рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Необычное в фантастических новеллах Э. По

Необычное в фантастических новеллах Э. По - раздел Лингвистика, Фантастические новеллы Эдгара по в контексте американской новеллистики первой половины 19 века Необычное В Фантастических Новеллах Э. По. С Целью Дать Более Полное Объяснен...

Необычное в фантастических новеллах Э. По. С целью дать более полное объяснение фантастическому в новеллах Эдгара По, следует сказать, что существует в его произведениях и необычное.

В произведениях этого жанра повествуется о событиях, которые вполне можно объяснить на основе законов разума, но, тем не менее, это невероятные, чрезвычайные, ошеломляющие, странные, тревожные события, и потому они вызывают у героя и читателя реакцию, сходную с той, что мы наблюдаем в фантастических произведениях. В отличие от фантастического жанра жанр необычного не имеет четких границ, вернее, он отграничен только с одной стороны - со стороны фантастического, а с другой стороны он растворяется в литературе вообще.

Необычное связано лишь с чувствами героев, а не с материальным явлением, бросающим вызов разуму напротив, чудесное характеризуется исключительно существованием сверхъестественных явлений и не подразумевает наличия реакций на них у героев. В качестве иллюстрации необычного, близкого к фантастическому, рассмотрим новеллу Эдгара По Падение дома Ашеров The Fall of the House of Usher, 1839 - одну из самых известных и показательных для манеры писателя новелл.

Печален и уныл пейзаж той местности, по которой лежит путь повествователя.

Когда же взору предстал древний замок Ашеров на берегу озера, то путник пережил полный упадок духа There was an iciness, a sinking, a sickening of the heart Читателю не понятно, отчего у персонажа появляются подобные эмоции.

Тайна пока ждёт разрешения. Здесь писатель использует прием перечисления, чтобы создать психологическую напряженность ситуации. Рассказчик получил письмо от своего давнего товарища Родерика Ашера, потомка знатного рода, проводящего время в добровольном заточении в стенах родового замка. Они не виделись много лет, но просьба приехать звучала так отчаянно, что оставалось сесть в седло и пуститься в дорогу.

При встрече рассказчик поражён тем, как страшно изменился Ашер, насколько безжизненным стал его облик. Родерик - нервный, чрезвычайно чувствительный человек, обожает свою сестру, которая в данный момент тяжело больна. Всё в доме свидетельствовало о древности и запустении разбросанные книги и музыкальные инструменты. Ашер заговорил о том магическом действии, которое производит на него это страшное жилище, где медленно угасает единственное дорогое ему существо - сестра Маделина.

Её болезнь таинственна. Она подвержена какому-то помертвению каталепсии. Пока Родерик говорил, женская фигура, подобная хрупкой тени, прошла в глубине огромной комнаты и исчезла. Навсегда, так как с этого вечера Маделина уже не сможет встать и покинуть своей комнаты. Г. Аллен, биограф Эдгара По, полагает, что в рассказе Падение дома Ашеров непосредственно отразились обстоятельства брака По и что в чахнущей на глазах леди Маделине нетрудно узнать Вирджинию, начало её болезни, её апатию, её умирание заживо, мучительно переживаемые По The disease of the lady Madeline had long baffled the skill of her physicians.

A settled apathy, a gradual wasting away of the person, and frequent although transient affections of a partially cataleptical character, were the unusual diagnosis. В данном отрывке для описания болезни писатель использует целый ряд метафор и сравнений, свидетельствующих о наличие необычного в новелле. Ее странные отношения с братом, неизъяснимая причина, внушающая Ашеру желание видеть ее погребенной заживо все это не что иное, как болезненные отголоски мук, испытанных По у постели своей медленно умирающей жены и двоюродной сестры. Журнал Балтимор мьюзиэм напечатал стихотворение Э. По Дворец призраков, которое он ввел в новеллу Падение дома Ашеров. То, что собственные его переживания, равно как и странные обстоятельства его брака, составляют отчасти сюжетную основу и новеллы и стихотворения, не вызывает ни малейшего сомнения описание же Родерика Ашера представляет собой самый точный из известных словесных портретов По, который можно было бы назвать Автопортрет художника в тридцать лет. Сюжета в обычном понимании в новелле По нет. Место событий занимают ощущения, предчувствия.

Вместо развития сюжета - нагнетание атмосферы первый проблеск страха, предчувствие тайны, ожидание смерти и обещание, со слов Родерика, что самое страшное произойдёт после смерти сестры.

Известие о том, что сестра умерла, Родерик произнёс почти бесстрастно. Два друга, вместо того чтобы предать ее тело земле, помещают гроб в одном из подвалов дома. Предвестием развязки разразилась ужасная гроза.

В этот момент, желая успокоить Родерика, рассказчик читает ему рыцарский роман, событиям которого аккомпанируют вначале невнятные, но с пугающей настойчивостью прорывающиеся сквозь грохот стихии звуки. Сначала это было как будто могучее, отдалённое эхо, потом звук стал ближе, от него задрожали стены и упал старый медный щит. В конце концов, Родерик Ашер встал и еле слышно произнес We have put her living in the tomb! Мы похоронили ее заживо. И действительно, дверь открылась, и на пороге появилась сестра.

Брат и сестра бросились в объятья друг другу и упали замертво ut then without those doors there DID stand the lofty and enshrouded figure of the lady Madeline of Usher. В данном отрывке автор использует графический прием выделения строчными буквами глагола, который, к тому же, имеет эмфатическое свойство он указывает на ужас, охвативший персонажа, на неверие в происходящее.

Её оцепенение приняли за смерть и погребли заживо. Что это - преступление или тайна? Или рок, тяготеющий над домом Ашеров и именно теперь готовый погубить его окончательно? Рассказчик в ужасе бросается вон из замка И видит, как замеченная им ещё при первом приближении щель в древней стене начинает шириться и сквозь неё льётся свет луны this fissure rapidly widened there came a fierce breath of the whirlwind the entire orb of the satellite burst at once upon my sight my brain reeled as I saw the mighty walls rushing asunder there was a long tumultuous shouting sound like the voice of a thousand waters and the deep and dank tarn at my feet closed sullenly and silently over the fragments of the House of Usher. Как видно из примера, для того чтобы показать необычность ситуации, ее мистичность, писатель использует множество приемов олицетворения трещины расширяются, ветер дует, лунный диск возникает и т.д. Создается ощущение реальности происходящего.

Читатель присутствует там в ту минуту.

Для этого Э. По использует прием аллитерации повторения схожих по звучанию согласных звуков. Что же такое Дом Ашеров - замок или род? И то, и другое. Вырождение семьи передано реализованной метафорой. Метафорический смысл, скрытый в образе или выражении, читается буквально. Необычное имеет здесь два источника. Первый источник - это совпадения. Так, могут показаться сверхъестественными воскрешение сестры и падение дома после смерти его обитателей, но Эдгар По не преминул дать рациональное объяснение этим двум событиям.

Дом он описывает следующим образом Perhaps the eye of a scrutinizing observer might have discovered a barely perceptible fissure, which, extending from the roof of the building in front, made its way down the wall in a zigzag direction, until it became lost in the sullen waters of the tarn. Таким образом, сверхъестественное объяснение дается лишь намеком, и вовсе не обязательно его принимать. Ряд других элементов, производящих впечатление необычности, связан не с понятием фантастического, а с тем, что можно назвать пограничным опытом, характерным для всего творчества Эдгара По. Еще Ш. Бодлер писал о нем Никто другой не изображал увлекательнее исключения из человеческой жизни и природы 15, с. 39 Случилось так, что рассказ Падение дома Ашеров больше всего связывают с германизмом. Но ужасные, или психологические новеллы По, несмотря на отдельные черты типологического сходства с некоторыми направлениями в европейской прозе, не могут быть возведены непосредственно к германской школе.

В сборнике Гротески и арабески По писал По сути дела, в сборнике нет ни одного рассказа в котором исследователь мог бы обнаружить отчетливые признаки того псевдоужаса, который мы привыкли именовать немецким.

Если предметами многих моих сочинений и являлся ужас, то это негерманский ужас, а ужас души. То есть, По описывал уже новое, психологическое свойство человека боятся не просто выдуманных богатым воображением призраков и мертвецов, а своих собственных, порой выдуманных страхов.

Предметом внимания По стала человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места. Обманчивая простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой простотой скрывается глубина и сложность. Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задаваться вопросом в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его? В рассказе отсутствует причинно-следственная связь.

Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным предметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущим неизбежным. Среди психологических состоянии, особенно привлекавших внимание По, главное место занимает чувство страха страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Новелла Падение дома Ашеров рисует уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни до смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности.

В портрете Родерика Ашера Эдгар По представил трагические черты романтического художника. Впечатлительность и ранимость, утонченность и стремление к одиночеству, страх перед ним, замкнутость, сменяемая внезапной открытостью и доверчивостью к первому встречному, либо упоенностью внезапно нахлынувшим чувством, неожиданно посетившей догадкой эти черты можно определить как симптомы болезни Ашера It was, he said, a constitutional and a family evil, and one for which he despaired to find a remedy a mere nervous affection, he immediately added, which would undoubtedly soon pass off. It displayed itself in a host of unnatural sensations.

Some of these, as he detailed them, interested and bewildered me although, perhaps, the terms, and the general manner of the narration had their weight.

He suffered much from a morbid acuteness of the senses the most insipid food was alone endurable he could wear only garments of certain texture the odours of all flowers were oppressive his eyes were tortured by even a faint light and there were but peculiar sounds, and these from stringed instruments, which did not inspire him with horror.

Для описания болезни писатель использует множество метафор и эпитетов. Если рассматривать новеллу Падение дома Ашеров как притчу о художнике, то болезненная чувствительность Родерика Ашера может быть прочитана как аллегория художественной утонченности гения, его нервной обнаженности и беззащитности перед грубой материальностью мира. Родерик Ашер представлен поэтом, музыкантом и живописцем, абсолютно отчужденным от внешнего мира и в этом отрешении рождающим страстные звуки музыки, печальные ритмы поэзии и причудливые фантазии живописи A small picture presented the interior of an immensely long and rectangular vault or tunnel, with low walls, smooth, white, and without interruption or device.

Certain accessory points of the design served well to convey the idea that this excavation lay at an exceeding depth below the surface of the earth. No outlet was observed in any portion of its vast extent, and no torch, or other artificial source of light was discernible yet a flood of intense rays rolled throughout, and bathed the whole in a ghastly and inappropriate splendour.

Подземный склеп, освященный внутренним светом - это многозначный и, одновременно, прозрачный символ мистической традиции в романтизме, восходящий к неоплатоникам, рассматривавшим телесную оболочку как темницу, в которой томится душа до ее освобождения и возвращения на небесную родину после смерти. Человек в земной жизни оказывается в западне, а потому внешний мир в его воображении принимает подобие гробницы.

Склеп, могила, подземелье, колодец, старый дом, замок, корабль - варианты одной модели замкнутого пространства, в котором тот или иной герой По оказывается заточен, заключен и обречен на смерть как жертва обстоятельств или собственной душевной болезни. Жизнь буквально загоняет персонажей По в безвыходные обстоятельства они оказываются на тонущем корабле Рукопись, найденная в бутылке , Низвержение в Мальстрем, не могут покинуть дома или замка Маска красной смерти , Падение дома Ашеров, их замуровывают в стене Черный кот , Бочонок Амонтильядо или прямо хоронят живыми Без дыхания , Преждевременные похороны , Падение дома Ашеров. Пространство часто бывает заполнено темными духами, разрушительными силами и как бы оживает, превращаясь в страшное чудовище, обволакивающее человека. Таким, к примеру, предстает сам дом в новелле о Родерике Ашере. Дом Ашеров, взятый в его символическом значении - это своеобразный мир, пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий.

Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества.

Но теперь жизнь ушла из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома проистекает из непреодолимой власти, которую Дом имеет над ними, над их сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью для них болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью жизни. Показательно, что не имя главного героя, а его дом автор вынес в название новеллы.

Темные силы сильнее личности и ее рода, а потому фамилия в названии новеллы лишь прилагается к дому страха и смерти - Падение дома Ашеров не Родерик Ашер, и не Родерик Ашер и его дом, например. Можно сказать, что По видит жизнь сквозь смерть, глазами смерти и, более того, он стремится к смерти как к вратам, открывающим путь в мир духов, в невидимый мир потустороннего, который страстно влечет его интеллект и воображение. Так тема смерти становится выражением любви к неизведанному, таинственному, потустороннему.

Утверждая абсолютную самоценность и отгороженность личности от внешнего мира, романтическое искусство, с одной стороны, подключилось и художественно освоило христианскую традицию самоанализа, нравственной интроспекции, но с другой стороны, разорвало связь человека с Богом, что привело к трагической трактовке самой жизни как существования во тьме, в отрыве от какого-либо источника света, находящегося вне человеческого сознания.

Характерно, что склеп на картине Родерика Ашера лишен какого-либо внешнего источника света или воздуха. Именно отсутствие какого-либо внеположенного начала жизни отличает романтизм как художественный метод от предшествовавших ему творческих принципов. В романтизме человек остается один - в темнице собственной самоценности. Мрак окутывает мир вокруг романтического героя, окружающая действительность кажется невыносимой, жестокой и беспросветной что воплощают собой симптомы болезни Ашера, но внутри человека, и только внутри, находится источник иной, светлой, жизни и все-таки по склепу лился поток резких лучей, заливая его жутким и неуместным сиянием.

Так свет творчества, свет души оказывается в западне у смертного существования. Этот свет кажется неуместным сиянием в мире, где разлилась тьма, но именно он освещает жизнь, яркими лучами разгоняя мрак. Только свет творчества оставляет надежду на спасение. Родерик - по сути основной и единственный герой По, по-разному повторенный в других рассказах это - нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни он так же условен, как и излюбленная героиня По - загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина.

Герои По - во власти рока, предопределившего их гибель они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них - жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлеченные фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придает жизненность. 3.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фантастические новеллы Эдгара по в контексте американской новеллистики первой половины 19 века

Он справедливо считается одним из основателей и разработчиков американской новеллы как жанра литературы. Вопросом изучения фантастики вообще и ее месте в творчестве Э. По в частности… Таким образом, актуальность избранной темы определяется следующими положениями 1 творчество Эдгара По недостаточно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Необычное в фантастических новеллах Э. По

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Новелла как жанр литературыТеория малой и минимальной прозы - один из самых обсуждаемых сегодня вопросов. М

Понятие фантастики и фантастического
Понятие фантастики и фантастического. В данном параграфе настоящего исследования представляется важным для работы в целом рассмотреть, разграничить и найти общие черты таких понятий как мистика, фа

Новеллистика в социокультурном контексте Америки
Новеллистика в социокультурном контексте Америки. Особенности американского романтизмаАмериканский романтизм переживал три периода. 1820-1830-е гг. отмечены творчеством В. Ирвинга и Ф. Купера.

Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По
Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По. Ирвинг явился первооткрывателем ставших впоследствии магистральных в литературе США тем, он первый разработал новеллу, ставшей излюб

Характеристика художественного стиля Э. По
Характеристика художественного стиля Э. По. Говоря об американской литературе XIX века, нельзя не упомянуть о характерном явлении, свойственном раннему этапу развития американской новеллистики.

Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического
Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического. Сюжетную основу психологических рассказов Э. По образует принцип запретного плода. Они являют собой опыт - художественной интерп

Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По
Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По. Смерть как проявление сверхъестественного смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке - вот тема рассказа Ligeia Лигейя, 1838 , одного из

Научная фантастика Эдгара По
Научная фантастика Эдгара По. Эдгар По обладал удивительным даром в его творчестве соединялись две стихии, казавшиеся несоединимыми раскрепощенное воображение поэта-романтика и дотошная скрупулезно

Ужасное в фантастических новеллах Э. По
Ужасное в фантастических новеллах Э. По. Порой кажется, что тот или иной гротеск Эдгара По написан в духе традиции готического романа, в духе жанра тайн и ужасов, а на поверку оказывается, что это

Готический мир в фантастике Э. По
Готический мир в фантастике Э. По. По исследовал многие области готического мира, он никогда специально не писал истории о вампирах. Однако его критики-современники обнаружили отзвуки вампир

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги