Новеллистика в социокультурном контексте Америки

Новеллистика в социокультурном контексте Америки. Особенности американского романтизмаАмериканский романтизм переживал три периода. 1820-1830-е гг. отмечены творчеством В. Ирвинга и Ф. Купера.

Конец 1830-х и 1940-е гг это время творчества Э.А. По, Г. Лонгфелло, Н. Готорна, Г. Мелвилла.

Третий этап, который начинается с 1851 г выводит на первый план Готорна и Мелвилла.

Этот период продолжается до начала Гражданской войны.

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского.

Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом 1861 - 1865 . Столь долгое по сравнению с европейскими странами существование романтического метода в литературе США объясняется особенностями истории американского общества. Важнейший ее фактор - постепенное продвижение американской нации с востока, где высадились отцы-основатели, на запад, к побережью Тихого океана.

В ходе колонизации материка, длившейся почти три столетия, в Америке существовал фронтир - чисто американское явление, подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка.

За линией фронтира лежали свободные земли - нетронутая природа Америки, горы, леса и прерии, населенные индейскими племенами. В первой четверти XIX в. американская литература только начинала обретать свое национальное своеобразие. Именно поколению романтиков выпало завоевывать американской литературе международное признание.

Но сначала нужно было найти специфические для Америки художественные проблемы и специфические способы их воплощения. До появления романтизма американский писатель рассказывал о своей стране, беззаботно заимствуя у англичан повествовательные формы и поэтический язык. Американская реальность находила отражение разве что в виде колоритных мелких штрихов или мимолетных упоминаний о той или иной особенности местных порядков и нравов. Романтики отвергли подражание английским образцам.

Задачей художника они провозгласили постижение американской истории и мышления, психологии, характера американцев. Для поколения того времени революция 1776 года была близким по времени историческим событием. Перспективы, открывающиеся за этим рубежом, еще могли казаться светлыми и радостными, а пороки быстро развивавшейся буржуазной цивилизации еще воспринимались как случайное заблуждение. Поэтому фантазия ранних американских романтиков устремлялась не столько в какой-то идеальный, сказочный мир, сколько в реальную и сравнительно недавнюю эпоху, когда Америку еще не затронули веяния прогресса и она, кажется, оставалась обетованной землей. В то время в Америке происходили большие перемены, во всем чувствовалась неопределенность.

Это требовало художественного осмысления. Был необходим новый герой - существо идеальное, высоконравственное, страстное, обаятельное и свободное от общественных пороков. В реальной жизни его не было, он должен был быть абстракцией, мечтой о прекрасном, справедливом, истинном.

Особую колоритность обретает американская фантастика как ответвление романтизма. После недолговременных проявлений предромантических тенденций готический роман Чарлза Брокдена Брауна Артур Мервин, или Мемуары 1793 г 1800 с гипетрофированными формами в изображении зла, в американском романтизме утверждается фантастический жанр с более пропорциональными формами изображения зла, где сверхъестественное сочетается с обыденным, а демоническое - с жизненно-конкретными деталями.

Соединение просветительских и предромантических начал проявилось в творчестве Хью Генри Брекенриджа, автора романа Современное рыцарство, или Приключения капитана Джона Фарраго и Тига о Ригана, его слуги 1792, 1815 и в произведениях раннего Вашингтона Ирвинга. Фантастика периода раннего американского романтизма в основном характеризуется сочетанием мифологических американских мотивов с реалистическим колоритом буржуазной жизни ранних поселенцев. Если поздний романтизм придал американской фантастике элементы мрачной безысходности, ужаса, примером чего может служить творчество Э. По, то в раннем периоде ее зарождения преобладают жизнерадостные, светлые тона. Фантастика сводится к описанию необычного, удивительного, легендарного, к сочетанию сожительства местных легенд и реальной конкретики, либо к описанию вымышленных историй.

В ней царит дух приключений, юмора, иронии по поводу бытующих суеверий и в то же время жажда познания нового, неведомого, чем представлялась для поселенцев вся Америка с ее опасными реками, огромными неосвоенными просторами, девственными лесами, пропадающими неизвестно куда кораблями и людьми.

Миф создавала сама жизнь, который, перекочевывая на страницы книг, наполнял американскую фантастику особым национальным своеобразием. У истоков нового романтического направления в литературе США стоял Вашингтон Ирвинг его творчество вобрало в себя самые яркие моменты национального романтизма Америки, а также повлияло на творчество Э. По, поэтому в следующем параграфе настоящего исследования представляется важным обозначить точки соприкосновения в творчестве двух писателей. 2.2.