рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характеристики имен собственных

Характеристики имен собственных - раздел Лингвистика, Проблема адекватности имён собственных в произведениях англоязычного андеграунда Характеристики Имен Собственных. Слова И Фразеологические Словосочетания Обоб...

Характеристики имен собственных. Слова и фразеологические словосочетания обобщённо именуются лексическими единицами, или словесными знаками.

Человек пользуется словесными знаками для того, чтобы с их помощью выразить своё восприятие действительности, работу своей мысли.

Словесные знаки есть результат стремления человека к экономии сил, к удобству в общении если нужно привлечь внимание другого человека к какому-либо предмету, необязательно каждый раз подводить его к этому предмету и показывать на него. Такое указание на предмет можно заменить словом или несколькими словами. Поэтому у словесных знаков есть форма и содержание.

Форма у словесного знака двойная - звуковая фонетическая и письменная графическая. Это условный набор некоторых звуков и графических знаков букв, который осознаётся как единое целое.

Формальная сторона словесного знака доступна и наглядна, именно с ней имеют дело в первую очередь лингвисты и переводчики.

А содержание словесного знака определяется теми исходными предметами и понятиями, к которым он относится. Если содержание словесного знака неизвестно, то определить его нелегко, так как словесные знаки условны, да и указывать на предмет они могут по-разному. Связь между формой и содержанием словесного знака обозначается в лингвистике термином номинация 19, 50 . Нас будет интересовать так называемая предметная идентифицирующая номинация, то есть обозначение предметов.

В зависимости от характера номинации имена предметов подразделяются на два вида нарицательные и собственные. Так, имена собственные служат для особого, индивидуального обозначения предмета безотносительно к описываемой ситуации и без обязательных уточняющих определений. Имена собственные выполняют функцию индивидуализирующей номинации. У имен собственных следует разграничивать прямую первичную и переносную вторичную номинативные функции. В прямой номинативной функции имена собственные служит для указания на тот предмет, которому оно присвоено в индивидуальном порядке.

Переносная номинативная функция имени собственного характеризуется переносом наименования на другой предмет, в связи, с чем оно получает способность приписывать какие-то свойства ряду объектов. Через номинативный перенос возможен переход имен собственных в нарицательные слова. Предмет, обозначаемый именем собственным, называют носителем имени, или референтом. Референтами имен собственных могут быть люди, животные, учреждения, компании, географические и астрономические объекты, корабли и другие самые разнообразные предметы.

К именам собственным можно причислить также названия книг, фильмов, других произведений литературы и искусства 19, 51 . Важно отметить, что именам собственным в определённой степени присуща и классифицирующая номинация. Ведь они выделяют предмет из класса аналогичных предметов, значит, неявно заключают в себе указание на этот класс. Так, каждая из кличек Бобик, Барбос, Шарик относится к какой-то отдельной собаке, но благодаря тому, что это именно собачьи клички, возможен переход этих имен собственных в нарицательные имена слова бобик, барбос, шарик утрачивают индивидуализирующую функцию и могут указывать в принципе на любую собаку.

С другой стороны, носители языка имеют в речи известную степень свободы в пользовании номинативными единицами - они могут присваивать, например, людские имена собакам, кораблям, тайфунам и т.д. Такая сложность семантики имен собственных, порождающая различные подходы к проблеме, привела к появлению взаимоисключающих концепций значения имен собственных.

Одни авторы утверждают, что имена собственные лишены значения, другие считают их значение неполноценным или лежащим в ином, нежели у нарицательных, информативном плане, а третьи приписывают им ещё более содержательное значение, чем нарицательным именам. Однако все имена собственные обладают значением предметности, то есть частью их содержания значения является как бы сообщение о существовании некоего предмета или сущности, которую мы представляем себе как предмет. Большинство имен собственных обозначает какой-то класс предметов, среди которых один предмет выделяется особо.

В системе языка с логической точки зрения индивидуализирующая номинация возможна только среди предметов, уже как-то классифицированных на основе обобщения. Также необходимо подчеркнуть, что имена собственные, обозначая индивидуальный предмет, закрепляют в своём значении некое соглашение, уговор именовать данный предмет определённым образом.

Имена собственные несут в себе информацию именно об конкретном предмете, о его свойствах. Эта информация может быть богатой или бедной, и она бывает в разной степени известна в разных сферах общения. Если эта информация получает распространение в масштабах всего языкового коллектива, то это значит, что сведения о данном предмете являются частью языкового значения имени собственного. Таким образом, в значении имен собственных можно выделить по меньшей мере четыре компонента а бытийный, или интродуктивный - существование и предметность обозначаемого.

Данный компонент значения представляет собой как бы свёрнутое сообщение - Существует такой предмет. Этот компонент является общим для всех предметных словесных знаков - нарицательных и собственных б классифицирующий - принадлежность предмета к определённому классу. Такой класс называется денотатом имени. Денотатами антропонимов, например, являются люди а денотатами многих антропонимов - также классы мужчин и женщин денотатами зоонимов - животные денотатами топонимов могут быть континенты, океаны, моря, страны, реки, острова, населённые пункты, улицы и т.д. Данный компонент значения представляет собой свёрнутое сообщение Этот предмет - человек река, строение и т.д. в индивидуализирующий - специальная предназначенность данного имени для наречения одного из предметов в рамках денотата.

Как уже отмечалось, такой отдельный предмет называется референтом имени. Вместе компоненты а, б и в представляют собой как бы свёрнутое сообщение Есть такой человек, который зовётся Джоном Река, о существовании которой мы сообщили, называется Ниагара и т.п. г характеризующий - набор признаков референта, достаточных, чтобы собеседники понимали, о чём или о ком идёт речь. Данный компонент значения, например, имя собственное Ниагара представляет собой как бы свёрнутое сообщение эта река протекает в Северной Америке и образует один из самых больших водопадов в мире 10, 37 . В художественной литературе сложился специальный прием использования характеристических имен. В последнее время многие лингвисты говорят об особом положении омонимов в контексте художественного произведения имя собственное наделяется автором богатством и разнообразием ассоциативных связей, которые раскрываются в контексте произведения.

Становится очевидным, что изучение языка художественной литературы невозможно без исследования имен собственных, заключенных в том или ином тексте.

Изучение имен собственных в тексте художественного произведения представляется значимым и актуальным в современной русистике, о чем свидетельствуют многочисленные работы, касающиеся исследования структурной организации ономастического пространства, стилистических функций онимов, их ассоциативных связей, соотнесенных с реализацией конкретного образа, авторской позиции, замысла произведения.

В настоящее время формируется новое направление в исследовании имен собственных в художественном тексте, в языке художественной литературы, которое возникает на стыке ономастики со стилистикой, поэтикой, лингвистикой текста, лексической семантикой.

Литературная ономастика изучает особенности употребления собственных имен в тексте художественного произведения и за его пределами. Данное направление исследует отражение элементов реальной и вымышленной ономастики, совокупность которых составляет ономастику художественного текста - на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста. Это преломление можно рассматривать как взаимосвязь категорий общего языкового - отдельного речевого, особенного индивидуального в семантико-стилистической системе языка писателя, элементом которой и являются имена собственные 8, 61 . Ученые неоднократно подчеркивали, что при исследовании какого-либо текста нужно подходить к нему с различных сторон, учитывая различные аспекты лингвистического анализа.

Так, анализ только литературной ономастики без учета специфики художественного текста будет, по мнению Т.В. Немировской, несколько однобоким и малоэффективным, несмотря на выигрышность и заманчивость таких исследований 10, 29 . Чтобы исследование носило цельный характер, необходим также и лингвистический анализ как общая характеристика всего литературного произведения.

Представление об ономастической системе будет также неполным без исследования всех его уровней, в том числе и хрематонимов - заглавий, их функций в организации ономастического пространства, а также имен исторических лиц, писателей, художников и так далее, названий -хрематонимов произведений искусства, имен литературных персонажей, используемых писателем в тексте литературного произведения.

В ряде случаев такие анонимы, по мнению некоторых исследователей, могут выступать как прецедентные. Организующая роль ономастического пространства в структуре художественного текста обусловливается системностью этого пространства группировкой имен собственных по лексическим разрядам в зависимости от семантической функции, их словообразовательными особенностями, стилистической принадлежностью, отношением к категории узуальности, степенью экспрессивности отмечает В.Н. Михайлов 18, 3. Все это отражается в художественном произведении и играет конструктивную роль в передаче человеческих отношений, оттенков интимности, официальности, возрастных оценок и иных модальных характеристик.

Ряд исследователей, занимающихся проблемами литературной ономастики, указывают на ее специфику по отношению к ономастике в целом.

Так, Ю.А. Карпенко выделяет несколько существенных признаков 1 вторичность литературной ономастики. Общеязыковая система дает писателю свои модели и нормы в соответствии с местом, временем и социальной средой изображения 2 литературная ономастика рождается на основе свободного творческого поиска, выбора, осуществляемого писателем в соответствии с жанром и стилем текста - в отличие от естественного и длительного исторического развития реальной ономастики в определенной социальной среде и языке народа.

У литературной ономастики и реальной ономастики - разная причинная обусловленность появления 3 литературная ономастика выполняет стилистическую функцию. Имя собственное в обычной речевой коммуникации называет, чтобы различать объекты, а имя собственное в художественной речи эту дифференцирующую функцию совмещает с эстетической, изобразительной функцией и как бы подчиняется ей 4 если реальная ономастика принадлежит в целом словарному составу языка, топонимическому массиву, то литературная ономастика - это факт речи, и не просто речи, а речи художественной, так как функции собственных имен в речи обиходной и художественной совершенно различны 5 литературно-художественное произведение всегда имеет заглавие, которое является главным компонентом ономастического пространства.

К пяти общим признакам Ю.А. Карпенко прибавляет ряд частных, которые обусловлены особенностями текста литературного произведения и его системной организацией а всякое имя композиционно значимого персонажа соотнесено с содержанием целого текста, где оно является ключевым, а также с тематически однородными или контрастными рядами параллельных имен других персонажей.

Каждое имя персонажа, участвующего в развитии сюжета, ассоциативно связано с другими группами действующих лиц, а вся система имен таких лиц образует ономастическую парадигму текста, ядро поля ономастического пространства, в то время как иные средства номинации действующих лиц в тексте войдут в периферию этого поля б ономастические средства текста и их заместители представлены в дискурсе текста, синтагматике, где они, взаимодействуя с остальными словами речевой композиции текста, употребляются в развернутых контекстах как имена действующих лиц или в рамках авторской прямой речи как характеристические средства стиля 18, 15 . Все выше названные особенности литературной ономастики, по мнению ряда исследователей, являются своего рода универсалиями, присущими всем литературно-художественным текстам. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема адекватности имён собственных в произведениях англоязычного андеграунда

Современную западную литературу отличает диалектическое отношение к устоявшимся тенденциям, которое одновременно отвергается, но и усваивается ею.… В художественной прозе второй половины XX века сохраняется сложившаяся в его… В конце сороковых годов еще чувствовались последствия второй мировой войны и она, в свою очередь, дала прекрасный…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристики имен собственных

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категория андеграунд в литературе и искусстве
Категория андеграунд в литературе и искусстве. Как отдельное направление в литературе и искусстве категория андеграунд занимает свою особую нишу, преобладая отличительными качествами и признаками.

Характерные признаки произведений андеграунда
Характерные признаки произведений андеграунда. Неофициальное искусство - может быть не самое точное определение нового явления, но оно четко определяет то или иное явление в данной сфере. Традицион

Грамматическая категория имен собственных
Грамматическая категория имен собственных. В первую очередь стоит отметить тот факт, что имя собственное - это объект ономастики, лингвистической науки, в определении которой это слово или словосоч

Проблема адекватности перевода имен собственных
Проблема адекватности перевода имен собственных. По утверждению Н.В. Марьеньяновой Имена собственные служат для особого, индивидуального обозначения предмета безотносительно к описываемой ситуации

Творчество писателей течения андеграунд Джека Керуака и Энтони Берджеса
Творчество писателей течения андеграунд Джека Керуака и Энтони Берджеса. Джек Керуак, человек, давший новое направление целому поколению в литературе, родился в обедневшей франко-канадской семье.

Анализ имен собственных в произведениях Джека Керуака Биг Сюр и Энтони Бёрджеса Заводной апельсин
Анализ имен собственных в произведениях Джека Керуака Биг Сюр и Энтони Бёрджеса Заводной апельсин. Мир ономастики - прежде всего имен людей и мест антропонимов и топонимов - настолько велик, значим

Библиографический список
Библиографический список. Артюнова Т.В. История литературы битников. М 2007. 2. Блох М.Я Семёнова Т.Н. Имена личные в парадигматике, синтагматике и прагматике. М 2001. 3. Бородина М.А Гак В.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги