рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"

Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина" - раздел Лингвистика, Содержание Стр. Введение … 3 Общая Часть … 1.история Создания Образа Анны Кар...

СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ … 3 ОБЩАЯ ЧАСТЬ … 1.История создания образа Анны Карениной. … 2.Новый в русской литературе образ женщины. … 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 29 ЛИТЕРАТУРА …. 31 ВВЕДЕНИЕ В начале 1870-х годов, отдаваясь мыслям о современной, по-новому «ук-ладывающейся» русской действительности, Толстой создает роман «Анна Каренина». 1870-е годы – время полной писательской зрелости Толстого, и «Анна Ка-ренина» – это логическая середина всего его творческого пути. В этом произве-дении писатель задумал изобразить “тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя” (так определил он сам свою героиню нового замысла). Образ Анны Карениной – одно из величайших художественных созданий Толстого, одно из высших достижений русского реализма. Этот образ связан с глубокой традицией всей передовой русской литературы XIX века. Начиная с пушкинской Татьяны, в русской литературе проходит целая га-лерея образов передовых женщин, стремящихся эмансипироваться от гнета и унижения, в которые они были поставлены обществом.

Пушкинская Татьяна первая ощутила себя «девочкой чужой» в своей родной дворянской семье.

Ее свободное, чистое чувство к Онегину уже идет наперекор всем «приличиям» дворянской морали, она «первая» пишет ему страстное, полное признаний в любви, письмо. Ее правдивая душа, светлый, чисто русский ум несут в себе большую критическую силу. Но пушкинская Татьяна – выразительница еще раннего и незрелого протеста против морали общества, убивающей личность.

Русское передовое общественное движение, реалистическая литература ставили вопрос об эмансипации женщины как часть общей задачи освобожде-ния народа от гнета крепостничества и всех его порождений. Подымалось освободительное движение в стране, рос и приобретал все большую важность женский вопрос. Русская женщина сама становилась все более активной участ-ницей этой освободительной борьбы. В романах Тургенева мы уже встречаем такие волевые и целеустремлен-ные фигуры, как Елена Стахова из «Накануне» и, значительно позднее, Мариан-на из «Нови». Гончаров создает образы Ольги Ильинской («Обломов») и Веры ("«Обрыв"». Ольга преодолевает не только узкий мирок интересов Обломова, но и претенциозную деловитость Штольца, ставшего ее мужем.

Она вся устремлена в будущее и жаждет большой и полезной деятельности. Ее не удовлетворяют приобретательские помыслы Штольца, духовно нищего, как и породившие его социальные отношения.

В ответ на ее страстные призывы идти вперед и выше он лепечет, что «мы не Манфреды, мы не Фаусты». По-разному ставился и решался женский вопрос в русской литературе. Это зависело и от мировоззрения писателей и от исторического момента. Страстные попытки русской женщины если не порвать вовсе, то надорвать сковывающие ее путы обнаруживает Куциферская в романе Герцена «Кто виноват?», Наталья в романе Тургенева «Рудин», Катерина в «Грозе» Остров-ского. Но особенно следует подчеркнуть значение женских образов в романе «Что делать?» Чернышевского и в поэме «Русские женщины» Некрасова.

Именно у Чернышевского женский вопрос выступает открыто и всесто-ронне связанным с революционной борьбой, как часть большого вопроса о грядущем социалистическом преобразовании России. Конечно, социализм Чернышевского утопичен. Но Чернышевский показал, что освобождение женщины должно быть не только в сфере любви. Он показал, как решение его связано с решением самых главных вопросов: женщина должна быть в обществе во всем равна мужчине, она должна быть занята общественно полезным трудом, она должна быть материально независимой только тогда она будет духовно свободна. Образ Веры Павловны – не только гуманистическая мысль Чернышевско-го, но и отражение реальных прототипов передовой русской женщины 60-х годов, впервые пошедшей в революцию и на открытый разрыв с «обществом» во имя создания нового, «разумного» общества, без угнетения, насилия и лживой морали.

