Муравьёв – Апостол в «Путешествие по Тавриде», недавно изданном, восстаёт, и, кажется, довольно основательно, против вероятия сего рассказа. Как бы тони было, сие предание есть достояние поэзии. Классик. Так! В наше время обратили муз в рассказчиц всяких небылиц! Где же достоинство поэзии, если питать её одними сказками? Издатель.

История не должна быть легковерна; поэзия напротив. Она часто дорожит тем, что первая отвергает с презрением, и наш поэт очень хорошо сделал, присвоив поэзии Бахчисарайское предание и обогатив её правдоподобными вымыслами, а ещё и того лучше, что он воспользовался тем и другим с отличным искусством. Цвет местности сохранён в повествовании со всей возможностью и яркостью. Есть отпечаток восточной в картинах, в самых чувствах в слоге.

По мнению судей, коих разговор может считаться окончательным в словесности нашей, поэт явил в новом произведении признак дарования, зреющего более и более. Независимо от вида и характера вопроса полемисту стоит придерживаться основного принципа – отвечать на вопрос лишь в том случае, когда до конца ясна его суть, когда знаешь правильный ответ. В противном случае можно попасть в неприятную ситуацию и оказаться в анекдотичном положении людей, отвечавших на вопрос, что такое «фаргелет». Рассказывают, что один человек ради шутки задавал этот вопрос всем приезжим лекторам.

Не желая уронить себя в глазах новой аудитории, каждый пытался ответить на вопрос по-своему. Лектор – международник объяснял, что это название нового независимого государства на юге Африки. Ботаник говорил о растении средней полосы нашей страны, а врач считал, что это новое лекарственное средство. Всё оказалось намного проще. Когда шутник шёл на работу, он увидел вывеску «телеграф», а, возвращаясь домой, он прочитал её наоборот – «фаргелет». У знаменитого сирийского писателя – энциклопедиста Абуль – Фараджа, жившего в Х111 веке, есть такая причина: Некто рассказывал про своего учителя, что однажды тому было заданно более пятидесяти вопросов, на которые он без излишнего смущения отказался ответить, ссылаясь на незнание. «Не знаю» говорил он, даже когда знал, но в чём–то сомневался.

У него было обыкновение отвечать только на те вопросы, в которых он безукоризненно разбирался.

В споре очень ценится остроумный ответ. Находчивость полемиста, его умение сориентироваться в обстановке, найти наиболее точные слова для данной ситуации, быстрота реакции помогают выйти из затруднительного положения. Одну из таких сцен описывает Н. Г. Гарин – Михайлович. В технологическом институте студенты требовали отмены сурового распоряжения администрации, согласно которому не разрешалось откладывать сдачу экзаменов. Вследствие этого около двухсот человек подлежали исключению. На сходку пригласили директора.

Он был бледен, но твёрд. Он старательно пытался избежать всяких объяснений причин и определённых обещаний. Поведение директора было непонятным – так как прежде он искал популярности у студентов. Убедившись, что перед ними стоит уже другой человек, студенты приняли решение освистать директора. - Дорогу господину директору иронически почтительно крикнул стоявший рядом с Ларио студент, и от середины залы к дверям образовался широкий проход. В напряжённом ожидании толпа замерла. - Прошу вас, господа указывая на проход, проговорил директор тем же, что и студент, тоном я выйду последним.

Эти слова были произнесены спокойно, уверенно, даже весело. Взрыв аплодисментов был ответом на находчивость директора. - Но вы нам обещаете содействие в отмене распоряжения об экзаменах? – спросил кто-то. - Со своей стороны, я сказал, что сделаю всё… Студенты молча переглянулись и один за другим вышли из залы. 4. Нечестные приёмы. С использованием в споре вопросов и ответов связаны некоторые нечестные приёмы, к которым прибегают, чтобы сбить противника с толку. К ним относятся, к примеру, так называемая «ошибка многих вопросов». Оппоненту задают сразу несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа да или нет. Но дело в том, что заключённые в заданном вопросе подвопросы бывают прямо противоположны друг другу, один из них требует ответа да, а другой - нет. Отвечающий, не заметив этого, даёт ответ только на один из вопросов. Задающий вопросы пользуется этим, произвольно применяет ответ к другому вопросу и запутывает оппонента.

Этой уловкой пользовались ещё в античном мире. Вот типичный вопрос подобного вида. Ученика спрашивали: «прекратил ли ты бить своего отца? Да или нет?» Если отвечающий скажет «да», то получится, что он бил своего отца, если скажет «нет», то получится, что он продолжает бить своего отца. Очевидно, что на такой вопрос невозможно ответить «да» или «нет». Ученик должен был сказать приблизительно так «Я не могу даже подумать о том, чтобы можно было бить отца, ибо большего позора для сына быть не может». В спорах нередкими бывают ситуации, когда полемисты по разным причинам стараются уклониться от поставленных вопросов.

Иногда они просто пропускают вопрос, как говорится, мимо ушей, как бы не замечают его. Так, к примеру, поступает Пигасов в споре с Рудиным: - Так что ж за беда? Я спрашиваю: где истина? Даже философы не знают, что она такое.

Кант говорит, вот она, мол, что; а Гегель – нет, врёшь, она вот что. - А вы знаете, что говорит о ней Гегель? – спросил, не возвышая голоса, Рудин. - Я повторяю продолжал разгорячившийся Пигасов что не могу понять, что такое истина.

