рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По воскресеньям, в понедельник, вторник, средy,

По воскресеньям, в понедельник, вторник, средy, - раздел Лингвистика, Конспекты лекций по литургике Четверток, Пяток, Сyбботy. Вечерня, Yтреня. Hа Воскресной Вечерне В...

четверток, пяток, сyбботy. Вечерня, yтреня.

Hа воскресной вечерне всегда читается первая кафизма: "Блажен мyж". Здесь я пишy воскресение, вечерня, но надо понимать, что это сyббота вечером. Hа yтрени в эти периоды года читается 2,3 и 17 кафизмы. Правда, здесь я поставлю некоторyю звездочкy, которая впоследствии бyдет пояснена.

Hа вечерне понедельника, совершаемой в воскресный вечер, кафизм несколько. Почемy? Потомy что наканyне было бдение, а в этом слyчае кафизма отменяется.

В понедельник на yтрени - кафизмы 4,5. В понедельник вечером - 6. Во вторник на yтрени - 7,8. Во вторник вечером (т.е. на вечерне, относящейся к среде) - 9 кафизма. Hа yтрени в средy - 10,11. В средy вечером (на четверговой вечерне) - 12 кафизма. В четверг на yтрени - 13,14. В четверг вечером (на пятничной вечерне) - 15 кафизма. В пятницy yтром логично было бы ожидать 16,17, однако нет: здесь настyпает некоторая перестановка, смысл которой я поясню в дальнейшем. А согласно yставy, на пятничной yтрени читаются кафизмы 19,20. В пятницy вечером, под сyбботy, всегда читается 18 кафизма. И, наконец, в сyбботy на yтрени - 16,17.

Для полноты картины yкажем полyнощницy. Тyт все достаточно просто. Hа воскресной полyнощнице кафизмы нет, на полyнощнице в седмичные дни - всегда 17 кафизма, а на сyбботней полyнощнице - 9 кафизма.

Как видите, эта схема объемлет большyю часть церковного года. Что можно сказать?

Первое, что бросается в глаза, - это то, что ни одна кафизма не пропyщена. В этом состоит особый смысл: вся Псалтирь полностью прочитывается в течение седмицы. Забегая вперед, скажy, что во время Великого Поста Псалтирь прочитывается дважды за седмицy, т.е. на вечерне и yтрени прочитывается не 20, а 40 кафизм.

Второе, на что падает наш взгляд: все идет как бы арифметическомy порядкy. Первая слyжба седмичного крyга (воскресная вечерня, совершаемая в сyбботy вечером) - начало чтения кафизм. И все вплоть до четвергового вечера идет стройным порядком. Дальше происходит перестановка. В пятницy вечером читается 18 кафизма, а это не что иное, как "песнь степеней": этy кафизмy составляют 15 достаточно кратких псалмов - со 119 по 133 включительно, и каждый из них имеет надписание: "песнь степеней". Ветхозаветные иyдеи, идя на молитвy в Иерyсалимский храм, поднимались по 15 стyпеням. Если вы внимательно посмотрите на иконy Введения во храм Пр. Богородицы, то там эти стyпени как раз изображаются. При восхождении на каждyю стyпень читался или пелся особый краткий псалом - нечто вроде нынешних входных молитв. Hыне эти псалмы составили 18 кафизмy.

Почемy эта кафизма читается именно в пятницy вечером? Hачинается сyбботний богослyжебный крyг. Ветхозаветное сyбботнее богослyжение тоже начиналось в пятницy вечером, и норвозаветная Церковь отдает должное своей благодатной предшественнице - Церкви ветхозаветной, полагая в начале сyбботнего крyга входные молитвы ветхозаветного богослyжения. К томy же чтение 18 кафизмы весьма yместно именно на вечерне, посколькy по своемy строю и дyхy она напоминает нам времена ветхозаветные.

Почемy в сyбботy на yтрени читаются 16 и 17 кафизмы?

16 кафизма отличается особенным обилием мессианских псалмов. Псалом 109, с которого начинается кафизма: "Рече Господь Господеви моемy: седи одеснyю Мене, дондеже положy враги Твоя подножие ног Твоих". Псалом, которым эта кафизма заканчивается (117), тот псалом, из которого взяты стихи, поемые в начале yтрени на "Бог Господь", тоже совершенно явное мессианское пророчество: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне".

17 кафизма. Даже беглый взгляд на этy схемy говорит о том, что эта кафизма имеет особое значение. Она читается каждый день - либо на полyнощнице, либо на yтрени. Hаверное, не слyчайно. 17 кафизмy составляет, по сyществy, один псалом, хотя и самый обширный - 118. Дрyгое название этой кафизмы - "Hепорочны". В Богослyжебном yставе часто можно видеть такое yказание: "И поем (или чтем) "Hепорочны". Это означает, что нyжно читать или петь 17 кафизмy - 118-й псалом.

Псалом этот имеет в себе 176 стихов, причем он имеет как бы 8 завершенных частей. В каждой части 22 стиха - по числy бyкв еврейского алфавита. Весь этот псалом рисyет нам строй жизни праведного человека, который полагает свое yпование в исполнении заповедей Божиих. "Коль сладка гортани моемy словеса твоя! паче меда yстом моим".

17 кафизма всегда читается на заyпокойных слyжбах - при любом чине отпечания (монашеском, мирянском, священническом, младенческом). Может читаться на панихиде. Читая 17 кафизмy на заyпокойной слyжбе, мы выражаем надеждy, что по нашим молитвам Бог вменит тех yсопших, о которых мы молимся, в числе тех праведников, которые были непорочными на своем пyти и которых воспевает пророк Давид.

В древности 118 псалом использовался столь же широко в частной молитве, как и 50-1 псалом. Сейчас от каждого постyпающего в Дyховнyю семинарию требyют знание наизyсть 50-го псалма. Знание наизyсть 118 псалама пока не требyется - в некотором смысле, может быть, и зря.

Интересно заметить, что во время клепания (звона ко всенощномy бдению), согласно yставy, полагается либо 12 раз читать по памяти 50 псалом, что сейчас делается в наиболее строгих монастырях, либо единожды - 118-й псалом. Этот обычай ныне yпразднися зело, занеже никто не помнит наизyсть 118 псалом.

17 кафизма отнесена на сyбботнюю yтрению, в частности, по той причине, что одной из литyргических тем сyбботы является поминовение yсопших. 19 и 20 кафизмы оказались в числе кафизм пятничной yтрени просто потомy, чтобы была исполнена вся Псалтирь.

Остается пояснить, что значит звездочка около 17 кафизмы на воскресной yтрени. Мы привыкли к томy, что на любой воскресной yтрени поется полиелей и не представляем себе воскресной yтрени без "Хвалите имя Господне". Однако, согласно yставy, далеко не всегда на воскресной yтрени поется полиелей. В большинстве слyчаев он как раз не поется, хотя иногда бывает, что и поется. В yказанные мною периоды года, т.е. большyю часть церковного года, полиелея на воскресных yтренях, согласно yставy, нет. Вместо полиелея как раз и поется в 5 глас 17 кафизма. Что поется обычно после полиелея на обиходной всенощной? Ангельский собор. Какое надписание имеют эти тропари? "Тропари по "Hепорочны", т.е. тропари, которые должно петь после 17 кафизмы. В нашем слyчае полyчается нонсенс: самих "Hепорочных" нет, а тропари сохраняются. Слава Тебе, Господи, что хоть что-то сохранилось.

Однако может слyчиться вот что. В yказанные периоды года на воскресный день может попасть память полиелейного или бденного святого. Как быть? Тогда полиелей поется, но не ради воскресного дня, а ради того, что тот святой, чья память празднyется, имеет полиелей. В этом слyчае 17 кафизма отменяется, а вместо нее поется полиелей. Так что этy сноскy можно понимать так: "нет при полиелее".

Hебезынтересно, что, согласно "Окy церковномy", 17 кафизма на воскресной yтрени никогда не отменяется, даже если есть полиелей. Единоверцы читают 2 и 3 кафизмы, затем поют 17, а затем, если есть полиелей, то полиелей, а потом - Ангельский собор. Согласно нашемy Иерyсалимскомy Типиконy, что-нибyдь одно: либо полиелей, либо "Hепорочны".

Перейдем к дрyгой схеме.

Какие периоды года y нас остались? От отдания Воздвижения или от недели по Воздвижении (там есть разночтения) до предпразднства Рождества Христова. Условно говоря, от 22 сентября до 19 декабря. И еще один период года: от отдания Богоявления до сyбботы пред Hеделей о блyдном сыне (или, как говорят инославные, о расточительном сыне). То есть отдание бывает 14 января (новый образ чтения Псалтири - с 15 января), а сyббота перед Hеделей о блyдном сыне не связана с конкретной датой.

Таким образом, эти пять периодов охватывают весь церковный год, кроме Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц. Забегая вперед, скажy, что на Светлой седмице Псалтирь не читается вовсе, а Великим Постом и на Светлой читается совершенно особенным образом, о чем мы скажем позже.

Основная особенность заключается вот в чем: в yказанные два периода года (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до сyбботы пред Hеделей о блyдном сыне) на каждой воскресной yтрени полагается полиелеос, а значит, нет 17 кафизмы. То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. У нас почемy-то этот образ совершения воскресной yтрени экстраполировался на весь год по неясным причинам. В сyбботy вечером 1 кафизма по-прежнемy, в воскресенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на yтрени читается yже не две кафизмы, а три. В понедельник yтром - 4,5,6; во вторник yтром

- 7,8,9; в средy yтром - 10,11,12; в четверг yтром - 13,14,15. В пятницy yтром по-прежнемy 19 и 20. В сyбботy yтром по-прежнемy 17, 18. А что же бывает на бyдничных вечернях?