Некрасов изображает самоотверженных революционных подвижниц, «русских женщин», княгиню Трубецкую и княгиню Волконскую, поехавших в Сибирь вслед за своими мужьями-декабристами.

Многие героини русских романов отваживались жертвовать «приличиями» света во имя своей чистой любви, имевшей, как им справедливо казалось, свои права. «Русские женщины» у Некрасова делают еще большее – сознательно порывают со своим сословием, клеймят его ханжество, бездушие и отказываются от всех дворянских привиле-гий, нисколько не дорожа ими. И сама любовь их поднимается на высшую ступень и помогает им гордо нести свой страдальческий венец. Мощная традиция всей русской классической литературы исторически увенчивается образом матери (Ниловны) в знаменитом романе Горького.

Великий пролетарский писатель безусловно продолжил традицию русской литературы в этом вопросе, но вместе с тем он поднял всю проблему на новую высоту. Он показал эмансипацию забитой, униженной женщины из народа, из рабочей среды.

История и литература второй половины ХIХ в. свидетельствует, что в го-ды создания «Анны Карениной» особенно тяжелы были судьбы русской жен-щины. Драматизм положения женщины, за освобождение которой боролась литература еще с середины века, нашел свое многообразное отражение в творчестве почти всех крупнейших русских писателей (особенно тревожно у Островского и Достоевского). В 1870-е «пореформенные» годы проблема социального и семейного бытия женщины приобрела исключительную остроту.

Толстой внес свой великий вклад в решение этого вопроса. Он, как гени-альный художник, не мог пройти мимо этой традиции, так чутко и полно отражавшей объективный исторический процесс нарастания революционной волны в России, нарастания справедливого отпора насилию со стороны самого угнетенного в русском обществе «сословия» – женщин. У Толстого в романе «Анна Каренина» женский вопрос тоже выступил, как один из многочисленных вопросов о грядущих судьбах России, занимавших его целиком. «Анна Каренин» – остро злободневный социально-психологический ро-ман, созданный на материале переломной эпохи, когда на смену старому крепостному праву складывался новый буржуазный порядок.

Коренная ломка экономических и правовых отношений сопровождалась изменением моральных устоев и нравственных понятий, усиливая разрушение патриархальных пред-ставлений о семье. Новое, буржуазное, во многом оказывалось хуже традицион-но сложившегося старого. Все это волновало Толстого. Внимание к женскому вопросу не явилось плодом свободной фантазии писателей, а было отражением и насущного требования времени, и реального исторического движения, принимавшего со временем все более глубокое содержание и более широкий размах.

В семидесятые годы передовые русские девушки уже настойчиво стучались в двери высших учебных заведений, попол-няли ряды революционеров. Становились участницами революционных процес-сов и жертвами полицейских расправ. В переломную послереформенную эпоху в литературе обостряются споры о роли женщины в семье и обществе.

Наряду с активными поборниками женского равноправия выступали и ярые его против-ники. Близкий Толстому Н.Н Страхов в статье «Женский вопрос» высказывался в том смысле, что это надуманный вопрос, что для женщины вполне достаточно ее естественного материнского призвания, забот о муже и семье. Что же касает-ся требования предоставления женщинам прав и возможностей заниматься другого рода деятельностью, то эти права и занятия нужны лишь тем женщинам, которые не сумели выйти замуж. «На случай крайности, в виде исключения, в виде неизбежного зла – можно женщинам вступать на неженские поприща.

Но видеть в этом что-либо желательное и всячески толкать женщин на несвойст-венные им пути было нелепо и вредно». Примерно этого же взгляда придерживался и сам Л.Н. Толстой. Неруши-мость семейного очага для него обязательное условие здоровых общественных отношений, которые, увы, продолжают сохраняться только в патриархальной народной среде.

Классы же, испорченные цивилизацией, считает писатель, утратили понятие нерасторжимости брака и святости семьи. Рождение и совме-стное воспитание детей – эта естественная цель брачных отношений в совре-менном образованном обществе – все более уступает место жажде пошлых удовольствий и ведет к разврату. В период, когда все старое и привычное рушится и разламывается с необыкновенной быстротой, великим писателем овладевает страстное желание противодействовать гибельному процессу.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1.

История создания образа Анны Карениной

Но это произведение нельзя отнести к числу творче-ских удач писателя. Герою повести «Казаки» Оленину светские увлечения, к которым все время... В декабре 1874 г. Фридрихс, убийца своей любовницы. В ряде рукопис-ных вариантов он ищет все более и более убедительные че...

Новый в русской литературе образ женщины

Такой искренности и естественности не хватает даже Долли. И в этом тоже была их трагедия. Анна была похожа на «беззаконную комету в кругу расчисленном све-тил». Вот именно в этом искушении и состоит комплекс Анны Карениной. Анна не может принять ни ложь и фальшь норм светской жизни, отстаи-вае...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Толстой всегда был противником «женского вопроса» (полемическим от-ветом на него явилось в свое время «Семейное счастье», 1859). Тем не менее в 70-е годы в процессе художественного воссоздания судьбы людей «образован-ного сословия» (не обретших веры) путь «силы и энергии», «самый достойный выход», связывается Толстым с женским образом. Вопрос в романе ставится не столько о правах, сколько о нравственных возможностях личности. Общему процессу умирания «внутреннего человека» в наибольшей степени сопротивля-лась натура женская в силу ее большей чуткости и восприимчивости.

В плеяде замечательных образов русских женщин, созданных классиче-ской литературой, образ Анны Карениной выделяется силой духовной красоты. При всем многообразии типов русских женщин и индивидуальной самобытно-сти каждого из женских образов, запечатленных русской классической литера-турой, заметно выступают две общие черты их душевного склада: первая – верность нравственному или общественному долгу (пушкинская Татьяна, лермонтовская Алена Дмтриевна из «Песни о купце Калашникове», тургенев-ская Лиза из «Дворянского гнезда», некрасовские героини – жены декабристов и т.д.) и вторая –страстное стремление к достижению права самостоятельно распоряжаться своей судьбой (многие образы Герцена, Тургенева, Островского, Гончарова, Чернышевского). В Анне эти две черты – верность нравственному долгу и стремление к личной свободе – приходят в то острейшее противоречие, какое неизбежно вытекало из закрепощенного положения женщины в семье.

Демократически настроенные современники «Анны Карениной» с недо-умением и огорчением восприняли тот факт, что в центре толстовского романа 1870-х годов оказалась женщина, жизнь которой так и не выходит за пределы света.

С чрезвычайной резкостью высказался об этом Некрасов, не менее решительно осудил Толстого Щедрин… А теперь после всего сказанного, надо признать, что в обращении Толсто-го к судьбе Анны проявился едва ли не максимальный по той поре и очень истинный демократизм.

Именно так, потому что героиня Толстого, для которой никакой другой среды и жизни, кроме как светская, просто не существует, заходит в своих поступках так далеко, что это становится угрозой для всего существующего склада отношений. На протяжении всего романа Толстой с предельной психологической вер-ностью проследил борьбу Анны за свои права на счастье и, сплетая эту ее борьбу с борьбой Левина, который уже знает, что «надо биться, чтобы лучше жить» (это «вздор», будто «жизнь не допустит», будто «прошедшее не допус-тит»), вскрывает огромные душевные силы своей героини. В сопоставлении этих сил с убожеством окружающей Каренину среды ощущается глубокий реализм Толстого, клеймящего ненавистный ему светско-бюрократический мир. Морально Анна неизменно торжествует над этим миром, хотя физически и погибает, раздавленная той самой «броней», перед которой и Левин чувство-вал себя бессильным.

Изложив историю Анны, Толстой вскрыл трагическую правду жизни. И правда эта заключалась в том, что весь государственный строй, основанный на неравенстве, лицемерии и угнетении, предопределил судьбы таких людей, как Анна Каренина.

Непреходящее значение «Анна Карениной» состоит в том, что в ней жизнь, борьба и гибель героини показаны как проявление глубоких социальных конфликтов. ЛИТЕРАТУРА 1. Арденс Н.Н. (Н. Апостолов) Творческий путь Л.Н. Толстого. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 676 с. 2. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М.: Художественная литература, 1978. – 158 с. 3. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа ХIХ века. Пушкин, Герцен, Толстой. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 272 с. 4. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 198 с. 5. Билинкис Я. В защиту живой жизни. //Вопросы литературы. – 1960 №11. – С.42-59. 6. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с. 7. Билинкис Я.С. Творческий путь Л.Н. Толстого. – Л 1956. – 67 с. 8. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» //Русская литература. – 1991 №3. – С. 25-35. 9. Бурсов Б.И Лев Толстой и русский роман. – М Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 151 с. 10. Бычков С. Л.Н. Толстой.

Очерк творчества. – М.: Госиздат, 1954. – 480 с. 11. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. – 168 с. 12. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой Художественно-этические искания. – Л.: Наука, 1981. – 173 с. 13. Горная В.З. Мир читает «Анну Каренину». – М.: Книга, 1979. – 128 с. 14. Гудзий Н.К. Лев Николаевич Толстой. – 2-е изд испр. – М.: Изд-во МГУ, 1956. – 115 с. 15. Ермилов В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». – М.: Госиздат, 1963. – 133 с. 16. История русской литературы: В 4 т. Т.3. Расцвет реализма. /Под ред. Ф.Я. Приймы, Н.И Пруцкова. – Л.: Наука, 1982. – 876 с. 17. Ищук Г.Н. Лев Толстой.

Диалог с читателем. – М.: Книга, 1984. – 191 с.: ил. 18. Каримов Э. Человек в изображении Льва Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»). – Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1967. – 184 с. 19. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70-90-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1983. – 400 с. 20. Кулешов Ф.И. Л.Н. Толстой.

Из лекций по русской литературе XIX в. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 288 с. 21. Купреянова Е.Н. Социальный смысл нравственной философии романов «Мадам Бовари» и «Анна Каренина» (К вопросу о национальной типологии русского реализма) // Русская литература. – 1976 №1. – С. 41-53. 22. Маймин Е.А. Лев Толстой.

Путь писателя. – 2-е изд. – М.: Наука, 1984. – 192 с. 23. Малкин В.А. Лев Николаевич Толстой (150 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1978. – 62 с. 24. Полтавец Е. Семинарий «Литературы» //Первое сентября.

Литература. – 2003 №1. – С.5-12. 25. Поповкин А. Л.Н. Толстой. – М.: Политиздат, 1963. – 286 с. 26. Русская художественная проза второй половины XIX века. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. – Минск: БГУ, 2003. – 135 с. 27. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. П. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 446 с. 28. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» //Русская литература. – 1990 №3. – С. 34-47. 29. Тарасов А. Является ли праведницей Анна Каренина? //Литература в школе. – 2001 №3. – С. 2-5. 30. Усманов Л.Д. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и научные споры 60-70 годов XIX века // Русская литература. – 1985 №3. – С. 104-116. 31. Успенский И.Н. Роман «Анна Каренина» // Творчество Л.Н. Толстого: Сборник статей. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 201 –278. 32. Хлебникова М.Н. Роман горячий, гармоничный («Анна Каренина» Л.Н. Толстого) (Лекции, прочитанные на кафедре русской и зарубежной литера-туры). – Ростов-на-Дону, 1968. – 76с. 33. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М.: Художественная литература, 1978. – 581 с. 34. Шифман А. Страницы жизни Льва Толстого. Очерки. – М.: Советская Россия, 1983. – 336 с. 35. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения.

Книга о сюжете. – М.: Советский писатель, 1981. – 351 с. 36. Щеблыкин И.П. История русской литературы (ХI-ХIХ в.в.). – М.: Высшая школа, 1985. – 511 с.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, женщины, романе, Толстого, Анна, Каренина0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роман Л. Толстого "Анна Каренина"
Она отступилаот своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было.Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же… В образе Анны Карениной развиваются и углубляютсяпоэтические мотивы Войны и… Вследствие этого тема народа в Анне Карениной получила своеобразную форму выражения она дана главным образом через…

Л.Н. Толстой. Роман "Анна Каренина"
Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической… В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами… В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика…

Роман Л. Толстого "Анна Каренина"
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого,… В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы «Войны и… Вследствие этого тема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана главным образом через…

Образ Кутузова в романе Толстого "Война и мир"
Он подобен вектору, направление действия которогоопределяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых висторическом пространстве. История, то естьбессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой… Только поняв это, можнообъяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.В Аустерлице,…

Образ капитана Тушина в романе Толстого "Война и мир"
Есть портре ты парадные,есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра новелла о капитане Тушине.Портрет Тушина совсемне… И далееТолстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой уди… Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. ОднакоТушин, не замечая ге нерала, выбегает вперед батареи, под…

Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир"
Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых… Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины… Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой…

Образ Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Это оченьсложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.Есть лица раздражающие, естьгерои, которые вызывают восхи щение или… Сложный мир воинских взаимоотношенийНиколай выстраивает при помощи трех… Явиноват, кру гом виноват! восклицает он, когда осознает это. На наших гла зах происходит мужание…

Образ неба в романе Толстого "Война и мир"
Как же я не видалпрежде этого высокого неба? И как я счас тлив, что узнал его наконец , думает Болконский на полеАустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ни чтожествеНаполеона стала… Болконский, вспоминая о Ната ше, скажет себе еще раз, что любил еедушу, ведь небесная душа Наташи и небесная душа…

Образ Андрея Болконского в романе Толстого "Война и мир"
В этом смыслеон подвер жен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но преждевсего в поведении, в стиле жизни.И тихая походка, искука во… Все окружающее ниже иуже поэтому хуже него.Но подобное отношениек миру не… Такимсформи рованным, готовым Толстой проводит князя через главные событиеевропейской и отечественной истории, через…

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I" Эти событияоставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясе ние.Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе чатлительным его… До всего он должен дойтисам чтобы проводить ре формы, ему необходимы… Товарищами по этим играм становятся мальчишкииз простонародья, смышленые, пре данные и смелые ядро будущей гвардии.В…
  • Образы русских женщин в романе "Война и мир" На страницах романа оживает история, встают люди воплоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями,любовью и… Толстой нарисовал широкую картину жизнидворянского общества, изобразил его со… АннаПавловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухованесут в себе прежде всего черты своего…
  • Образ Пьера Безухова в романе Толстого "Война и мир" Он через короткое время становится обладателемтысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеихстолиц. Граф Лев Толстой,… Судя по косвеннымавторским наме кам, Пьеру в момент появления в Петербурге… После скандала,связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем онединственный, кто…
  • Образ Наташи Ростовой в романе Толстого "Война и мир" Полуребенок-полудевушка. Толстому важно вней все и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, чтоона черно глаза и волосы ее… Чистое дело, марш , удивляется дядюшка.Кажется, не меньше удивлен и автор Где,… Их внешнее сход ство можно расценивать как цитатное.Кроме того, общая культур ная аура, поэтика фольклорных забав и,…
  • Образ княжны Марьи в романе Толстого "Война и мир" Ее батюшка,Николай Андреевич, человек неиз приятных часто брюзглив и груб, ру гаеткняжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего пе дант.А вот… То, что глаза зеркало души, общее место. Но душа княжны действительнопрекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.Княжна Марья умна,романтична…