рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности литературного произношения согласных звуков

Особенности литературного произношения согласных звуков - раздел Лингвистика, Содержание: 1. Введение 2. Особенности Литературног...

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение 2. Особенности литературного произношения согласных звуков 3. Заключение 4. Список использованной литературы Изучение русского языка и культуры речи как дисциплины необходимо не только филологам и лингвистам, но и всем тем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, кто стремится к развитию и совершенствованию собственной личности.Данная дисциплина рассматривает основы культуры речи, специфику и виды речевой деятельности, дает характеристику основных механизмов речи. Без этих знаний невозможно обойтись любому образованному и уважающему себя человеку.

Роль языка в жизни каждого человека и общества в целом огромна, поскольку возникновение и существование человека и его языка неразрывно связаны друг с другом. Основной функцией языка является общение и познание действительности.Язык называется литературным потому, что в основе его создания лежит отбор всего лучшего, что есть в языке и что нуждается в сохранении и развитии, т. е. культура языка.

Литературный язык должен обладать следующими качествами: - единство; - стабильность; - нормированность; Влияние языка и его особенностей на личность говорящего весьма многообразно и затрагивает различные стороны личности. Речь представляет собой способ реализации функций языка.Язык отличается от речи прежде всего тем, что язык – это система знаков, а речь – это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности.

С помощью речи мы общаемся, а роль общения в нашей жизни, как в общественной, так и в частной, и профессиональной, велика. Без общения жизнь невозможна. И то, чтобы наша речь была культурной и правильной очень и очень важно. Именно в этом нам и помогает изучение такой дисциплины, как русский язык и культура речи. Произношение всех звуков, в том числе и согласных, изучается в русском языке в разделе языкознания. Этот раздел называется еще орфоэпией.Термин «орфоэпия» происходит от греческих слов orthos – правильный и epos – речь, и обозначает совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). Также орфоэпия изучает функционирование вышеперечисленных норм и вырабатывает произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

К разделу орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий. В нормах орфоэпии рассматривается и регламентируется место ударения в слове. В целом можно сказать, что орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Все звуки в орфоэпии делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.Гласные – это чисто тоновые звуки, согласные же характеризуются наличием шума. Чем громче мы хотим произнести гласный звук, тем шире должны раскрыть рот. И наоборот, чем громче согласный звук, тем теснее мы должны сблизить органы речи. Есть еще одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки: 1. Место образования Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки). 2. Способ образования Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные). 3. По уровню шума (по степени его интенсивности) По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные. 4. Глухие и звонкие Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона). 5. Твердые и мягкие Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. Как уже было сказано, произношение согласных звуков регламентируется нормами орфоэпии.

Можно выделить следующие нормы литературного произношения согласных звуков: 1. Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким.

Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного.

Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Например, [н’] перед [ч’], [ш’] обычно произносится по старым нормам: бубе[н’ч’]ики, же[н’ш’]ина. Другие согласные произносятся по новым нормам: ля[мк’]и, тря[пк’]и. В некоторых словах равноправны оба варианта: [д’в’]ерь и [дв’]ерь. Новая закономерность раньше проявляется при произношении редких слов, сочетаний на стыке морфем, старая дольше сохраняется в наиболее частотных словах.Например, ра[з’в’]е - ра[зв’]ит. 2. Произношение [ш’:] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием различных фонем. Например, в словах расческа, доносчик, погрузчик, щука, ведущий и т. д. Наряду с [ш’:] произносится и [ш’ч’]. Соотношение этих вариантов неодинаково в разных позициях и в разные эпохи.

Произношение [ш’:] постепенно распространяется за счет [ш’ч’]. Употребление [ш’ч’] или [ш’:] на стыке морфем зависит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем.

Там, где при обычном темпе речи произносится [ш’ч’], при убыстренном темпе - [ш’:]. В редких словах обычно употребляется [ш’ч’]. Чем чаще слово или предложно-именное сочетание встречается в речи, тем чаще в нем произносится [ш’:]. Сила сцепления корня и суффикса велика, здесь господствует [ш’:]: возчик, разносчик. На стыке приставки и корня сила сцепления слабее, здесь чаще произносится [ш’ч’]: бесчисленный.Еще слабее она на стыке предлога и знаменательного слова: из чайника, либо двух знаменательных слов: голос часового. 3. Произношение [ж’:] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Вот эти слова, начиная с самых распространенных: дрожжи, визжать, размозжить, вожжи, езжу, жжет, позже, брызжет, дребезжать, брюзжать, брезжить, сожженный, взгромозжу, жужжать, дожди, дождик, можжевельник.

Мягкий [ж’:] в этих словах вытесняется твердым [жд’]. У значительного числа говорящих на литературном языке в указанных словах (кроме дожди, дождик) произносится только [ж:]: [дрожжы] и т. д. 4. Согласные [т], [д] ([т’], [д’]) по традиционным нормам не должны произноситься между зубными или между зубным и [к]. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение [т], [д] ([т’], [д’]). а) между [с] и [с]. Например, турис[т] - турис[-]ский. б) между [с] - [н] ([с’] - [н’]): мес[т]о - мес[-]ный. в) между [з] - [н] ([з’] - [н’]): поз[-]но, праз[-]ник. г) между [с] - [л] ([с’] - [л’]) без [т] произносятся слова завистливый, участливый и др.; с [т] обычно произносятся слова костлявый, постлать. е) между [н] - [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится. Например, агенство, ирландский и т. д. ж) между [н] - [к] допустимо произношение без [т]: голландка (печь), но [т] произносится в словах студентка, официантка, голландка (жительница Голландии) и др. з) между [с] - [к] по старым нормам, сохраняющимся в разговорном языке, [т] не произносится в таких словах, как бороздка, громоздкий, жестко, невестка, поездка, однако чаще здесь отмечается произношение [т]. 5. На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные.

Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается.

На стыке окончания инфинитива или 3-го лица глагола и на месте тьс, тс обычно произносится [тц] после ударного гласного и [ц] между безударными гласными.

На стыке приставки и корня долгота обычно сохраняется и между безударными гласными, и перед ударным гласным. 6. На месте ч перед н в одних словах произносится [ч’]: вечность, точный, печник и т. д в других - [ш]: двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно, в женских отчествах на –ична: Кузьминична.

В некоторых словах допускается и [ч’] и [ш]: булочная, лавочник, подсвечник и др. Одно и то же слово в разных сочетаниях может произноситься неодинаково.Например, моло[ч’]ная каша и моло[ш]ная, но только моло[ч’]ная кислота. 7. На месте г перед глухим согласным произносится [к]: ногти, дегтя, прилягте, улегся, загс, тягчайший и др. Но в корнях легк-/легч мягк-/мягч- произносится [х] перед [к], [ч’]: ле[х]кое, ле[х]че, мя[х]кая, мя[х]че – и [х’] перед [к’]: ле[х’]кий, мя[х]кий, так же: легкость, налегке, легчайший, мягковатый, смягчать, мягчайший и др. 8. В некоторых словах перед гласным произносится [γ]. Обязателен он только в слове бухгалтер [буγалт’и’р], междометиях ага, ого. Допустимо произношение [γ] в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных словах произносится [г], который на конце слова чередуется с [к]: бла[г]о - бла[к]. Но только Бо[г]а - Бо[х]: остаток прежнего произношения Бо[γ]а - Бо[х]. Произношение [γ] в сильной позиции характерно для южнорусских говоров.

Кроме того, [γ] в прошлом и еще в начале ХХ века был свойственен церковно-славянскому языку.

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени.

До образования национального языка в ХΥІІ веке нормализация литературного языка практически не касалась произношения. На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка, на которых говорило все население данных земель независимо от социального положения. Вместе с присоединением к Москве других княжеств рос ее престиж и престиж московского говора.Нормы этого говора постепенно перерастали в общенациональные нормы.

Язык Москвы ХΥІ – ХΥІІ вв. не был однородным, он состоял из разнообразных диалектов. Произносительные нормы современного русского литературного языка в своих важнейших чертах сложились в первой половине ХΥІІ века. Но тогда эти нормы характеризовали еще только московский говор. Лишь к концу ХІХ века московская произносительная система уже сложилась как национальная норма.В литературном языке второй половины ХΥІІІ – первой половины ХІХ вв. существовали произносительные варианты.

Высокий стиль литературного произношения отличался от разговорного языка рядом особенностей. Перевод столицы в начале ХΥІІІ века в Петербург не оказал существенного влияния на основные нормы литературного произношения, однако в Петербурге все же сформировались свои особенности произношения, некоторые из которых сохраняются в речи петербуржцев и в настоящее время.В современное время действует тенденция к сглаживанию различий между московским и петербургским произношением, к формированию единой произносительной нормы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Русский язык и культура речи; под редакцией В. И. Максимова; Москва, Гардарики; 2000 2. Русский язык и культура речи; И. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; Москва, Проспект; 2006 3. Русский язык; Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др.; под редакцией Л.Л.Касаткина, 3-е издание, стереотипное; Москва, издательский центр «Академия»; 2005 4. Русский язык; под редакцией В.И.Максимова; Москва, Гардарики; 2001.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, литературного, произношения, согласных, звуков0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности литературного произношения согласных звуков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом…

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА ЧЕЛОВЕКОМ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА... ЧЕЛОВЕКОМ... К физическим характеристикам звука относят частоту и интенсивность к физиологическим высоту звука тембр громкость Например звуки большой...

«Особенности приготовления в украинской кухне. Особенности приготовления «Завиванец ужгородский»
Она давно получила распространение далеко за пределами Украины, а некоторые блюда украинской кухни, например борщи и вареники, вошли в меню… Это объясняется длительностью и сложностью процесса формирования украинской… После монголо-татарского нашествия на Киевскую Русь Украина испытала агрессию литовских, венгерских, польских…

Психофизиологические особенности неслышащих и их возрастные особенности.
Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром.Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что… Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и… Особенности развития детей раннего возраста.Проблема развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является…

Звук и искусство звука в творчестве А. Ахматовой
Этот звукоряд, состоящий из множества ступеней, оказался подвластным «чуткому слуху» Ахматовой.В её стихах можно услышать «грай вороний и вопль… Всё, что звучит, всё, что может быть представлено в звуках, – несомненная… При этом самые разнородные звуки достойны друг друга, они похожи и порой синонимичны: «…Страшную беду / почувствовав,…

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ... ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ...

Лексические особенности современного журналистского текста: заимствования на страницах "Литературной газеты" за 2008 год по русскому языку
Тем не менее, заимствование иностранных слов - один из наиболее живых и социально значимых процессов, происходящих в русском языке. Не стоит говорить, что сегодня этот процесс приостановлен - с расширением сфер… Если явление, которое и обозначают новым термином, довольно актуально, то слово перестает употребляться только в…

Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека
Но, по сути дела все формы внеклассной работы сводились к физиологическому кружку, где главное внимание уделялось содержанию и проведению… Индивидуальные внеклассные занятия. Чаще всего предпосылкой организации… Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по…

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Более широко личность можно трактовать как особое качество, присущее исключитель¬но человеку. Личность характеризует человека со стороны его… По¬следние представляют собой лишь условия и предпосылки формиро¬вания… Личность — это человек, свободно и ответственно опреде¬ляющий свое место среди других членов общества.

Особенности восприятия комикса дошкольниками
То есть в том или ином виде истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние сто лет. В сущности, комикс -… Веками человечество училось письменности, чтобы в итоге заменить ее рисунком.… А Большая Советская Энциклопедия уточняет Комикс англ. Comics, мн.ч. от comic - комический, смешной -…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам