рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Готический мир в фантастике Э. По

Готический мир в фантастике Э. По - раздел Лингвистика, Фантастические новеллы Эдгара по в контексте американской новеллистики первой половины 19 века Готический Мир В Фантастике Э. По. По Исследовал Многие Области Готического М...

Готический мир в фантастике Э. По. По исследовал многие области готического мира, он никогда специально не писал истории о вампирах.

Однако его критики-современники обнаружили отзвуки вампира или ламии в различных его работах.

Историки, изучая литературное наследие XIX века, отметили, что наряду с настоящим вампиром-кровопийцей в литературе того времени присутствовал метафорический, или психологический, вампиризм, при котором вампироподобный персонаж высасывает жизненную силу или энергию из другого лица, обычно из человека, близкого ему. Совсем недавно Джеймс Твитчел доказал, что развитие вампирической аналогии было одним центральных художественных приемов По. Твитчелл увидел тему вампира или ламии, так как его вампир был обычно женщиной в ряде рассказов По, в частности Бернис , Морелла , Лигейя , Овальный портрет и Падение дома Ашера. В Бернис По рассказал историю человека, который, будучи очень ослабленным в начале рассказа, казалось, становился все более здоровым по мере развития действия, в то время как его кузина Бернис чахла и, в конце концов, умерла.

Однако, в заключении именно Бернис стала вампиром, что подтверждалось ее бледностью, безжизненными глазами и выступавшими зубами.

Лицо, от которого идет повествование, еще больше боится Бернис после смерти, он направляется к могиле, чтобы убить вампира, вырвав ее зубы. Бернис была первой из предполагаемых женщин-вампиров, созданных По. Морелла, в рассказе, написанном вскоре после Бернис, лишила рассказывающего эту историю силы воли. У нее тоже были признаки вампира холодные руки, гипнотизирующие глаза и бескровное лицо. В той же мере главная героиня Лигейи 1838 обладала сходством с ламией из-за своих холодных рук, бледности, выдающихся зубов и гипнотических глаз. Твитчел предположил, что в этих трех первых рассказах По использовал вампирическую тему как аллегорию отношений между возлюбленными.

Он вернулся к этой теме в Падении дома Ашера, где происходит вампирический обмен энергией между кровными братьями.

И, наконец, в Овальном портрете По соткал захватывающую историю о художнике, который уничтожает всех вокруг себя своей всепоглощающей страстью к работе.

Рассказ был о художнике, который писал портрет своей прекрасной жены, не замечая, что чем дальше он пишет, тем она становится все слабее и слабее. Завершив свою работу он заявил, что это и есть по сути сама жизнь. В конечном итоге, он находит жену мертвой, из нее полностью выкачана жизнь. Толкования Твитчелла высветили, если не центральную тему, то, безусловно, важный и до некоторой степени недооцененный, вторичный лейтмотив По, который становится более значительным, благодаря широкому его использованию в работах многих знаменитых современников По. Именно в них наиболее полно выразилась своеобразная эстетика творчества По. Основа этой эстетики - глубокое и специфическое восприятие смерти. Смерть - зловещая фигура, постоянно стоящая за плечом поэта, символ не только конца жизни, но и страданий и боли. Категория ужасного у По неразрывно связана с этим особенным, личностным восприятием смерти.

Ужасное у По - не потусторонний ужас, а внутренний мир человека, боль его души и страдания от дисгармонии и опустошенности.

Но вместе и тем эстетика По в определенном смысле оптимистична, ибо смерть для него не означает бесповоротного конца всего, что мы видим, например, в новелле Овальный портрет. Мир готических новелл Эдгара По населен призраками, здесь господствует атмосфера страха, все проникнуто тлением. В новелле Овальный портрет действие происходит в старом заброшенном замке, который был мрачен и величав убранство здесь было богатое, но старинное и обветшалое В комнатке, где расположился безымянный герой новеллы, кровать была с тяжелым балдахином черного бархата.

Загадочность возникает с первых же слов - и не оттого, что происходит что-то непонятное и странное, нет. Начало новеллы вполне прозаично герой был болен и ранен, и его слуга отыскал ему убежище в безлюдном заброшенном замке. Болезнь не отпускает героя, он страдает от лихорадки и вынужден принять опиум, чтобы как-то облегчить свои страдания.

Это - первая часть новеллы, как бы введение. Сама новелла состоит из двух различных по размеру частей. Писателя не интересует интрига, ему любопытно другое - подводное течение мысли, не обстоятельства, а философия обстоятельств, не предметы, а тени предметов. Все это мы видим в новелле Овальный портрет. Фантазия По не имеет границ, но это - болезненная фантазия. Начало новеллы, хотя и насыщенно мрачными красками и образами, но вполне прозаично и в нем нет ничего сверхъестественного, несмотря на то, что к этому есть все предпосылки. Обстановка преподнесена таким образом, что читатель все время в напряжении ожидает появления этого сверхъестественного, и автор исподволь подводит читателя к явлению потустороннего.

Потустороннее является традиционным образом для творчества Эдгара По - едва только герой принимает опиум и его сознание подходит к пограничному состоянию, как игра света от множества горящих свечей явило ему портрет в овальной золоченой раме. И здесь - кульминация действия, ибо завязкой было принятие героем опиума и - как следствие - измененное состояние сознания героя, в котором он становится наиболее восприимчив к прикосновению вечного.

Портрет изображает прекрасную юную девушку - как и все героини По, она прекрасна нечеловечески призрачной, небесной красотой. Более того, искусство художника так велико, что героя даже пугает этот портрет - настолько живым он кажется.

Плечи, грудь и голова девушки словно бы выступают из тени, как будто она смотрит на безымянного героя новеллы из потустороннего мира - да, впрочем, может быть, так оно и есть? Ведь далее следует развязка, вторая часть новеллы, в которой мы узнаем историю портрета - загадочную и пугающую. В развязке же подается и центральная идея новеллы о великой силе искусства, способной обессмертить через смерть Волшебство заключалось в необычайном живом выражении, которым я был сперва изумлен, а под конец и смущен, и подавлен, и испуган.

У меня не стало более сил видеть печаль, таившуюся в улыбке полураскрытых губ, и неподдельно яркий блеск пугливо расширенных зрачков. Портрет предстал перед героем живым и настоящим, куда более настоящим, нежели все, что окружало его. Но как и всегда в своих новеллах Эдгар По ничего не утверждает от себя - мы видим происходящее глазами героя, погруженного в пограничное состояние сознания из-за лихорадки и опиума. Здесь, как это у По очень часто бывает, присутствует элемент автобиографичности, и даже не очень скрытый - известно, что писатель и сам частенько курил опиум, стало быть, симптомы этого состояния ему были знакомы.

По пугает читателя не истинно готическими ужасами, как то делали европейские романтики, его ужасы не приходят откуда-то извне, а кроются внутри самого человека, в его фантазии и воображении, под воздействием болезни или наркотика порождающих чудовищ. По слишком для романтика рационалистичен, но от этого не менее готичен. В Овальном портрете мы видим не явление в мир людей потустороннего мира, а отзвук катастрофы сознания, которая гораздо более явственно была показана в Падении дома Ашеров. Иллюзия достоверности, подкрепляемая повествованием от первого лица, вовсе не означает того, что По действительно хочет сказать нам то, что, как нам на первый взгляд кажется, он говорит. Право решать, что в показанном достоверно, а что нет, он оставляет читателю.

Самому писателю не так уж и важно, насколько мы ему поверим, ему важно, услышим ли мы то, что он хочет нам сказать на самом деле. Недоговоренность, неизвестность и загадочность начинают накапливаться с самого начала, а развязка наступает в конце.

Страшное, необычное нужно Эдгару По для того, чтобы ввести читателя в состояние ужаса и тем самым вырвать его из бытовой цельности и заставить его содрогнуться от соприкосновения с миром вечности, с верховностью новизны его. Это соприкосновение в новелле Овальный портрет происходит во второй части.

Вторая часть новеллы в три раза по объему меньше, чем первая, и представляет собой нечто вроде вставной истории, новеллы в новелле. Вместе с тем это органично сочетается с общим свойством новелл По, в композиции которых последний абзац является ключом ко всему произведению, раскрывает авторский замысел, оформляет идею. Герой, очарованный и напуганный явлением живого портрета, листает тетрадь, в которой описываются картины и рассказываются их истории. Вместе с героем и в его восприятии мы узнаем тайну портрета.

Наступает развязка, и читатель прикасается к миру вечности. Художник, написавший портрет, безумно любил свое искусство, но так же безумно он любил и свою молодую жену. И в его сознании смешались эти два чувства. Сверхъестественным образом, сам того не заметив, он отнял земную, бренную жизнь у любимой и дал ей вечную юность на холсте краски, которые он наносил на холст, он отнимал у той, которая сидела перед ним и становилась час от часу бледнее и прозрачнее. Вот почему портрет был живым - в запечатленный на холсте образ ушла вся жизнь той, с кого писался портрет.

Здесь мы снова встречаем сквозную для творчества По идею ужаса одинокой души, разлада гармонии разума и чувств, выраженную в характерном для По мнимом противопоставлении жизни и смерти, любви и искусства, и идею завистливой, мстительной смерти, всегда стоящей за плечом творца. Как бы ни была неоднозначна фигура смерти для По, основное ее смысловое наполнение - жестокое никогда. Эта обреченность, однако, тоже мнима - ведь красота безымянной жены художника никуда не исчезла, она бессмертна, потому что дарована свыше, равно как и искусство, благодаря которому и нет смерти. Трагический ключевой момент новеллы на самом деле - оптимистичен смерть, победив в быстротечном мире плоти, проиграла бой в нетленном мире искусства И тогда художник промолвил Но разве это - смерть? В Овальном портрете Эдгар По показал невозможность любви, потому что Душа, исходя из созерцания земного любимого образа, возводит его роковым восходящим путем к идеальной мечте, к запредельному первообразу, и как только этот путь пройден, земной образ лишается своих красок, отпадает, умирает, и остается только мечта, прекрасная, как создание искусства, но - из иного мира, чем мир земного счастья.

Выводы по Главе 3В данной главе мы провели анализ особенностей фантастических новелл Э. По в зависимости от одного из направлений необычное, психологическое, сверхъестественное, научное, ужасное, готическое, что позволило нам сделать следующие выводы - несмотря на то, что новеллы Э. По относятся к жанру фантастического, события в них вполне можно объяснить, что на основе законов разума - сюжет в обычном понимании во многих новеллах По отсутствует, вместо событий описываются ощущения, предчувствия, имеющиеся фантастические события получают вполне рациональное объяснение - предметом изображения в новеллах По является человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с миром, состояние человеческой психики, нравственное сознание личности - действие во многих новеллах По происходит в ирреальном, загадочном мире, где смещены привычные координаты времени и пространства и не властны законы логики и здравого смысла - свойственный многим писателям романтизма прием использования двоемирия, который происходит по признаку противопоставление двух миров реального и нереального, для Э. По - это субстанциональное, бытийственное состояние, т. е. характеризующееся сосуществованием в бесконечности двух форм бытия человека - Э. По смешивает науку и фантастику, и наука для него выступает лишь средством проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д чем в очередной раз подтверждает наличие взаимосвязи фантастического и реального в своем творчестве.

ЗаключениеЦелью данной дипломной работы было выявление своеобразия фантастических новелл Эдгара По в контексте американской новеллистики первой половины XIX в. В связи с чем, ставились задачи рассмотреть различные подходы к определению понятий новелла, мистика, фантастика, авторский вымысел, а также выявить особенности американского романтизма первой половины XIX века, как фактор, отразившийся на творчестве Э. По и его фантастических новеллах.

В результате проведенного исследования были установлены следующие факты - новелла, как малая повествовательная форма в литературе, у Эдгара По изображает конфликт, основой которого чаще всего является не только событие, но и своеобразная психологическая коллизия, тесно увязанная с действием, своеобразный характер, человеческая душа и психика, нравственное сознание личности, что является предметом в новеллах Э. По - вымысел соотносится как с фантастикой, так и с мистикой, причем в творчестве Э. По три жанра принимают порой причудливые формы, одновременно события в них вполне связаны с реальностью, их можно объяснить на основе законов разума - частым приемом для Э. По является смешение нескольких миров, в частности потустороннее и реальное, сказочное и бытовое, мистическое и рациональное - для романтической фантастики свойственна двойственность образа, отсюда трагизм и мрачность романтического гротеска - в своих новеллах По соединил смелый полет воображения с математическим расчетом и железной логикой, он смешивает науку и фантастику в своем творчестве - новеллы Э. По имеют несколько жанровых подвидов - детективный, научно-фантастический и психологический рассказ, тогда как фантастические новеллы Эдгара По разделяются на новеллы, центральным в которых является необычное, сверхъестественное, ужасное, психологические, научно-фантастические и готические новеллы Таким образом, все это и определяет особое место Эдгара По - поэта и математика, мечтателя и логика, фантазера и рационалиста, искателя высшей красоты и остроумного насмешника над уродствами жизни - в истории мировой классики.

В заключении мы можем констатировать, что выводы, сделанные на основании результатов теоретических и практических исследований в трех главах нашей работы полностью совпадают с первоначальной установкой исследования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фантастические новеллы Эдгара по в контексте американской новеллистики первой половины 19 века

Он справедливо считается одним из основателей и разработчиков американской новеллы как жанра литературы. Вопросом изучения фантастики вообще и ее месте в творчестве Э. По в частности… Таким образом, актуальность избранной темы определяется следующими положениями 1 творчество Эдгара По недостаточно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Готический мир в фантастике Э. По

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Новелла как жанр литературыТеория малой и минимальной прозы - один из самых обсуждаемых сегодня вопросов. М

Понятие фантастики и фантастического
Понятие фантастики и фантастического. В данном параграфе настоящего исследования представляется важным для работы в целом рассмотреть, разграничить и найти общие черты таких понятий как мистика, фа

Новеллистика в социокультурном контексте Америки
Новеллистика в социокультурном контексте Америки. Особенности американского романтизмаАмериканский романтизм переживал три периода. 1820-1830-е гг. отмечены творчеством В. Ирвинга и Ф. Купера.

Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По
Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По. Ирвинг явился первооткрывателем ставших впоследствии магистральных в литературе США тем, он первый разработал новеллу, ставшей излюб

Характеристика художественного стиля Э. По
Характеристика художественного стиля Э. По. Говоря об американской литературе XIX века, нельзя не упомянуть о характерном явлении, свойственном раннему этапу развития американской новеллистики.

Необычное в фантастических новеллах Э. По
Необычное в фантастических новеллах Э. По. С целью дать более полное объяснение фантастическому в новеллах Эдгара По, следует сказать, что существует в его произведениях и необычное. В произ

Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического
Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического. Сюжетную основу психологических рассказов Э. По образует принцип запретного плода. Они являют собой опыт - художественной интерп

Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По
Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По. Смерть как проявление сверхъестественного смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке - вот тема рассказа Ligeia Лигейя, 1838 , одного из

Научная фантастика Эдгара По
Научная фантастика Эдгара По. Эдгар По обладал удивительным даром в его творчестве соединялись две стихии, казавшиеся несоединимыми раскрепощенное воображение поэта-романтика и дотошная скрупулезно

Ужасное в фантастических новеллах Э. По
Ужасное в фантастических новеллах Э. По. Порой кажется, что тот или иной гротеск Эдгара По написан в духе традиции готического романа, в духе жанра тайн и ужасов, а на поверку оказывается, что это

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги