Особенности Богослужения Великого Поста

Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной.

Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности - например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется "Покаяния отверзи ми двери...", но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров.

А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей - без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста - это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо-католиков примерно в 18 веке. До этого служили в темных (как правило, темно-лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

1. Самая главная особенность великопостного Богослужения

- отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то она, во-первых, совершается не каждый день, а во-вторых, не является Литургией в полном смысле этого слова. Об этом мы позднее поговорим немного подробнее. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия.

В прочие дни Великого Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой-нибудь из будничных дней Великого Поста.

2. Следующая особенность великопостного Богослужения: по некоторым будничным дням совершается особое чинопоследование, которое никогда не совершается вне этого периода. Это так называемая Литургия Преждеосвященных Даров.

3. В первые пять воскресных дней Великого Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустого, а Литургия Василия Великого. Hадо сказать, что Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. То есть если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустого, а в самый праздник - Литургия Василия Великого. 1 января, в день памяти св. Василия великого, также совершается Литургия Василия Великого (в Hовый год по старому стилю).

4. Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга. Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6-го, а после 9-го Часа.

(Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз?

Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было -

в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые

металлической нитью, и цвет не имел решающего значения. Сейчас

традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в

черных ризах, службы Цветной Триоди - до отдания Пасхи - в

красных, службы Господских праздников - в белых (кроме того, в

белых ризах совершаются заупокойные службы), как и таинства,

перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование,

отпевание, пострижение. В голубых ризах совершаются службы

Богородичных праздников. В зеленых ризах - службы

преподобнические, а также праздника Троицы (понедельник Св.

Духа - уже в белых). Вербное Воскресение служат либо в золотых (как и Лазареву субботу), либо в белых ризах, т.к. это Господский праздник.

Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы - в красных ризах.)

5. Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Hаиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на "Господи, Владыко живота моего..."

(Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние - Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?

Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним - полная "обычная" Литургия, т.е. Литургия Иоанна Златоустого. А в Вербное Воскресение совершается Литургия Иоанна Златоустого. Почему? Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту.)

6. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т.е. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу.

Это достигается вследствие двух причин:

- на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы;

- кафизмы читаются почти на всех Часах.

Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей.

7. Следующая особенность заключается в изменении

чинопоследования каждой из служб суточного круга.

Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике (впрочем, дозволяемой Типиконом). А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие "повечерием великим без поклонов".

8. В воскресенье вечером Великим Постом (в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную) совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.

(Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию?

Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, "пассия" (латинское слово) означает "страдание". Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по-разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.