По – моему, её вовсе и нет на свете, то есть слово – то есть, да самой вещи нету. Некоторые полемисты начинают иронизировать над вопросом своего оппонента: «Вы знаете такие «глубокомысленные» вопросы»; «И вы считаете свой вопрос серьёзным?»; «Ну что за легкомысленный вопрос»; «Вы задаёте такой трудный вопрос, что я пасую перед ним» и под. Часто даётся отрицательная оценка самому вопросу: «Это наивный вопрос»; «Этот вопрос звучит аполитично»; «Это же догматизм; «Это незрелый вопрос». Такого рода фразы не способствуют выяснению истины, конструктивному решению проблемы. Они психологически действуют на оппонента, так как в них проявляется не уважительное к нему отношение.

Это позволяет человеку, произносящему такие фразы, уйти от поставленных вопросов, оставить их без ответа.

Наиболее распространённым в споре считается «ответ вопросом на вопрос». Не желая отвечать на поставленный вопрос или испытывая затруднения в поисках ответа, полемист на вопрос оппонента ставит встречный вопрос. Если противник начинает отвечать, значит, он попался на эту улову. На это и рассчитывает Чичиков во время беседы после совершения купчей: Когда проходили они канцелярию, Иван Антонович Кушинное Рыло, учтиво поклонившись, сказал потихоньку Чичикову: - Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую. - Да ведь какие крестьяне отвечал ему на это тоже шепотом Чичиков препустой и преничтожный народ и половины не стоит.

Иван Антонович понял, что посетитель был характера твердого и больше не даст. - А почем купили душу у Плюшкина? – шепнул ему на другое ухо Собакевич. - А Воробья зачем приписали? – сказал ему в ответ на это Чичиков. - Какого Воробья? – сказал Собакевич. - Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву Ъ поставили на конце. - Нет, никакого Воробья я не приписывал сказал Собакевич и отошел к другим гостям.

В процессе этого диалога Чичиков очень умело увел разговор в сторону от темы, которую ему не хотелось обсуждать, а Собакевич, попавшись на уловку, уже и забыл, о чем спрашивал. Прибегают полемисты и к такой своеобразной уловке, как «ответ в кредит». Когда человек чувствует неуверенность в своих знаниях по какому-то вопросу, испытывает трудности в обсуждении проблемы, он переносит ответ на «потом», ссылаясь на сложность вопроса.

Таким образом, он избегает опасности «попасть впросак», высказав некомпетентное мнение. 5. Риторические вопросы. Помимо всех перечисленных выше типов вопросов, есть еще особая категория – риторические вопросы. В отличие от всех других, эти вопросы не требуют ответа, они выполняют совершенно другие функции. Человек задает риторический вопрос совсем не для того, чтобы получить на него ответ. Можно поразмышлять, откуда взялись такие вопросы, для чего задают их люди. «Ну когда же ты возьмешься за ум?» - восклицают родители, обнаружив в дневнике сына очередную двойку.

Произнося эту фразу, они вовсе не ждут ответа. Да и как ответить на этот вопрос? «Завтра»? «послезавтра»? «через неделю»? «никогда»? Все ответы будут звучать довольно-таки нелепо. А произносится эта фраза для того, чтобы показать нерадивому наследнику свое отношение к его плохой учебе, возмущение по поводу его поведения, и в то же время в этой фразе подразумевается, что ребенок все-таки не дурак и вполне может взяться за ум, на что его родители очень надеются.

Бывают вопросы, обращенные как бы к самому себе. «Что же я наделал? Как я мог так поступить?» - восклицает человек, нечаянно совершивший какой-то проступок. Естественно, на этот вопрос не требуется никакого ответа, человек и сам знает, что именно он «наделал», А вот на вопрос «как он мог?» вообще нет ответа. Восклицанием этим выражается то, что человек осознал свою неправоту. В таком вопросе сквозит раскаяние за содеянное, просьба о прощении за неверный поступок.

Иногда человек спрашивает себя: «Неужели я не смогу достичь этой цели?», тем самым побуждая себя к новым достижениям, будь то спорт, наука или трудовые успехи. Своим вопросом к самому себе человек как-бы настраивает себя на открытие внутренних резервов. Еще иногда люди задают вопросы, обращенные в никуда. «Когда же это закончится?» - вопрошает человек, глядя в окно на непрерывный дождь, длящийся уже пятый день, причем в середине лета. «Как жить дальше?» - крутится в голове у человека, потерявшего близкого. «Что же с нами будет?» - горюют люди возле своего сгоревшего жилища.

С этими вопросами люди мысленно, а часто и вслух, как-бы обращаются к какой-то высшей силе. Для верующих – это бог, для атеистов – провидение или еще что-то в этом роде. Человеку трудно молча переносить несчастья, и даже просто неприятности в виде плохой погоды и он задает свои вопросы. В них выражается надежда на то, что все изменится к лучшему, что проблемы разрешатся и жизнь наладится.

Мы видим, что риторические вопросы выполняют функцию сбросного клапана для эмоций, захлестывающих человека в данный момент, и, также как любознательные «что?», «где?» и «почему?», эти вопросы будут задаваться во все века и времена. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Техника применения вопросов в нашей речи

Из этого состоит наша жизнь. Мы задаем вопросы, чтобы услышать ответ и отвечаем кому-то на поставленные вопросы. Эта форма разговорной речи может… Вопросно-ответный прием применяется в ораторском искусстве для привлечения… Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Как перелезть через эти препятствия? С уверенностью можно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виды ответов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Классификация вопросов
Классификация вопросов. В зависимости от логической структуры обычно выделяют два вида вопросов – уточняющие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выявление истинности или лож

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги