рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История создания образа Анны Карениной

История создания образа Анны Карениной - раздел Лингвистика, Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина" История Создания Образа Анны Карениной. Вопросы Брака, Семьи, Роли И П...

История создания образа Анны Карениной.

Вопросы брака, семьи, роли и положения женщины в обществе получили свое отражение в произведениях молодого Толстого. Им он посвятил повесть «Семейное счастье» (1859). Но это произведение нельзя отнести к числу творче-ских удач писателя. Герои повести – Маша и Сергей Михайлович, погруженные в свои внутренние психологические переживания, как бы изолированы от внешнего мира; социальные проблемы брака и семьи в повести не получают отражения. Известно, что сам Толстой был глубоко неудовлетворен этой повестью, о чем он писал В.П. Боткину.

Но эти же проблемы продолжали волновать Толстого и в последующие годы. Герою повести «Казаки» Оленину светские увлечения, к которым все время примешивались мысли об устройстве денежных дел при помощи брака, представились в ином свете, когда он увидел нравственную чистоту и простоту отношений в трудовой казацкой среде. Сильная и свободная любовь Марьянки и Лукашки еще более оттенила фальшь светской среды с ее условностями и расчетом в брачно-семейных отношениях.

Марьянка прекрасна силой самобытного характера, гордой и твердой ре-шимостью самой определять свою судьбу. На ее выбор не могут повлиять никакие внешние обстоятельства, ее любовь определяется только ее чувствами. Все существо Марьянки, весь склад ее ума, ее чувства – живое и яркое опровер-жение ложной «мудрости», выраженной в словах: «стерпится – слюбится» - словах, отражавших горькую, закрепощенную судьбу женщины. Наташа Ростова и Марьянка – девушки, находящиеся на разных социаль-ных полюсах.

Но между этими женскими образами Толстого есть одна сходная черта. Наташа так же смела, решительна в своих чувствах, как и Марьянка. Она не ждет, как сложится ее судьба, а сама решает ее. Покорная пассивность княжны Марьи или воспитанницы Ростовых Сони чужда ее активной и свое-нравной натуре. Духовный облик таких женщин, как Марьянка и Наташа, несомненно привлекал Толстого. Как художник, он придавал этим образам русских женщин особую поэтичность, чарующую прелесть.

Но сколь ни пре-красны духовные качества Наташи – непосредственной в своих чувствах, ее мир замыкается дворянской семьей. Она заставляет любящих ее родителей, родных считаться с ее желаниями, ее чувствами – и только. Никакой борьбы вне круга близких ее людей не выпадает на долю Наташи. Когда Наташа достигает своей цели – жизни с любимым человеком, она вся погружается в мелочи семейного очага, превращается в женщину замкнутого дворянского круга, теряет все свое былое очарование.

В 1870-е годы Толстой, как человек и как художник, обогатился уже глу-бокими и сложными впечатлениями своей семейной жизни. Толстой все глубже задумывается над вопросами семейной жизни. Судит о счастливых и несчастных семьях и ищет корни их удач и несчастий. Он стремится уяснить тему о женщине и мужчине и их «вине» или «невиновности» друг перед другом. Толстой понял всю сложность взаимных отношений мужа и жены. К лич-ным переживаниям присоединились факты окружающей действительности прежние и новые драмы в знакомых писателю семьях.

В январе 1872 г. броси-лась под поезд «гражданская» жена соседа – помещика Бибикова, оставленная мужем, Анна Степановна Пирогова. В декабре 1874 г. попал под поезд, видимо, это было тоже самоубийство, судебный следователь в Туле Н.Н. Фридрихс, убийца своей любовницы. Толстой долго ищет не только имя своей основной героини (Татьяна Сер-геевна Ставрович, Аня, Анастасия, Анна Гагина, Анна или Нана Пушкина, Бернова, Анастасия Аркадьевна, Нана Каренина, Анна Аркадьевна Каренина), но и ее внешние и духовные черты.

Вот первые штрихи, которыми он характе-ризует чету Карениных: «Он – прилизанный, белый, пухлый и весь в морщинах; она некрасивая, с (маленьким) низким лбом, коротким, почти вздернутым носом и слишком толстая. Толстая так, что еще немного, и она стала бы уродлива». Но – «несмотря на некрасивость лица, было что-то в добродушии улыбки красных губ, так что она могла нравиться». Однако сомнения в красоте своей героини были у Толстого недолгими.

В начальном наброске романа, сделанном весной 1873 г он уже определенно говорит о ней, как о «красавице». Тема Анны, как и тема Константина Левина, оказалась для автора самой трудной и медленно разрешаемой. В ряде рукопис-ных вариантов он ищет все более и более убедительные черты в характере героини и колеблется между резкими и мягкими красками. То он хочет придать ей «дьявольский» облик женщины, властно покорившей волю и рассудок мужчины, то, наоборот, придя, очевидно, к заключению, что не надо гнаться за романтической характеристикой образа, опрощает и смягчает ее натуру, наде-ленную все же большой чувствительностью.

Образ самой Карениной написан с учетом отдельных черточек личности М.А. Гартунг – дочери Пушкина, которую Толстой встречал в Туле и облик которой (изящные манеры, экспрессивная речь и неизменная оживленность) оставил вдохновляющее впечатлении (не случайно в некоторых черновых зарисовках к роману она названа Анастасией Аркадьевной Пушкиной). 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ женщины в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"

Пушкинская Татьяна первая ощутила себя «девочкой чужой» в своей родной дворянской семье. Ее свободное, чистое чувство к Онегину уже идет наперекор всем «приличиям»… Русское передовое общественное движение, реалистическая литература ставили вопрос об эмансипации женщины как часть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История создания образа Анны Карениной

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новый в русской литературе образ женщины
Новый в русской литературе образ женщины. Анна Каренина воспринималась многими дореволюционными (Ф.И. Бул-гаков, Г. де Вогюэ и др.) и большинством послереволюционных (Н. Арденс, Н.Н. Гусев,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги