рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский язык и культура речи

Русский язык и культура речи - раздел Лингвистика, Русский Язык И Культура Речи План 1. Речевое Взаимодействие. Роль Слова (Реч...

Русский язык и культура речи ПЛАН 1. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. РОЛЬ СЛОВА (РЕЧИ) В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 2. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ 4. КАК НАУЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО СЛУШАТЬ 1. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. РОЛЬ СЛОВА (РЕЧИ) В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Речевое взаимодействие людей - необходимое условие жизни общества.Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт - лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди силой зажигательного слова.

Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага. На заре существования человечества вера в силу слова проявлялась в магических заклинаниях, заговорах, в наличии различных запретов на произношение тех или иных слов, чтобы произнесенное вслух слово не навредило человеку (табу). К. Носилов в книге “На Новой Земле" приводит пример табу у ненцев: “Но более всего нас радовало, когда нам бабушка выворожит белого медведя.

Про него она никогда прямо не скажет (упоминать имя его “ошкуй” грешно для самоедов, а для женщин в особенности) …." (с.44). Ю. Шесталов также пишет: “С тех пор медведей стали убивать. Но мансиец не скажет: “Я убил медведя”, а молвит: “Я низвел его”. И не по имени медведя называют, а “в лесу живущим “величают". [Ю. Шесталов. Когда качало меня солнце Лениздат, 1983, с.239] В Библии отражена божественная природа слова: “Вначале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово был Бог”. [Евангелие от Иоанна] Библия рассматривает слово как важнейшее средство человеческого общения.

В “Книге притчей Соломоновых" завещано: “Приложи сердце свое к учению и уши твои - к умным словам” [гл.23, 12]. В “Книге Екклесиаста" (проповедника) подчеркивается: “Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их от единого пастыря" [гл.12, 11]. “Толковая Библия, или комментарии к тексту священного писания”, изданная Институтом перевода Библии [Стокгольм, 1987, т.2], дает такое толкование значения этих слов: “Слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, поскольку здесь имеются в виду те острия, которые находятся на палке пастуха и погонщиков". [Указ. раб с.35-36] Искусство слова, умение говорить высоко ценятся Библией.

Какие же требования предъявляет Библия к речам человека? Прежде всего - это умение говорить по существу.

В “Евангелии от Матфея” читаем: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" [гл.12, 36-37]. Апостол Павел поучает: “…. Бабьих басней отвращайся” [2 послание к Тимофею, гл.2, 16] ; “Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам…". [гл.5, 4] Следующее требование к речи состоит в том, что слово должно быть продуманным и твердым: “Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" [Книга премудростей Иисуса сына Сирахова, гл.5, 12], “Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ". [Там же, гл.5, 13] Особенно твердым в выполнении обещанного должен быть человек, поклявшийся самым святым для себя: “Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу". [Второзаконие, гл.23, 23] Особенности речи Библия тесно связывает с нравственным, интеллектуальным уровнем человека.

В Библии на эту тему очень много изречений, например: “Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен” [Книга притчей Соломоновых, гл.17, 20] ; “В речах - слава и бесчестие, и язык глупого бывает падением ему”. [гл.5, 15] Библия запрещает нам злоречие, клевету, использование слова во вред человеку.

Апостол Павел учит: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим”. [Послание к Ефесянам, гл.4, 29] “Дурное слово на ветер молвится" часто говорят в народе, но Библия предостерегает от легкомысленного отношения к гнилым (дурным) словам, чтобы не оскорблять слушающих, а приносить духовную пользу.

В “Послании к колоссянам” апостол Павел пишет: “А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших". [гл.3, 8] “Не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим: ибо на воре стыд, на двоязычном - злое порицание" читаем мы в “Книге премудростей Иисуса сына Сирахова” [гл.5, 16, 17], “Боятся в городе дерзкого на язык и ненавидят опрометчивого в словах”. [Там же, гл.9, 23] В “Послании к Римлянам” апостола Павла говорится: “Злоречивы, клеветники, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы…. делающие такие дела достойны смерти…”. [гл.1, 30 - 32] Апостол Павел внушает, что надо уметь обуздать язык свой, это уже является признаком высокого нравственного совершенства.

Общечеловеческая греховность особенно проявляется в связи с неправильным употреблением дара слова.

Кто может обуздать язык, то может обуздать свое существо. “Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него" говорится в другом месте. [Книга притчей Соломоновых, гл.29, 20] Библия в сильных образных выражениях рисует гибельные действия необузданности языка. Пожар зла и гибели, зажигаемый языком, воспламеняет и сжигает огнем страстей весь круг жизни человеческой: “5. Так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает. 6. И язык - огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны, ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это неудержимое зло, он исполнен смертоноснаго яда. 7. Им благословляем Бога и отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 8. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть". [Послание апостола Иакова, гл.3] Эта же мысль выражена в других словах: “Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от лукавых речей". [Первое соборное послание апостола Петра, гл.10] Библия наставляет: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…. ”. [Евангелие от Матфея, гл.7, 1 - 2] Особо почитается Библией дар слова у тех, кто призван учить: у учителей, проповедников. “Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом читаем “Послание святого апостола Павла к коринфянам" иному чудотворения, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков” [гл.14], говорится и о пользе дара языков: если говорящий языками может изъяснить собравшимся смысл своей речи, дар языков ставится на уровень с даром пророчества.

Состояние же говорящего языками, но не способного разъяснить свою речь - состояние несовершенное, и прекрасная сама по себе речь говорящего останется бесполезной для слушателей, в таком случае владение языками становится даром бесплодным.

В Библии уделяется внимание ораторским данным апостолов, пророков. Особенности речей пророков, их смысл и форма изучаются апостолами: “…будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей, будет наследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей" [Деяние апостолов, гл.38, 13] ; “Мудрые слова были в учении их: они изобрели музыкальные строи, и гимны предали писанию". [Деяние апостолов, гл.44, 3] Не случайно наиболее почитаемы христианские святые Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, Апостол Петр, которые славились умением говорить.

Речи апостолов обычно воодушевленные, форма изложения мыслей афористическая.

Сила речей такова, что многих они (пророки, апостолы) обращали в свою веру. Например, речь апостола Петра обратила в свою веру “мужей”: “Многие же из слушавших слово уверовали; и было таковых людей около пяти тысяч". Говоря о проповеднической деятельности апостолов, Библия обращает внимание на то, в чем заключается сила проповедей.

Одна из главных черт речей пророков - уверенность в своей правоте: “А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его…". [Книга пророка Михея, гл.3, 8] Не менее важным качеством апостольских речей является их смелость: “И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, … и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением". Вот как описывает силу проповеди апостола Петра известный польский писатель Генрих Сенкевич (1846-1916) в романе “Камо грядеши? ” (1896), где действие разворачивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона (64-68 г. н. э): “… Петр стоял перед коленопреклоненными, старый, озабоченный человек, в эту минуту казавшийся воплощением дряхлости и немощи. … А тем временем Петр заговорил, и голос его вначале был настолько тих, что с трудом можно было расслышать слова: Дети мои! Я видел на Голгофе, как Бога пригвождали к кресту.

Я слышал стук молотков и видел, как поставили крест стоймя, дабы толпы смотрели на смерть сына человеческого… Далее Петр заговорил голосом уже более громким: Почто жалуетесь? Господь сам предал себя мукам и смерти, а вы хотите, чтобы он вас от нее охранил? О, маловерные! Неужто вы не поняли его учение? Неужто он вам обещал одну и ту же жизнь? Вот он приходит к вам и говорит вам: “Идите моим путем! ”, вот он подымает вас к себе, а вы цепляетесь за землю и вопите: “Господи, спаси!" Я, который перед богом прах, но перед вами апостол божий и наместник, говорю вам именем Христовым: “Не смерть перед вами, но жизнь, не муки, но неслыханные наслаждения, не слезы и стоны, но песнь, не рабство, но престол царский! Я, апостол господень, говорю тебе, вдовица, сын твой не умрет, но родится во славе для жизни вечной, и ты соединишься с ним! Тебе, отец, у кого невинных дочерей опозорили палачи, я обещаю, что ты найдешь их сияющими белизной, как лилии Хеврона! Вам, матери, которых отымут у сирот, вам, что лишаются отцов, вам, что сетуете, вам, что будете зреть гибель любимых, вам, опечаленные, страждущие, тревожащиеся, и вам, кому предстоит умереть, я обещаю именем Христовым, что вы пробудитесь, как ото сна, к божьему.

Во имя Христа, да спадут бельма с глаз ваших и отогреются сердца! ”. С этими словами апостол поднял руку повелительным жестом, и все почувствовали, что живее потекла кровь в их жилах, но также и дрожь пробежала по телу, ибо стоял перед ними уже не старец, дряхлый и недужный, но властелин, который брал их души и, поднимая из праха, освобождал от тревоги.

Аминь вскричали несколько голосов.

А из его глаз излучался все более яркий свет, и вся его фигура дышала силой, величием, святостью. … Даже лицо апостола изменилось, озарилось каким-то необычным светом - некоторое время смотрел он так и молчал, словно онемев от восторга, но вот опять они услышали его голос…" Библия свидетельствует, что слушателей следует готовить к восприятию речи оратора. Эта мысль выражена в притче о сеятеле.

Только подготовленные, настроенные на восприятие речи слушатели принимают идеи оратора, претворяют их в дела. Библия рекомендуют: “Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, то удерживает язык свой от зла и уста свои от лукавых речей". [Первое соборное послание Св. ап. Петра, гл.10] В “Книге премудростей Иисуса сына Сирахова” читаем: “Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих" [гл.5, 14] ; “Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" [гл.5, 12] ; будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ" [гл.5, 13] ; “Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь" [гл.6, 5] ; “Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире” [Толковая библия, т.5, с.168] ; “Перед собранием старших не многословь, и не повторяй слово в прошении твоем" [гл.7, 14] ; “Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того” [гл. 19, 14] ; “Расспроси друга, ибо часто бывает клевета" [гл. 19, 15] ; “В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему”. [гл.5, 15] О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты: первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка; первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в); первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и культуры. [Данные примеры приводятся по книге Л.А. Введенской, П.П. Червинского, с.216-217]. Наши современники не менее высоко оценивают роль, силу слова: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести.

Словом можно продать, И предать, и купить, Слово можно в разящий Свинец перелить пишет В. Шефнер.

И таких примеров можно привести много.

Понимание роли слова в жизни людей послужило причиной того, что уже в античности в Греции сложилось учение об искусстве речи и появился сам термин риторика. 2. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА Речевое событие - это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов: 1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение; 2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.

При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию. 3.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

[Риторика: книга первая] Помимо говорящего и адресата (лица, к котором... Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость ... Не выдавайте чужие идеи за свои. Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение - процес... Как показывают результаты исследований, проведенных за рубежом, инжене...

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО СЛУШАТЬ

Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ... 3. Не позволять себе перебивать другого: прежде чем сделать замечание, до... [Раскрепощенный менеджер М 1991, с.171-172] В книге “Маргарет Тэтчер: ... Еще великий русский писатель А.И.

– Конец работы –

Используемые теги: Русский, язык, Культура, речи0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский язык и культура речи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

Контрольная работа по Русскому языку и культуре речи
Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и… Произношение на месте буквы г в окончании род. пад. прилагательных звука [г],… Задача орфоэпии заключается в том, чтобы устранить отступления от литературного произношения. ¬ Кваре’нги [ ]…

Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи" Гагарин 2008 г
Вы знаете д_рогие мои что красота во всех ее про_влениях имеет свое об_яние свое подчиняющ_е себе вл_яние на человека. Вот мы смотр_м на ночное звез_ное небо стоим у бер_га бе_крайнего моря… Это ощ_щение красоты в нас возн_кает через посредство нашего т_лесного зрения.

ФП, 1 курс РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ... Г Н Большакова... ЛИТЕРАТУРА Введенская Л А Павлова Л Г Кашаева Е Ю Русский язык и культура речи Л А Введенская...

Русский язык и культура речи
Значит, стиль - это речевой выбор. Официально деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений. Функции передача информации в сфере… Отступ. Прошу провести ремонт в течении 10 дней. Подпись справа. Деловое… Дата. Подпись. Название документа. Объективность отсутствие экспрессивной окрашенности. Письменные жанры Частные…

Русский язык и культура речи
На сайте allrefs.net читайте: "Русский язык и культура речи"

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Русский язык и культура речи
Текст 1. Научный стиль. 2. Учебник или справочное пособие. 3. Цель: сообщить научный факт, дать понятие о поликристаллических телах и… Текст 1. Литературно-художественный стиль. 2. Отрывок из художественного… Текст № 1. Разговорный стиль. (Диалог) 2. Отрывок из художественного произведения. 3. Цель: 4. Разговорной речи…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русский язык и культура речи Паронимы. 9. Заимствования в современном русском языке. 10. Фразеологизмы. 11. Грамматические трудности современного русского языка. 1. Причины… Разумеется, влияние этих факторов на язык обычно осуществляется не прямо, а… Узкий и всё более суживающийся состав носителей территориальных говоров сказывается и на характере их…
  • Серова Т. О. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс Данный учебно методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... РЕКОМЕНДОВАНО Учебно методическим советом КИУЭС Протокол от Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры...
  • Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины Русский язык и культура речи методические рекомендации...
  • По изучению дисциплины Русский язык и культура речи Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный университет...
  • Русский язык и культура речи М.: ОНИКС, "Альянс-В", 2. Орфографический словарь русского языка: Около 10 слов /РАН. Институт русского языка. Отв. ред.В. В. Лопатин.32-е изд. М.:… Ударения: Около 12000 слов. М.: Русский язык, 2. Ф Костомаров В.Г. Словарь… М.: Русский язык, 3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке М.: Книга, 1978 и др. К разделу…