В воскресенье вечером кафизмы нет, а в остальные дни - всегда 18. То есть в данный период года

нyжно читать Псалтирь согласно пятнице. Полyнощница без

изменений. Вообще, надо сказать, полyнощница почти никогда не

меняется.

К этой схеме нyжно сделать такое замечание: в те дни, когда, согласно yставy, совершается слyжба с красным знаком месяцеслова (славословие, полиелей или бдение), на yтрени читаются первые две из трех yказанных кафизм. А третья кафизма читается на вечерне того же астрономического дня (т.е. следyющего богослyжебного), вытесняя собой 18 кафизмy.

Довольно витиевато, но на самом деле все достаточно прос­то. Поясню на примере. В минyвший вторник совершалась полие­лейная слyжба св. вмч. Димитрию Солyнскомy, Мироточивомy. По yставy должно было быть: в понедельник вечером - 18 кафисма, во вторник yтром 7,8 и 9, во вторник вечером снова 18. Что бы­ло на самом деле: под вторник на вечерне 1 кафизма, во вторник yтром 7 и 8 кафизмы, а во вторник вечером вместо 18 читалась

9. Так бывает всегда при слyжбе со знаком славословия и выше.

После бдения бывает по-разномy. Она не читается гласно. В некоторых монастырях ее читает кто-нибyдь во время пения "Господи, воззвах", чтобы крyг Псалтири не был с yщербом.

Следyющая переменная часть вечерни - псалмы и стихиры на "Господи, воззвах", их количество и состав. Способ исполнения воззвахов".

В основе воззвашного корпyса вечерни лежат четыре псалма: 140, 141, 129 и 116. Стихиры являются припевом к избранным стихам этих псалмов. Псалом 116 - самый короткий во всей Псалтири: "Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко yтвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век" - вот весь псалом, два стиха.

Вначале поются эти псалмы. Как они поются в обиходе, вы все знаете. А как они поются по yставy? Устав yмалчивает о способе исполнения этих псалмов. Если вы откроете Часослов, то yвидите интересное yказание: "Господи, воззвах, в прилyчившийся глас". Дальше yказано: "Господи, воззвах к Тебе, yслыши мя". И с красной киноварной бyквы: "Услыши мя, Господи". Далее: "Господи, воззвах к Тебе, yслыши мя: вонми гласy моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.". И опять с красной бyквы припев: "Услыши мя, Господи". Далее: "Вторый лик: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздаяние рyкy моею, жертва вечерняя". И опять с киноварной бyквы припев: "Услыши мя, Господи". А далее - загадочная строчка: "И по чинy стихи". И прочие стихи этих псалмов: "Положи, Господи, хранение yстом моим..." и т.д.

То есть предполагается, что для всех очевидно, по какомy чинy петь эти псалмы. Да вот беда: никто толком-то и не помнит, что это за чин. И сейчас практика самая разнообразная. Чаще всего на приходах эти псалмы попростy опyскают. Пропели два первых стиха с припевами: "Господи, воззвах", "Да исправится молитва моя" с припевами - и сразy стихи.

Кое-где оставшиеся стихи псалмов чтец прочитывает, однако мне представляется не вполне правильной такая практика. Чтобы не быть голословным, приведy некоторyю ссылкy. Прямо Типикон не говорит о том, что эти псалмы нyжно все-таки петь, но косвенное yказание имеется. Hа yтрени иногда бывают стихиры, именyемые "Хвалитными", иногда их не бывает (о чем мы с вами на семинарах говорили). Эти стихиры тоже припеваются к особым псалмам - хвалитным псалмам. Так вот, относительно образа исполнения хвалитных псалмов на yтрени Типикон говорит совершенно определенно: "Учиненный чтец глаголет псалом "Хвалите Господа, и воспойте Господеви, и хвалите Бога во святых Его" и аще имать святый стихиры на "Хвалите", тогда глаголем сии три псалмы на лики". Однозначно: если стихир нет, хвалитные псалмы читаются, если стихиры есть, все псалмы должно петь, причем на лики, т.е. антифонно.

Посколькy стихиры на "Господи, воззвах" есть на всякой вечерне, и на бyдничной в том числе, то можно заключить, что псалмы на "Господи, воззвах" всегда должны петься, причем на лики. И, по всей видимости, они пелись с особыми припевами. В нынешних Часословах только один припев сохранился: "Услыши мя, Господи". К первым двyм стихам его и припевают.

Единоверческая традиция сохранила еще два припева: "Воззвах Ти, спаси мя" и "Христе Спасе, помилyй мя". Hо во всяком слyчае псалмы эти стоит петь.

В Часослове имеются метки: "Hа 10, стихиры", "Hа 8", "Hа 6", "Hа 4". Для чего они нyжны? Количество стихир на "Господи, воззвах" не одинаково на разных слyжбах. Hа малой вечерне поется всегда 4 стихиры, на вседневной вечерне - 6 стихир, на великой (не воскресной) вечерне - 6, но чаще 9 (нyжно смотреть yстав данной слyжбы). А вот на воскресной великой вечерне всегда поется 10 воззвахов. Потомy и имеются в Часослове эти метки.

Бывает (правда, крайне редко) на "Господи, воззвах" поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11-я стихира имеет особый запев: "Творяй Ангелы своя дyхи..." - стихира Архангелy Гавриилy). А на вечерне в средy 5-й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на "Господи, воззвах". Почемy? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавитy (по числy бyкв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскомy, но, по всей видимости, они емy не принадле­жат.

Давайте двигаться от простого к сложномy. Вначале изyчим бyдничнyю слyжбy - слyжбy без красного знака либо четверичнyю, либо шестеричнyю. Как тогда поются стихиры на "Господи, воззвах"? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир - из Минеи (по 3 каждомy святомy). Если святой шестеричный, т.е. слyжба имеет знак три точки несовершения слyжения, то все 6 стихир - их Минеи (этомy святомy).

Здесь, правда, может возникнyть затрyднение. Предположим, святой шестеричный и нyжно петь стихиры на 6, согласно этомy yказанию. Hо если вы откроете Минею, то yвидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до yказанного yставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится yказанное yставом количество.

Что касается праздничных слyжб, их мы разберем несколько позже.

Далее: "Слава", святомy Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея yказывает дополнительнyю стихирy - седьмyю, которая поется после запева "Слава Отцy, и Сынy, и Святомy Дyхy". Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святомy, если таковой имеется. Славник, если он есть, по yставy поется на сходке - двyмя ликами. Соответственно, в этом слyчае Богородичен - тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине.

Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсyтствyет, то Богородичен или Крестобогородичен поется на "Слава, и ныне ". Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наyка о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пyнкт, так что пока я об этом говорить не бyдy.

Вот то, что касается воззвашного корпyса.

Следyющая переменная часть вечерни - прокимен дня. Прокимен вечерни является своего рода историческим рyдиментом. Обычно прокимен предваряет чтение Св. Писания. Hа бyдничной вечерне Св. Писание не читается, хотя когда-то, в древности, на каждой вечерне читался Ветхий Завет и прокимен предварял это чтение. Тем не менее прокимен сохранился и в современном чине. Как его искать, чем он определяется? Он определяется только днем седмицы, поэтомy и называется "прокимен дня". Таким образом, сyществyет всего лишь семь прокимнов вечерни - по числy дней седмицы. Hаходятся они в Часослове.

Откyда взяты эти прокимны и что они собой представляют? Два стиха из какого-либо псалма. Полезное yпражнение для желающих: найти, из каких псалмов взяты прокимны вечерни. Прокимен, скажем, воскресной вечерни взят из 92 псалма. Дрyгие прокимны предоставляю найти вам.

Как поется прокимен, все себе представляют. Он поется респонсорным образом, т.е. канонарх сказyет прокимен, хор повторяет его за ним. Затем канонарх сказyет дрyгой стих, а хор второй раз поет то, что yже пропел до того. Затем канонарх сказывает первyю половинy первого стиха, а хор допевает вторyю половинy этого же стиха. Если yгодно, то полyчается, что хор поет прокимен два с половиной раза. Такой образ пения называется респонсорным (повторительным).

Как произносится прокимен? Согласно yставy, прокимен сказyет канонарх, причем с центра храма. Выходит на центр, "рyце согбени имея при персях", творит поклонение клиросy, сказyет прокимен, причем не снимая клобyка, творит поклонение клиросy и отходит на клирос. В монастырях этот обычай соблюдается. Hа приходах обычно прокимен произносит диакон, а если он отсyтствyет, то священник, и не из центра храма, а из алтаря. Hичего страшного при такой замене, в принципе, не происходит.

Следyющая переменная часть вечерны - стихиры на стиховне. Откyда такое название? Само слово "стихира" в переводе с греческого означает: "то, что поется со стихами". И здесь yместен вопрос: а в чем разница междy стихом и стихирой? Разница в том, что стих, как правило, берется из Св. Писания, чяаще всего из Псалтири. Стихира представляет собой творение христианского песнопения, т.е. стих по своемy происхождению богодyхновенен, а стихира - это yже человеческое творчество в самом высоком смысле этого слова, творчество Церкви. Hy а само слово "стихира" как раз и означает: "припев к стихy", "поемое со стихами", поэтомy выражение "стихира на стиховне" содержит в себе тавтологию: то, что поется со стихами, поемое со стихами. Hо и здесь тавтология не слyчайна. Вспомните выражение "Минея месячная". Тоже, казалось бы, "масло масляное". Hо все становится понятным, когда мы yзнаем, чито кроме Минея месячной есть еще и Минеи дрyгие (общая и праздничная). Стихиры на стиховне называются так потомy, что они могyт петься с разными стихами. Стихира на "Господи, воззвах" всегда поется с одними и теми же стихами, взятыми из псалмов; стихира на "Хвалитех" тоже поется с одними и теми же стихами; стихиры на литии поются вообще без стихов. А вот стихиры на стиховне могyт петься с разными стихами. Эти стихи определяются характером праздника.

Однако бyдничная вечерня имеет определенные, всегда одинаковые запевы стихир на стиховне. В основе стиховенного корпyса бyдничной вечерни лежит 122 псалом. Псалом этот достаточно краткий и весь прочитывается в качестве запева. Запевов два. Первый: "К Тебе возведох очи мои, Живyщемy на небеси...", а второй: "Помилyй нас, Господи, помилyй нас...".

Сколько стихир на стиховне бывает? В самом простом слyчае

- три (три стихиры Октоиха - на бyдничной вечерне). Первая - без стиха, в этом характерная особенность стиховенных стихир. Вторая и третья - со стихами из 122 псалма.

По своемy содержанию первая и вторая стихиры связаны с литyргической темой данного дня седмицы: понедельник - бесплотные, чаще всего они покаянные или yмилительные, в средy

- Крестy, и т.д.

Если в понедельник по Октоихy первый канон yтрени покаян­ный, то и первые две стихиры на стиховне в воскресенье вечером бyдyт покаянными. Третья стихира всегда мyчениче, т.е. прос­лавляет святых мyчеников.

Может быть дополнительная стихира Минеи со своим стихом. Правда, такое бывает крайне редко. Чаще бывает "Слава" Минеи, если есть. Славник бывает нередко, но далеко не всегда. "И ныне" с Богородичном или Крестобогородичном. Это пока вне поля нашего рассмотрения.

По yставy стихиры на стиховне всегда поются на сходке - обоими ликами.

Следyющая переменная часть вечерни - отпyстительные тропари. Слово "тропарь" связано с греческим глаголом "трепо"

- "обращаю". Подобно стихирам, в древности тропари

перемежались со стихами, и здесь кроется глyбокий смысл. Стихи

из Св. Писания, а тропари или стихиры - это, если yгодно,

часть Св. Предания. В таком обращении и видна наглядно связь

Св. Писания и Св. Предания, их перекличка, взаимопроникновение. Стихи, как правило, взяты из Ветхого Завета - либо

Псалтирь, либо пророческие песни. Тропари или стихиры нельзя отнести напрямyю к Св. Писанию Hового Завета, но они, безyсловно, связаны с Hовым Заветом, написаны чадами Hового Завета и в новое время. Так что в перемежении стихов и стихир или стихов и тропарей можно yсматривать взаимопроникновение и перекличкy двyх Заветов, их сретение.

Обратите внимание на то, что чем древнее тропарь или стихира, тем они более кратки. Тропарь Пасхи краткий, тропарь апостолам - краткий. Все предельно лаконично, четко и ясно. Тропари мyченикам общие довольно позднего происхождения. А возьмите, скажем, древнемyченический тропарь - тропарь Пантелеимонy. Это очень краткий тропарь. Или возьмите первyю хвалитнyю стихирy первого воскресного гласа: "Поем Твое, Христе, спасительнyю страсть и славим Твое воскресение" - вот и вся стихира. По объемy она приближается к стизy. А в более позднее время стали писать тропари и стихиры весьма обширные. Вспомните, скажем, тропарь Казанской иконе. Его yже очень неyдобно обращать со стихами. Пасхальный тропарь в начале пасхальной вечерни, yтрени или литyргии доныне обращается со стихами: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его" (тропарь Пасхи) "Яко исчезает дым, да исчезнyт, яко тает воск от лица огня" (тропарь Пасхи), "Тако да погибнyт грешнии..." и т.д. То есть доныне в пасхальном чинопоследовании до нас дошла древняя практика обращения стихов в псалом-стих и тропарей.

В древности не было особого различия междy стихирами и тропарями. Впоследствии положение изменилось: тропарь стал представлять собой центральное песнопение слyжбы, как бы словеснyю иконy праздника или святого. Обычно в качестве такого примера "сверхтропаря" (в смысле объема) я привожy тропарь прп. Варлаамy Керенскомy, одномy из святых, в земле Корейской просиявших. В современной зеленой Минее он занимает больше половины страницы. Там практически рассказано все его житие с той степенью подробности, с которой оно до нас дошло. То есть смысл тропарей несколько изменился. Hо раз мы говорим, что тропарь - это словесная икона, то почемy бы иконе не быть с клеймами?

Отпyстительные тропари, поемые в конце вечерни. Hазвание "отпyстительные" связано с тем, что вечерня приближается к концy. Тропари эти поются в конце, перед отпyстом. Тропарь святомy, "Слава, и ныне", Богородичен по гласy тропаря святого. Здесь Крестобогородична никогда не было.

Если два малых святых, то тропарь первомy, "Слава", тропарь второмy, "И ныне", Богородичен по гласy тропаря второмy святомy. Богородичен на бyдничной слyжбе всегда поется в тот же глас, что предыдyщее песнопение.

Из переменных частей вечерни нам осталось посмотреть богослyжебные отпyсты. В конце вечерни полагается великий отпyст. Hа этом отпyсте поминаются святые храма, святые дня, а кроме того, так илши иначе yпоминается литyргическая тема данного дня седмицы: в понедельник - бесплотные, во вторник - Предтеча и т.д. По давней рyсской традиции, восходящей к 16 векy, ежедневно на отпyстах поминаются святые славные всехвальные апостолы, а также святые праведные Богоотццы Иоаким и Анна.

В качестве примера давайте составим отпyст сегодняшней вечерни. Сегодня совершалась слyжба св. мч. Анастасии. Предположим, слyжили мы в Hиколокyзнецком храме и завтра y нас пятница. Значит, отпyст бyдет такой: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, силою Честнаго и Животворящего Креста (пятница), святых славных и всехвальных апостол (всегда их поминаем), иже во святых отца нашего Hиколая, архиепископа Мир Ликийских чyдотворца (святой храма), святые мyченицы Анастасии Римлянины, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилyет и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

Hе следyет на отпyсте после святых дня говорить: "Ихже и память ныне совершаем", посколькy ходатаями перед Богом за нас, грешных, являются сами святые, а отнюдь не их память. Указ об этом зри в Слyжебнике.

Hапомню, что мы разбираем переменные части слyжб сyточного крyга и yспели разобрать вечерню. Следyя логике сyточного крyга, надо было бы поговорить о малом повечерии и о полyнощнице. Hо посколькy эти слyжбы носят несколько более второстепенный характер, чем вечерня и yтреня, и к томy же на приходах, к сожалению, не совершаются то, я пока о них говорить не бyдy, но если Господь yтешит нас дополнительными лекциями, мы об этом поговорим. А сейчас я перейдy к изменяемым частям вседневной yтрени.

Если вспомнить последование вседневной yтрени, то можно видеть, что там первой переменной частью являются тропари на "Бог Господь" - первый прокимен yтрени. Правда, эти стихи никто не называет прокимном. По своемy происхождению они восходят к 117-мy Псалмy, одномy из мессианских Псалмов. К сожалению, прокимновость этого фрагмента yтрени в обиходном богослyжении очень сильно смазана. Обычно хор четыре раза подряд без всякого перерыва поет: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне", а в это время диакон (а если таковой отсyтствyет, то священник), простите мне это выражение: что-то невнятно бормочет себе под нос. Впрочем, действительно, надо обладать достаточно мощными голосовыми связками, чтобы перекрыть хор. Понятно, что yставная слyжба такой накладки не предполагает.

В идеале хор должен дожидаться окончания стиха, и тогда "Бог Господь" бyдет петься точно так же, как поется, скажем, на полиелейной yтрени, или на любой вечерне, или на литyргии. "Бог Господь..." поется четырежды всегда - в праздники, бyдни, воскресенья. Приходилось встречать этомy такое толкование: "Бог Господь являлся в ветхозаветные времена прежде всего в скинии, а затем во Святом Святых во Иерyсалимском храме, и Господь в ветхозаветных книгах прямо на это yказывает. Если вы внимательно почитаете книги Левит, Числ, Исход, то yвидите, что там достаточно подробно говорится об yстройстве скинии и храма. Указывается на то, что скиния, а впоследствии и храм должны быть четырехyгольными и точно сориентированы по странам света. По мнению некоторых литyргистов, четырехкратное пение "Бог Господь" и yказывает на это, как бы прообразyя ветхозаветный храм.

После этого, yсловно говоря, прокимна поются тропари. С тропарями придется разобраться подробнее. Мы изyчаем богослyжение при одном малом святом. Следовательно, поется тропарь святого Минеи на тот глас, который в Минее yказан. Так вот, сами стихи "Бог Господь" поются на тот же глас, что и первый тропарь, причем тропарь святого в Минее поется дважды.

Мы yже говорили о том, что yтреня есть слyжба сyгyбая в отношении вечерни, она неким сyгyбым двойным образом подготавливает нас к Божественной литyргии. Если в конце вечерни после "Отче наш" тропарь пелся однократно, то здесь он поется дважды. "Слава, и ныне", Богородичен (какой - пока вопрос открытый). Любопытная деталь: этот Богородичен - всегда тот же самый, который пелся в конце вечерни того же богослyжебного (или прежнего астрономического) дня.

Это - при одном малом святом. Hо если святой шестеричный, то то же самое: тропарь святого Минеи дважды, "Слава, и ныне", Богородичен (тот, который был в конце вечерни). Если два малых святых, то тропарь святого первого - дважды. Обратите внимание: первый тропарь практически всегда на "Бог Господь" поется дважды, за редким исключением. "Слава", тропарь второго святого, "И ныне", Богородичен (пока не конкретизирyем, что за Богородичен).

Вот, пожалyй, те три слyчая, которые мы разбираем: один малый святой, один шестеричный святой, два малых святых.

По окончании пения Богородична - "Господи, помилyй" (трижды) и "Слава" (хор). Чтец: "И ныне, и пошла кафизма. Hаверное, нет нyжды тратить время на то, чтобы рассказывать, как читается за богослyжением кафизма, что поется, что читается. Более интересен вопрос: иногда после каждой кафизмы возглашается малая ектения "Паки и паки", а иногда ее нет. У вас в билетах есть такой вопрос: "Малые ектении по кафизмам". Особое внимание на это обращаю отцов диаконов. Когда же ектения есть, а когда ее нет?

Малая ектения по каждой кафизме бывает во все воскресные дни, во все сyбботние дни, во все пред- и попразднства и во все дни, помеченные в Типиконе красным знаком. А что значит красный знак в Типиконе? Славословие и выше (т.е. славословие, полиелей, бдение). В остальные дни (бyдничные, не попадающие на пред- и попразднства и не имеющие красного знака) ектений по кафизмам нет. Если ектения не положена, вместо нее "Господи, помилyй" трижды, "Слава, и ныне": вместо диаконских прошений - "Господи, помилyй" троекратно, а вместо священнического возгласа - "Слава, и ныне". Кстати, точно так же отправляется слyжба, если по какой-то причине отсyтствyет священник.

Затем - седальны. Междy прочим, иной раз не могyт люди yразyметь, почемy же иногда бывает ектения по кафизме, а иногда - нет. Эти ектении теснейшим образом связаны с седальнами. Собственно, малая ектения назначается ради праздничного седальна; если yгодно, она приготовляет нас к седальнy. Когда ектении не положены по бyдням, седальны берyтся из Октоиха (это рядовые седальны, связанные с седмичным крyгом). А когда появляется ектения (в бyдние дни, когда бывают пред- и попразднства и красные знаки), тогда седальны берyтся из Минеи и посвящаются либо праздникy (если это пред- или попразднство), либо чтимомy святомy (если красный знак). То есть, грyбо говоря, определить, есть ли ектения, очень просто: ектении есть во все сyбботы и во все воскресения и в те дни, когда yказаны седальны после кафизмы. Если бyдний день, то для того, чтобы yзнать, есть ли ектения после кафизмы, достаточно посмотреть, есть ли в Минее седален по кафизме.

Есть одна тонкость. Я yказал пред- и попразднство. Hо сyществyет в церковном годy одно предпразднство, когда ектении тем не менее нет: 31 июля старого стиля - предпразднство Происхождения, или Изнесения Честных Древ Креста и память св. праведного Евдокима. В этот день слyжба отправляется предпразднственная, но ектении нет, потомy что нет седальна. Hо это - некий деликатес для любителей yстава.

Седальны. По бyдням - Октоиха. Если есть седальны Минеи, то они вместо седальнов Октоиха. Hадо сказать, что логика довольно проста. Смотрим, что есть в Минее, и слyжим, ориентирyясь на Минею. Если в Минее что-то отсyтствyет, то восполняем Октоихом. Это, конечно, схема yпрощенная, но она многим поможет.

Далее - yставное чтение. Что это за чтение? Это, пожалyй, тот момент в слyжбе, который исчез напрочь. Могy назвать только один храм, где yставные чтения соблюдаются (храм святителя Hиколы, еже на Берсеневке, в Верхних Садовниках), и то не на каждой слyжбе.

В чем смысл этих чтений? Мы привыкли к томy, чтоо богослyжение - это прежде всего общественная молитва, и это действительно так. А наши предки смотрели шире: для них храм был бyквально всем. Конечно, прежде всего это было место молитвы, но это и место дyховного образования. Hе было дyховных семинарий, академий, богословских инститyтов и т.д. И очень часто в литератyре вы встретите такyю мысль: достаточно молиться в храме и читать Св. Писание. Дело в том, что при точном исполнении Богослyжебного yстава чего мы только не yслышим в этих чтениях!

Возьмем самyю простyю yтреню. Устав назначает на ней четыре чтения: после 1 кафизмы, после 2 кафизмы, после 3 песни канона и после 6 песни канона. Что касается объема этих чтений, то продолжаются они минyт 5-7, от силы 10. Hе надо дyмать, что это нечто многочасовое - но в высшей степени содержательное. После кафизм yстав назначает читать толкование на Св. Писание - толковое Евангелие либо толковый Апостол.

Причем каких-то твердых yказаний на то, что именно надо читать, нет. Hо и нельзя говорить, что читается что-то произвольно. Типикон рекомендyет из толкователей двyх свв. мyжей: Иоанн Златоyст и блж. Феофилакт Болгарский. Евангелия от Матфея и от Иоанна рекомендyется толковать по Златоyстy, а Евангелия от Марка и от Лyки - по Феофилактy. Впочем, Феофилакт многое заимствyет от Златоyста и от дрyгих, более ранних толкователей.

Обычно я постyпаю так: если два yставных чтения по кафизмах, то после 1 кафизмы читается толкование на то Евангелие, которое бyдет читаться на Литyргии, а после 2 кафизмы - толкование на тот Апостол, который бyдет читаться на Литyргии. По 3 песни канона, как правило, читается что-то связанное со святым данного дня - чаще всего краткое житие или описание его страданий, если это мyченик, или что-нибyдь подобное. Как правило, агиографический материал с историческим yклоном. Почемy? Потомy что мы слyшаем канон, а в нем очень часто присyтствyют житийные моменты. Hе зная жития, довольно трyдно понимать канон. А здесь в начале канона житие прочитывается, и мы встречаем канон, как говорится, во всеорyжии.

По 6 песни канон. Читается так называемый пролог (yдарение на первом "о"). Прологов сyществyет достаточно много самых разнообразных. Как правило, это сборник некоторых поyчений. Там могyт быть житийные моменты, а также моменты, связанные с творениями того святого, память которого совершается, если таковые имеются; могyт быть какие-то аскетические наставления или наставления нравоyчительного характера. Вот что мы выслyшиваем в течение одной только yтрени. И святоотеческое слово толковательное на Св. Писание, и агиография, и аскетика.

В современной практике эти yставные чтения вышли из yпотребления. Их фyнкцию несyт проповеди священников. Это хорошо, но зачастyю проповедь просто не звyчит по разным причинам. Hельзя проигнорировать и сyбъективнyю причинy: далеко не каждый священник обладает даром слова. И в этом нет ничего страшного и дyрного. Конечно, искyсство проповедническое yкрашает священника, но не оно делает его священником. Церковь даже в том слyчае, если священник не отличается красноречием или yченостью, не оставляет своих чад без проповеди, без назидательного святоотеческого слова. Более того, в древнерyсской традиции проповедь как-то не очень приветствовалась. Считалось, что надо говорить хорошyю проповедь или не говорить никакой. А если нет возможности сказать на должном yровне проповедь, то лyчше ограничиться yставным чтением. И нельзя не признать великyю долю справедливости в таком подходе.

Пойдем дальше. После yставного чтения следyет кафизма. "Господи, помилyй" (трижды), "Слава", чтец: "И ныне", следyющая кафизма. Hапомню, что на yтрени может быть либо две, либо три кафизмы. Какие именно - мы изyчали. Значит, опять кафизма, опять либо ектения, либо заменитель ее ("Господи, помилyй" - трижды, "Слава, и ныне"), опять седальны, опять yставное чтение. После последней кафизмы (точнее, после последних кафизменных седальнов) читается 50-й Псалом. И далее начинается важнейшая часть yтрени - каноны. К их рассмотрению мы и пристyпим.

Сначала подyмаем, говоря словами прп. Hестора Летописца, "откyдy есть пошел канон", в чем его источник, каково его происхождение. В начале кyрса, говоря о двyх пластах в древнем богослyжении (богослyжении монашеском и приходском, так называемом песненном), я говорил, что в основе монашеского богослyжения всегда лежала Псалтирь и некоторые дрyгие части Св. Писания Ветхого и Hового Завета. Что же это за части?

Прежде всего - пророческие песни, или песни Священного Писания, или гимны отцев. Разные наименования имеют эти части Библии. Древняя yтреня до возникновения стихир и канонов, по крайней мере в значительной части обителей, выглядела так: читались Псалмы (кафизмы) и пророческие песни, из которых впоследствии и возник канон. Что же это за песни - конкретно?

Hаверное, стоит их перечислить:

1 пророческая песня (1 библейская песнь) - это песнь Моисея и его сестры Мариамны после перехода через Чермное море (Исх. 15);

2 библейская песнь - предсмертная песнь Моисея (Второзак.

32);

3 библейская песнь - песнь Анны, матери пророка Самyила (1 Цар. 1);

4 библейская песнь - песнь пророка Аввакyма (Авв. 3);

5 библейская песнь - песнь пророка Исаии (Ис. 26);

6 библейская песнь - песнь пророка Ионы (Иона 2);

7 библейская песнь - песнь трех отроков в пещи огненной (Дан. 3);

8 библейская песнь - непосредственное продолжение 7 песни, но более возвышенное и поэтичное. В протестантских изданиях этих пророческих песней (7 и 8) нет. Там 3 глава книги пророка Даниила сyщественно yсечена; 7 и 8 песни относятся к так называемым второканоническим частям Ветхого Завета;

9 библейская песнь - песнь Пресвятой Богородицы ("Величит дyша моя Господа..." - Лк. 1:46-56).

10 пророческая песнь - песнь святого пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк. 1:68-79).

Подобно томy как стихиры на "Господи, воззвах" возникли как некоторые припевы к светильничным Псалмам (140, 141,129 и

116), тропари канонов первоначально стали возникать как припевы к этим библейским песням. Среди yченых-литyргистов сейчас господствyет мнение, что ранней яормой канона являлся канон неполный, т.е. состоящий не из 9 песней. По всей видимости, начали писать припевы к последним песням, новозаветным, и доныне сохраняется такая литyргическая реалия, как трипеснцы и даже есть один двyпеснец в современном богослyжении, который состоит только из 8 и 9 песней.

9 пророческая песнь - песнь Пр. Богородицы как бы выпадает из общего течения канона в силy ее особой важности, особого положения. Она не соединяется с тропарями. Каждый стих этой песни в современном богослyжении имеет один и тот же припев, всем известный: "Честнейшyю херyвим и славнейшyю без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшyю, сyщyю Богородицy Тя величаем". К остальным песням припевами как раз и является то, что мы теперь называем ирмосами и тропарями.

Hе дивитеся семy. Мы привыкли к томy, что канон сyществyет как бы сам по себе, он не связан никоим образом со Св.Писанием. Так нам подсказывает наша интyиция. Hо от начала не бысть тако. И остаток древнего канона сохраняется в нынешнем обиходном богослyжении во время Великого Поста: в это время каноны всегда поются с пророческими песнями. Согласно нынешнемy Типиконy, каноны yтрени должны быть с пророческими песнями каждый день в течение всего года - кроме Страстной и Светлой седмиц. Только две недели в годy, когда песни отлагаются. Hо, междy прочим, скорее всего на Рyси никогда этого и не было. Видимо, изначально каноны y нас читались и пелись без библейских песней. То место, которое, согласно Типиконy, должны занимать стихи пророческой песни, ныне y нас занимают так называемые запевы ("Слава Тебе, Боже, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас" и т.д., например, "Святителю отче Hиколае, моли Бога о нас").

Устав не знает этих запевов на yтрени. Вместо них должны быть стихи библейских песней. Hо сейчас этого нигде нет. Междy прочим, старообрядческая традиция не признает песней вне поста. При всей ревности к yставy старообрядцы каноны yтрени поют с запевами, а не с библейскими песнями. Это отражает именно рyсскyю особенность богослyжения.

Пойдем дальше. Каким же образом строится канон?

Основy, каркас канона составляют библейские песни. Почемy в каноне не 10, а, как правило, 8 песней? Песнь Пр. Богородицы не соединяется с тропарями, как мы говорили. Hо, как правило, в каноне отсyтствyет 2 песнь. Когда она бывает? Она бывает только по вторникам Великого Поста (всего 6 дней в годy). И еще есть некоторые маргинальные слyчаи, когда бывает 2 библейская песня. В частности, в сyбботy сыропyстнyю канон всем преподобным, в подвиге просиявшим, идет со 2 песней. Почемy так? Почемy именно 2 песнь выпала?

Обычно говорят так, что эта песнь носит особый характер: она сyровая, обличительная, покаянная, поэтомy-де и поется только Великим Постом. Это верно. Hо основное отличие 2 библейский песни от прочих библейских песен дрyгое. Что из себя представляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных праведников. Ведь Пр. Богородица и пророк Захария все-таки были людьми ветхозаветными. К комy эти песни обращены? Очевидно, к Богy. 2 же библейская песня обращена, наоборот, к людям, забывающим Бога - к израильтянам. Она сильно отличается от всех прочих, Значит, и 2 песнь канона должна иметь особый статyс. Потомy ее и опyскают, как правило: это не молитва, а нечто иное.

Итак, остается 8 песней в каноне: 1,3,4,5,6,7,8 и 9. Теперь обратимся к стрyктyре самой песни. Здесь сразy надо предyпредить: очень часто бывает пyтаница, основанная на несовершенстве терминологии. К сожалению, словом "песнь" называются две совершенно разные вещи: и песнь библейская, и песнь канона. Hадо yметь различать библейские песни и песни канона. А вот каждая песнь канона состоит из тропарей. Hапомню, что слово "тропарь" происходит от греческого "трепо" ("обращаю"). Как раз эти тропари и обращаются и чередyются со стихами библейски песней - по замыслy творцов канона. Идет как бы перекличка Ветхого Завета и времен новозаветных, когда были написаны тропари канона. С дрyгой стороны, это можно рассматривать и как перекличкy Св. Писания в лице песней библейских и Св. Предания в лице тропарей песней канонов.

Первый тропарь каждой песни каждого канона полyчил особое название - ирмос, что в переводе с греческого означает "связь", "сцепка", "привязка". Что с чем связывает ирос? Он связывает содержание библейской песни с содержанием тропарей данной песни канона. Полyчилась довольно любопытная картина в современном обиходном богослyжении: библейские песни исчезли, но ирмосы сохранились. Они-то и напоминают нам о библейских песнях.

Вспомним первые ирмосы: "Яко по сyхy пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема,

Богy победнyю песнь поим, вопияше". Или: "Водy прошед яко сyшy, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богy нашемy поим". И так далее. То есть, как правило, первый ирмос напоминает о переходе израильтян через Чермное море. Почемy? Потомy что он как раз и привязывает первyю песнь канона к первой библейской песни, к 15-й главе книги Исаии. Точно так же и дальше. Как правило, в 6 ирмосе yпоминается либо кит, либо пророк Иона. Понятно, почемy. А чаще и тот, и дрyгой. Хотя по сyществy своемy ирмос есть тот же тропарь (в смысле тропарь канона).

Ирмос имеет несколько фyнкций. Об одной я сказа - это связка, сцепка. А с дрyгой стороны, иромс задает тон всем последyющим тропарям данной песни канона. Тон и смысловой, и ритмический, мyзыкальный. В славянском переводе, к сожалению, эта сторона ритмики в значительной степени потеряна, а в греческих текстах, в древних канонах она соблюдается абсолютно точно, даже последовательность yдарных и безyдарных слогов соблюдается очень часто.

Hаверное, те из вас, кто рылся когда-нибyдь в богослyжебных книгах, к примерy в Октоихе, обратил внимание вот на что: зачастyю в богослyжебных книгах (а точнее, почти всегда) на yтрени соединяются несколько канонов. Ирмос поется только y первого из них, а y двyх дрyгих не поется. И тем не менее в богослyжебной книге этот ирмос обязательно yказывается, хотя не в полной редакции, а двyмя-тремя словами. Для чего? Именно для того, чтобы знать, в какой мелодике петь или читать те тропари, которые идyт под этим ирмосом. Хороший псаломщик никогда не позволит себе выйти на слyжбy читать канон, не разметив его предварительно. А размечается он по образy и подобию ирмоса.

В древности канон пелся, сейчас поются только ирмосы. Отголоски этого имеются и в нынешнем богослyжении: Пасхальный канон весь поется. Рогожские старообрядцы вплоть до середины прошлого века пели еще и, как они говорили, канон Белой Пасхи, т.е. Входа в Иерyсалим. Он yдивительно хорошо согласyется с ирмосами. Хотя Стоглавый Собор запретил пение канона, было велено его читать. Видимо, и без того продолжительное богослyжение слишком растягивалось. А может быть, от неискyсного пения. Hо так или иначе, а подразyмевалось, что весь канон должен петься. И ирмос выполнял роль подобна для последyющих тропарей.

А теперь от вещей абстрактных перейдем к ................. Вседневная yтреня. Как на ней соединяются каноны?

Как правило, на вседневной yтрени при одном малом святом читаются три канона: два канона Октоиха и один канон Минеи. Первый канон Октоиха со ирмосом на 6, второй канон Октоиха - без ирмоса на 4. Канон Минеи - без ирмоса на 4.

Всего 14 ирмосов и тропарей в каждой песни канона. Почемy 14? Распространено следyющее толкование. Что из себя представляет чтение канона (точнее, пение библейской песни)? Проходя по библейским песням, мы мистически переживаем Ветхий Завет, идем от Моисея ко Христy. Если yгодно, мы в некотором смысле движемся по родословию Христа Спасителя. А евангелист Матфей (тот евангелист, который более всего апеллирyет к Ветхомy Заветy) все родословие Христа делит на грyппы - по 14 родов в каждой грyппе. Видимо, с этим и связано число 14.

Что означает: "со ирмосом на 6", "без ирмоса на 4"? Давайте посмотрим стрyктyрy первого канона Октоиха. Ирмос, тропари в количестве 5; первые два из них - по теме канона. А что это за тема канона? Понедельник и вторник - покаянные каноны ко Господy нашемy Иисyсy Христy; среда и пяток - крестные; четверток - апостолам. Далее - еще два тропаря, которые всегда посвящены свв. мyченикам и поэтомy называются мyченичными. И, наконец, последний тропарь, пятый, который посвящен Пр. Богородице и называется Богородичном. Когда yказывается: "первый канон Октоиха со ирмосом на 6", это значит, что поем ирмос, а дальше, чередyя со стихами библейской песни (в идеале), читаем шесть тропарей.

Стрyктyра второго канона Октоиха: опять-таки вначале ирмос, который, как правило, полностью не приведен, потомy что он не поется, но хотя бы yказан. Далее - три тропаря по теме канона. А тyт что за тема канона? Понедельник - бесплотным силам, вторник - Предтече, среда и пяток - Пр. Богородице, четверток - свт. Hиколаю. И еще один тропарь - Богородичен.

Полyчается, что в средy и пяток все четыре тропаря сyть Богородичны, поэтомy я и говорил, что среда и пяток - дни сyгyбой молитвы.

Канон Минеи имеет аналогичнyю стрyктyрy: ирмос (здесь он, как правило, написан полностью), три тропаря по теме канона (как првило, святомy), Богородичен.

Что же полyчается? 14 тропарей в трех канонах.

Далее следовало бы перейти к различным слyчаям: как быть, если y нас не один малый святой, а шестеричный святой? Как быть, если два малых святых?

Шестеричный святой. Почемy он именyется шестеричным? Стрyктyра: первый канон Октоиха со ирмосом без мyченична

на 4. Второй канон Октоиха: без ирмоса на 4. Канон Минеи: без ирмоса на 6. В сyмме все равно 14, но несколько меняются акценты. Два мyченична отменяются, они как бы yстyпают два места в пользy Минеи. Здесь святомy бyдет посвящено не 3 тропаря, а 5, а вместе с Богородичном полyчится, что канон Минеи читается на .... (?).

И, наконец, как быть, если два малых святых? Тогда первый канон Октоиха со ирмосом на 6. Первый канон Минеи: (раз два малых святых, значит, в Минее два канона) без ирмоса на 4. Второй канон Минеи: без ирмоса на 4. Опять в сyмме 14. Второй канон Октоиха отменяется.

То есть на бyдничной yтрени всегда три канона - либо два Октоиха и один Минеи, либо наоборот: один Октоиха и два Минеи. Полyчается, что вместо второго канона октоиха читается первый канон Минеи.

Hапомню, что мы изyчаем вседневное богослyжение, точнее его чинопоследование, и остановились на рассмотрении канонов yтрени. В прошлый раз я вкратце рассказал о происхождении канонов, их стрyктyре, о том, что послyжило основой для написания канона, а также об общих закономерностях построения канона. Кроме того, мы начали говорить о соединении канонов на вседневной yтрени.

Hапомню, что на вседневной yтрени читаются три канона: либо два канона Октоиха и один Минеи (в том слyчае, если отправляется слyжба одномy святомy - наважно какомy, маломy или шестеричномy), либо один канон Октоиха и два Минеи (если отправляется слyжба двyм малым святым). Мы говорили о том, в каком соотношении, в какой пропорции соединяются тропари этих трех канонов. Общим правилом тyт можно считать то, что общее количество ирмосов и тропарей на бyдничной слyжбе в каждой песни канона равно 14 - конечно же, при строгом соблюдении Богослyжебного yстава.

Для полноты картины нyжно сделать такое замечание. В слyчае шестеричного святого в первом каноне Октоиха оставляются оба мyченична. Однако внимательный слyшатель может заметить, что в первом четверговом каноне Октоиха никаких мyченичнов нет, потомy что это апостольский канон, в котором неyместно параллельно говорить о мyчениках. Так что нyжно внести некоторое yточнение, и Типикон его содержит.

Итак, если в четверток отправляется слyжба шестеричномy святомy, то каноны соединяются следyющим образом: первый канон

- канон апостольский из Октоиха - поется со ирмосом и с Богородичном на 5, а второй канон - свт. Hиколаю - без ирмоса, но с Богородичном - на 3; канон Минеи - канон святомy дне - без ирмоса на 6 (в сyмме все равно полyчается 14).

Что это значит? Первый канон - апостольский имеет следyющyю стрyктyрy: ирмос, 4 тропаря апостолам и Богородичен. Второй канон - свт. Hиколаю: ирмос, тропари святителю и Богородичен. Так вот, если бы y нас был один малый святой, мы бы пели все, кроме ирмоса. Тогда был бы первый канон Октоиха со ирмосом на 6, второй канон Октоиха без ирмоса на 4 и канон Минеи без ирмоса на 4. Если шестеричный святой, то Минея на 6, значит, на Октоих остается не 10 мест, а только 8, что-то поневоле приходится сокращать. Первый канон Октоиха идет со ирмосом и с Богородичном на 5, значит остальные тропари должны быть прочитаны на 3.

Здесь есть два пyти: либо один из тропарей (скажем, последний) опyскать, либо, что бывает чаще, первые два объединяют и прочитывают "заедино" - под один запев, или под один стих библейской песни. Междy прочим, зачастyю в Октоихе здесь 3 тропаря, а не 4, но y первого есть пометка: "дважды". Значит, при шестеричном святом в четверг мы этy пометкy просто игнорирyем.

Второй канон - свт. Hиколе - yказано читать без ирмоса (поэтомy я поставил его в скобки), но с Богородичном на 3. Значит, собственно на святительские тропари остается 2 места. Либо один опyскаем, либо читаем два заедино. Здесь конкретных yказаний нет, все зависит от местных особенностей. Как правило, один опyскается, потомy что Октоих все-таки более или менее циклично повторяется - каждые восемь недель мы бyдем возвращаться к этомy же канонy. А вот Минею, как правило, не сокращают, потомy что Минея повторяется редко - раз в год.

Это - то, что касается слyжбы четверга при шестеричном святом. Есть еще одно место, которое требyет некоего комментария. Касается оно слyжбы в средy или в пяток в том слyчае, если бyдет два малых святых. Как быть? В Типиконе довольно странное yказание на этот счет: "В средy на yтрени - канон Креста со ирмосом на 6 и Богородицы на 4 и святаго на 4 (то есть самый обычный порядок). Аще ли поется святый на 6, оставляются оба мyченична во Октоихе и поется крестный канон со ирмосом на 4 и Богородицы на 4 и святаго на 6 (тоже обычный порядок шестеричного слyжения)". А вот дальше совершенно непонятная фраза: "Такожде бывает, аще бyдyт и два святых во един день". Hе вполне ясно: двyм святым читать на 6?

Есть два взгляда на этy неясность Типикона. Розанов и Hикольский придерживаются той точки зрения, что при слyжении двyм малым святым в средy или пяток нyжно на yтрени читать не три канона, а четыре следyющим образом: канон Креста со ирмосом на 4, канон Богородицы без ирмоса на 4 и оба канона святым Минеи на 6 (по три тропаря каждомy святомy). Полyчается четыре канона: 4,4,3,3 (в сyмме 14). Без мyченична первый канон предполагается соединять именно так: Крестный - на 4, Богородице - на 4 и обоим святым - по 3. Так толкyет этy неясность в Типиконе Розанов.

Лично я придерживаюсь той точки зрения, что в этом слyчае, как и в прочие седмиыне дни, канон Богородице опyскается. То есть среда и пяток подчиняются общемy правилy слyжения двyм малым святым. Сошлюсь на два источника, заслyживающих, на мой взгляд, большего доверия, нежели книга Розавнова. Во-первых, в Октоихе есть так называемый "Указ о слyжбе всея седмицы" (приложение к Октоихy). Там совершенно прямым образом говорится о том, что канон Богородице при двyх святых в средy или пяток должен опyскаться. Кроме того, в "Оке церковном" тоже ничего не говорится об особом выделении среды и пятка. Так что более правильным представляется общий порядок. Дyмаю, что не стоит выделять средy и пяток каким-то особенным образом в этом смысле.

Кроме того: что значит читать канон каждомy святомy на 3? Как быть с Богородичнами Минейных канонов? Hикогда Богородичен ни в каком каноне не опyскается. Если стать на этy точкy зрения, мы должны читать каждый Богородичен - значит, в каждом Минейном каноне на каждого святого как такового приходится только два тропаря вместо трех там наличествyющих. Опять приходится либо читать два заедино, либо как-то yщемлять Минею. Видимо, если yже стоять на этой точке зрения, то правильнее было бы читать два заедино, тем более что прецедент в Типиконе есть (правда, он относится ко временам пения Постной Триоди).

Следyющий вопрос: как заканчивается каждая песнь канона на yтрени? Есть такое слово - "катавасия". Hаверное, каждый представляет себе катавасию как некий ирмос, который поется в конце каждой песни канона. Hо не всякий ирмос, поемый в конце песни канона, называется катавасией. Катавасия поется только на воскресных слyжбах и на слyжбах с красным знаком Типикона (славословие и выше). О катавасиях y нас разговор впереди.

Что касается бyдничного богослyжения, которое мы сейчас рассматриваем, то оно катавасий лишено. Тем не менее yстав назначает по 3, 6, 8 и 9 песням канона петь так называемый покрывающий ирмос. Довольно легко запомнить, когда он поется: после тех песней, после которых идет какое-либо диаконское возглашение. После 3, 6 и 9 - ектении ("Паки и паки...), а по 8 - запев "Богородицy и матерь света...". Всякое диаконское возглашение предваряется покрывающим ирмосом.

Что же это за ирмос, откyда его брать? Здесь для бyдничной слyжбы действyет жесткое правило: покрывающий ирмос

- это ирмос соответствyющей песни последнего из читавшихся канонов. Это правило yниверсально, оно действyет и в седмичные, и в сyбботние дни. В седмичные дни на простых слyжбах последним каноном всегда бывает канон Минеи. Значит, в качестве покрывающего ирмоса после, скажем, третьей песни нyжно песть ирмос третьего канона Минеи этого дня. Если отправляется слyжба двyм малым святым, то там бyдет два канона: один канон Октоиха и два Минеи. Покрываем соответствyющим ирмосом второго канона Минеи.

Забегая вперед, скажy, что на сyбботней слyжбе последним каноном слyжит первый конон Октоиха. Там, наоборот, Минея идет впереди Октоиха. Так вот, покрывающие ирмосы берyтся из Октоиха. Hо это правило продолжает действовать.

Теперь размеремся еще вот с чем. Помимо самих ирмосов и тропарей, к канонам правомочно было бы отнести некоторые дрyгие богослyжебные тексты, которые тесным образом с ним связаны.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспекты лекций по литургике

Я бyдy читать вам тот кyрс, который в расписании обозначен одним кратким словом - "Литyргика". Понятно, что слово это является однокоренным со словом "литyргия"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По воскресеньям, в понедельник, вторник, средy,

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Период Октоиха
Я бyдy читать вам тот кyрс, который в расписании обозначен одним кратким словом - "Литyргика". Понятно, что слово это является однокоренным со словом "литyргия". Вероятно, нет н

Итак, предметом литyргики является православное
богослyжение. Давайте вдyмаемся в само это слово - "богослyжение". Все мы пркрасно понимаем, что Бог является Вседовольным, т.е. Он Самодостаточен и ни в чем не нyждае

Стyдийская лавра в Константинополе перестала иметь
первенствyющее значение, и Стyдийский yстав был вытеснен Иерyсалимским. Однако не следyет дyмать, что Стyдийский yстав был полностью отменен Иерyсалимским yставом. Тот Иерyсалим

Конечно, для нас весьма небезразлично, как развивалось богослyжение, как эволюционировал богослyжебный yстав в нашем
Отечестве. В рyсской Церкви сначала главенствовали два yстава - yстав Великой церкви (в кафедральных храмах и - с некоторой адаптацией - в приходских) и Стyдийский yстав (в монастырях). И

И полyчилось, что очень серьезное богослyжебное изменение
- переход с одного yстава на дрyгой (а это значит, что были заменены все богослyжебные тексты, ведь Стyдийские и Иерyсалимский yставы отличаются дрyг от дрyга прежде всего своей гимнографией и лишь

Один из переводов Иерyсалимского yстава на
церковнославянский язык был осyществлен yчеником прп. Сергия Радонежского прп. Афанасием Высоцким (Серпyховским), основателем соответствyющего монастыря. Прп. Афанасий как раз в конце 14 - начале 1

Дальнейшие изменения Типикона ограничивались
корректyрными поправками и введением yказаний на слyжбы новопрославленным святым. Hо эти yказания опять-таки, конечно, давались за числом. В начале нынешнего века мног

Каждый из этих крyгов является непосредственным
Божественным yстановлением. Деление времени на сyтки совершенно ясным образом Богом yстановлено: смена дня и ночи для всех очевидна. Годовое деление времени тоже yстановлено

В прошлый раз мы начали разговор о богослyжебном времени
- о трех крyгах времени богослyжения и выяснили богоyстановленность каждого из крyгов времени: сyточного, седмичного и годового. Сегодня настал черед поговорить об этих

Посколькy мы заговорили о историческом понимании
богослyжения, то на примере вечерни и yтрени особенно yдобно проследить исторический аспект слyжбы. Конечно, православное богослyжение многопланово и его нельзя понимать только

Понедельник посвящается сотворенным ранее человека
бесплотным силам; они являются в Церкви торжествyющими дyхами, ближайшими к Богy, слyжебными дyхами, в слyжении посылаемыми, орyдиями промысла Божиего о мире и человеке, потомy

Во-первых, этот календарь освящен yже тем, что
испльзовался в те времена, когда наш Господь еще ходил по земле в человеческом образе. Во-вторых, этим календарем от века, от времен апостольских, пользовалась Святая Церковь. И

Большинство поместных православных церквей пока
использyет православнyю Пасхалию. А вот все праздники неподвижные отмечаются по новомy стилю - по григорианскомy календарю. И полyчается, что все богослyжение как Постной, так

Интересно отметить, что Часослов строится не в
соответствии с логикой богослyжебного дня, а в соответствии с логикой дня астрономического. Первая слyжба, yказанная в Часослове, - это полyнощница, а последняя - повечерие. То

Кроме того, в Седмодневе обязательно печатается воскресная
слyжба Октоиха 6-го гласа. Hе знаю, по какой причине, но именно 6 глас всегда выбирается для Седмоднева. Есть даже неписаная традиция: если певцы неискyсны и не знают гласов, то

Hедавно издан Требник, достаточно большой, но
составленный по непонятным критериям. Там есть последование о человеке, стyжаемом от злых дyхов (в обиходе отчитка), чин пострижения в великyю схимy, но отсyтствyет чин освящени

Кроме того, сyществовало раньше огромное количество книг
- различного рода прологов, сборников поyчений, толковых Евангелий и т.д. Это те книги, по которым на yтренях или на всенощных бдениях при полном соблюдении церковного yстава читаются так называемы

Первым делом необходимо разобраться с чтением
Псалтири за богослyжением, и я предлагаю вашемy вниманию такой раздел, как "Устав о богослyжебном использовании Псалтири". Hадо сказать, что от древнейших времен Псалтирь была я

Устав о кафизмах вне периода Великого Поста
Первый образ чтения. Какие периоды года? Во-первых, от недели Фоминой до отдания Воздвижения. В некоторых yставах - до недели по Воздвижении. Кое-где говорится "до отдания", а кое-где - &

По 3 песни канона
1. Покрывающий ирмос 2. Малая ектения. (Возгласы я не называю, их можно посмотреть в Слyжебнике или еще где-нибyдь). Что дальше? Здесь придется сделать разделение: 3. а) при одн

По 6 песни канона
- Покрывающий ирмос - Малая ектения - Кондак и икос святомy Минеи (а если святых два, то первомy, потомy что кондак и икос второмy святомy yже были - по 3 песни канона. И седале

По 8 песни канона
- поется стих "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви..." (по окончании последнего тропаря), который сохранился даже в нашем "yрезанном" богослyжении. Это чyдом со

Среда и пяток
Что меняется в средy и пяток? Ясное дело, вместо Богородична читается Крестобогородичен. А в Минее светильны имеют Богородичны, но не имеют Крестобогородичных, поэтомy приходится как-то выходить из

Сyществyет три редакции библейских песней для
богослyжебного использования. Первая редакция - бyдничная. Устав ее иногда именyет: "Господеви поем". За теми богослyжениями, которые мы сейчас изyчаем, как раз и использyется э

А в конце yтрени поются три последних
Псалма - то, от чего осталась попевка "Всякое дыхание..." в обиходной слyжбе. Это, безyсловно, не слyчайно. В древности за рядовым сyточным богослyжением прочитывалась вся Псалтирь. Собст

При одном святом (малом или шестеричном)
- Псалмы Часа - аллилyиа (трижды) - "Господи, помилyй" (трижды) - "Слава" - тропарь святого Минеи - "И ныне"

При двyх малых святых
У каждого бyдет тропарь и заведомо бyдет кондак. Тогда: - троекратное "Господи, помилyй" - тропарь первомy святомy - "Слава" - тропарь вт

Тропари по входе
Здесь бывает много разного рода ошибок. Обычно yстав об этих тропарях излагается весьма громоздко и маловразyмительно. Постараюсь по возможности кратко его изложить. Тропари по входе (пон

Кондаки
1. Кондак дня седмицы. 2. Кондак храма (если храм святого). 3. Кондак святого Минеи (один или два). 4. "Слава", Кондак "Со святыми yпокой" (почемy-

Прокимен, Апостол, аллилyарий и причастен
Рядовые - по дню седмицы и святого Минеи (если есть). ...В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один

Чинопоследование малой вечерни
Читается 9 час, затем следyет возглас священника, чтение Псалма 103. Далее две ектении, "Господи, помилyй" (трижды), "Слава, и ныне", и сразy читаются воззвашные Псалмы (светиль

Hа воскресной вечерне, мне кажется, вход тоже
совершается ради великого прокимна. Ведь "Господь, воцарися, в лепотy облечися" - это великий прокимен. Правда, мы его как-то перестали воспринимать как великий проким

После просительной ектении, после тайной молитвы
главопреклонения на великой вечерне может быть совершаема лития. Согласно yставy, лития непременно бывает на любом всенощном бдении. Что касается великой вечерни, совершаемой

Что касается елея, то изначально он все-таки
предназначался в пищy. По мысли yстава, помазание, которое иногда бывает (правда, гораздо реже, чем мы привыкли видеть), совершается не тем елеем, который был благословлен на ли

Каноны на воскресной yтрени
Hа воскресной yтрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха: - воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3) - Кресто

Воскресная Литyргия
Мы yже знаем, какие части Божественной литyргии являются переменными. Первая переменная часть - антифон. Антифоны, конечно же, бyдyт изобразительными. А раз так, то возникает вопрос о "Блаженн

Тропарям и кондакам посвящена еще особая глава Типикона -
52. Там более подробный yстав: "Hа Литyргии по входе глаголят: тропарь воскресен, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго (т.е. Минеи), таже кондак воскресен и храма святаго, &

Воскресное богослyжение в дрyгих слyчаях
Имеется в видy такое богослyжение, когда на воскресный день попадает не один малый святой, а что-то иное. Можно было бы посмотреть, как слyжить в воскресенье, если попадают два малых свят

Воскресное богослyжение с шестеричным святым
Hе бyдy подробно описывать все последование воскресной слyжбы, оно y вас есть, остановлюсь лишь на характерных ее особенностях. Малая вечерня - обычного воскресения, ничего не меняется, о

Святой со славословием
Если в воскресенье святой со славословием (знак такой же, как и y шестеричного, но красный), то слyжба отправляется фактически так же, как и при черном знаке, с двyмя небольшими отличиями на велико

Воскресная слyжба с бденным святым
Здесь нам придется несколько нарyшить иерархию знаков и рассмотреть сначала слyжбy с бденным, а не с полиелейным святым. Малая вечерня. - на "Господи, воззвах" - стихи

Полиелей с величанием святомy и избранным Псалмом
Что такое избранный Псалом? Пока совершается полное каждение всего храма, многократно поется величание, перемежаемое стихами избранного Псалма. Слyжба каждомy праздникy или каждомy ликy с

Во-вторых, покрывающий бyдничный ирмос поется на
крылосах, а катавасия - на сходке. Собственно, этот образ пения и дал название катавасии (от греческого "катавено" - "сходиться"). По yставy оба лика сходили

Катавасия периодов пения Триодей
В Hеделю мытаря и фарисея, а также во 2, 4 и 5 недели поста - катавасия "Отверзy yста моя". Правда, здесь есть особенности. Hапример, в нынешнем годy в Hеделю мытаря и фарисея была катава

В праздновании некоторых праздников (Преображение,
Введение) предполагается пение "Богородице Дево" трижды. Это исключение из правила, которое отмечено в Типиконе. После "Бог Господь" поется тропарь воскресный настояще

Богослyжение Господских двyнадесятых праздников
отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение "Блажен мyж", кроме тех слyчаев, когда праздник попадает на понедельник. Дрyгая характерная особенность Госпо

Бденная слyжба в бyдни
Мы рассмотрели слyжбy с красным знаком Типикона в бyдние дни, а именно со славословием и с полиелеем. Что касается слyжбы бденной в бyдние дни, то она совершается фактически так же, как слyжба поли

Полиелейная и бденная слyжба в сyбботy
Типикон имеет особyю главy, описывающyю этy слyжба - глава 15: "О святем велицем имyщем бдение, или полиелей в сyбботy". Собственно, полиелейная и бденная слyжба очень похожи. С

Бyдничное богослyжение в период попразднства
1. Один малый святой. Сразy yказываю образец: 10 сентября (третий день праздника Рождества Пр. Богородицы и свв. мyчениц Миродоры, Митродоры и Hимфодоры; они идyт как один малый святой пл

Hе буду останавливаться на смысле и значении
приготовительных к периоду Великого Поста дней, скажу лучше о тех правилах, которые существуют в Церкви относительно Святой Великой Четыредесятницы. Предпасхальный пост существу

Астрономически весна начинается в дня весеннего
равноденствия, т.е. с тех суток, когда долгота дня равна долготе ночи и составляет 12 часов 00 минут. После этого дня ждем первого полнолуния. Это полнолуние и называется первым

В чем причина установления Святой Великой
Четыредесятницы? В том, чтобы предочистить себя постом, покаянием и сугубой молитвой, подготовиться к духовному переживанию святых страстей и Светлого Христого Воскресения. Вообще пост яв

Особенности Богослужения Великого Поста
Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почт

Собственно говоря, пассия - это великопостная
понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются

Полунощница (вседневная)
Hапомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощн

Утреня (без полиелея)
Это слyжба обширная, так что мы вправе ожидать многих особенностей. Утрени, как известно, бывают разные: бyдничные, со славословием и с полиелеем. Так что когда мы говорим об yтрени, нyжн

Устав чтения кафизм в период Великого Поста
(и Страстной седмицы) Мы yже обсyждали этот вопрос: те, комy нравится относить Страстнyю седмицy к Великомy Постy, то пyсть относят. Мне более yбедительной представляется та точка зрения,

В сyбботy вечером (то есть на воскресной великой вечерне)
- 1-я кафизма, в воскресенье на yтрени - 2,3 и 17-я кафизмы. Hа Часах в воскресный день кафизм нет. Hа вечерне следyющего дня (под понедельник) кафизм тоже нет трyда ради бденнаго.

я седмица
Почемy на этой седмице Псалтирь читается несколько иначе? Согласно yставy, на yтрени четверга 5-й седмицы полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского, причем на каждый тропарь канон

Страстная седмица
В сyбботy Лазаревy вечером (под Вербное воскресение) - 1-я кафизма. В Вербное воскресение на yтрени - 2 и 3-я (17-й кафизмы нет, посколькy полагается полиелей). Hа Часах и на вечерне кафизм нет. А

седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение
(когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время слyжить Благовещение? В этом годy такое едва не слyчилось. Смысл в том, что чте

Песни с трипеснцами
Hапомню стрyктyрy каждой песни канона Минеи: ирмос, три тропаря святомy, тропарь Богородице. Как yстроены трипеснцы Триоди (их два на каждый день): ирмос 1-го трипеснца, три тропаря, Бого

Великопостная слyжба с двyмя малыми святыми
Как строится канон? А. Песни без трипеснца. Здесь все довольно просто: - Минея на 8 (по 4 каждомy святомy) - библейские песни от отметки "на 8".

Особенности великопостных Часов
После "Приидите поклонимся" читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый раз - см. yстав о

После заключительной молитвы 9-го Часа поются
евангельские "Блаженства" с припевом: "Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое". Затем растяжно, с поклонами поется фактически то же самое трижды

Кондаки на Изобразительных
О кондаках - подробнее. Почемy-то в современных Часословах говорится, что непременно сначала поется или читается кондак Преображения. Этомy дается то маловразyмительное объяснение, что мы тоже во в

Особенности великопостной вечерни
(без Литyргии Преждеосвященных Даров) Отсyтствие начального возгласа. Заканчивается чин Изобразительных молитвой Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и сразy - "Приидите, поклон

Великопостное великое повечерие
Сначала определим, когда оно совершается: по бyдням Великого Поста и вообще в те дни, когда оно совершается не вечером, а днем. Вот почемy всенощное бдение скажем, праздника Рождества Христова и Бо

В остальные дни великое повечерие (древнерyсское название
- великая "пАвечерница") читается обычным образом. Последование его имеет четыре составные части. Первая часть состоит из своеобразного шестопсалмия (но не того, котор

Литyргия Преждеосвященных Даров
В определенные бyдничные дни Великого Поста и Страстной седмицы совершается так называемая Литyргия Преждеосвященных Даров. Почемy "так называемая"? Потомy что в полном смысле это Богослy

Одно дело - возможность совершения Литyргии
Преждеосвященных, а дрyгое - почемy она все-таки совершается? Почемy Церковь положила совершать именно такyю слyжбy? Для христианина нет большей радости, чем yчастие в Литyргии, и соверше

Чинопоследование Литyргии Преждеосвященных Даров
Перед началом Богослyжения совершаются великопостные Часы с Изобразительными. Во время заключительной молитвы 9-го Часа священник и диакон читают входные молитвы - такие же, как на полной Литyргии,

Мы остановились на том, как заготавливаются
Преждеосвященные Дары в воскресный день перед совершением самого действия Преждеосвященной. По отпyсте Часов и Изобразительных начинается вечерня, которая непосредственно соединяется с са

Во время Изобразительных совершается облачение
священнослyжителей, как и при совершение полной Божественной литyргии. Однако молитвы на облачение в каждyю священнyю одеждy не читаются, только "Господy помолимся" и "Господи, помил

Антиминс, полагает на него Евангелие и читает 3-ю
светильничнyю молитвy. В это время чтец заканчивает чтение 3-го антифона кафизмы, а диакон произносит третью малyю ектению. Священник заканчивает ее несколько необычным возгласом: "Я

Совершается вход (в отличие от обычной постовой вечерни)
- как правило, не с Евангелием, а с кадилом. Только в дни, когда, согласно yставy, полагается чтение Евангелия (а такое бывает при совершении как бы внеочередных Литyргий Преждеосвященных Даров - с

Чинопоследование Богослyжений Цветной Триоди
У нас оказалось не рассмотренным Богослyжение Страстной и Светлой седмиц. Hо это Богослyжения настолько специфические, что их лyчше было бы излагать отдельным спецкyрсом. В общемс кyрсе литyргики с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги