рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Что такое артикуляция?

Что такое артикуляция? - раздел Лингвистика, Учитесь быстро читать Исследования Н. И. Жинкина Показали, Что Чтение, По Существу, Два Одно­времен...

Исследования Н. И. Жинкина показали, что чтение, по существу, два одно­временных процесса — приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь (текст) человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном: как бы выдает результат обработки текста, в которой непременно принимают участие рече­вые процессы. Именно от того, как они организованы, зависит скорость чтения.

Возможны три основных способа чтения. Первый способ—артикуляция, или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ—чтение про себя, при котором ре­чевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т. е. без открытой артику­ляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ чтения —тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она про­явлена в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Итак, артикуляция замедляет процесс чтения и от нее необходимо изба­виться. Однако не приведет ли сокращение артикуляции при повышении ско­рости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации?

Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами, целые группы слов—одним словом.

Быстро читающие люди обладают способностью, не проговаривая читаемый текст, сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного, так как основ­ная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй—овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информативными блоками.

Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зрительному типу. Вот, например, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».

Направленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокращении артикуляции.

Речь внешняя и внутренняя

 Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического по­стукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. А. А. Леонтьев считает, что «внутренняя речь—это речь, которая обслуживает только мышление и не служит, как другие виды речи, целям общения. Классический пример внутренней речи можно встретить в. любом классе любой школы в тот момент, когда учитель открывает журнал:

чтобы начать опрос. Он говорит в раздумьи (обычно про себя, но иногда вслух): «Александрова я уже спрашивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васильева спрошу в следующий раз...»

«Обычно про себя, а иногда и вслух»,— сказали мы.Вы, вероятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыслительную задачу, и вы начи­нали рассуждать вслух. Кстати (в подтверждение теории умственных дейст­вий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней. Многие психологи думают даже, что внутренняя речь — это скрытая форма внешней речи, т. е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. Н. И. Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью: мы начинаем оперировать не речевыми единицами—звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, об­общенными схемами и т. д. Доказывается это очень простым способом, с по­мощью ритмического постукивания. Суть в том, что внешняя речь разверты­вается во времени: слова произносятся последовательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова. Так вот, когда человек говорит вслух, ему трудно монотонно постукивать, он сбивается с ритма. Когда человек читает, он тоже мысленно произносит слова и тоже сбивается. Но в большинстве случаев постукивание не мешает и само тоже не нарушается: значит, внутренняя речь не развертывается во времени, как внешняя. Иначе говоря, речь как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем, правда, то, чего раньше не было,—образы и схемы. Происхо­дит процесс формирования новой системы перекодирования. Эта система обеспечивает при чтении текста его полноценное понимание уже не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиаль­но иным способом, основанным на использовании ярких наглядных образов.

 

Как научиться читать молча

Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает настоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем вам изучить и затем многократно потренировать упражнение, которое мы назвали «выстукивание ритма». Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с че­тырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значи­тельным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т.е. становится помехой для любой артикуляции— и внешней, и внутренней. Помеха возникает оттого, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают разноместным ударением.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых орга­нов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается, все механизмы речеобразования остаются свободными. При вы­стукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читае­мых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы ра­зобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

 

 


 
 

Рис. 16. Речевые зоны мозга

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 16) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет спо­собность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полу­шарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слы­шит слова, но перестает их понимать. Здесь учитываются логические связи слов с предметами и действиями, которые слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Такую зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. Для нормальной работы мозга большое значе­ние имеют мышечные ощущения, возникающие при артикуляции. Для быстрого же чтения сокращение артикуляции—обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в про­цессе чтения, с тем чтобы преградить путь управляющим импульсам, посту­пающим из этой зоны для формирования артикуляции.

Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человека оказались тесно связанными с речью. Исследования ленинградского профес­сора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично раз­вивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь—вторая сигнальная система и она нам от рождения не дана. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. Кольцова рекомен­дует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6—7-месяч­ного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информа­ции, которое объяснено И. Павловым как взаимодействие первой (предмет­ной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Приведем примеры трех различных способов коммуникации: зрительного, слухового, двигательного.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как это сделать, исполь­зуя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: «Вернись, по­жалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикните: «Вернись, пожа­луйста!»

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один—сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры — прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения и от наев принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализо­вывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения, безусловно, воз­буждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответ­ствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 17. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовле­кается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет опре­деленные действия, например выстукивает ритмы. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отри­цательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится вслух читае­мое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основ­ную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают рече­двигательный канал и артикуляция практически становится невозможной Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и по стукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с посту киванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступаю­щей по зрительному каналу в мозг информации без проговаривания.

Главное в освоении метода—правильно разучить и выстукивать ритм, для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного-упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом—непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 18)

 


 
 

Рис.17. Гомункулус

 
 

 

Рис. 18. Нотная запись ритма

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений, при веденных в конце беседы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Упражнение 5.1. Чтение с одновременным выстукиванием ритма

5.1.1. Правила выстукивания ритма.

           1. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцам

правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание: левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками,так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное — обеспе­чить непрерывность и правильность рисунка ритма.

 

 

5.1.2. Проверка ритма.

Вы освоили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2—3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично, Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились. Читать вслух и одновременно выстукивать ритм невозможно, это противоречит зако­нам физиологии человека, которые мы разбирали. Тогда снова начните вы­стукивать и одновременно читайте начало страницы про себя. Теперь вам Удается читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Явление за­кономерное. Мы разберемся с ним в следующем разделе беседы. Такова осо­бенность упражнения. Переходите теперь к следующему упражнению.

5.1.3. Сокращение артикуляции.

В течение недели читать ежедневно с одновременным выстукиванием рит­ма 1—1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное—постоянный контроль правильности выполнения упраж­нения. В течение дня выбирайте время для чтения—10—15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. Обязательно выстукивайте его перед сном. К концу недели необходимо начитать с одновременным вы­стукиванием ритма 8—10 часов.

Быстрое чтение и артикуляция несовместимы

Один из известных исследователей психологии творчества Жак Адамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тексты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: «Сло­ва или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы». Мы с вами мо­жем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.

Артикуляция—главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глу­бинные преобразования в структуре умственных действий. В мозге происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и за­поминание прочитанного.

Давайте попробуем разобраться в таких явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реали­зации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особен­ностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообщест­вом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком».

Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т. Н. Ушакова, термином «внутренняя речь» обозначается психо­физиологический процесс, который характеризуется активизацией речевых ме­ханизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют ее необходимую основу. Наиболее веским основанием для этой точки зрения слу­жит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который чело­век хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на ны­нешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозгу человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь. по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный про­цесс — прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентич­ны внешней речи (т. е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «по­рождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с зако­нами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, пред­ставляет особый вариант речи, по существу, мало отличающийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей названия внутренней речи.

Он представляет собой не что иное. как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.

Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения «выстукивание ритма», то очевидно, что их следует искать в пере­кодирующих механизмах или в реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реа­лизации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил А. А. Леонтьев, в этом случае «формируется какой-то другой код», основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.

Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том. что каждый обучающийся, правильно выполняю­щий упражнение «выстукивание ритма», последовательно проходит определен­ные этапы—фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особен­ностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуля­ции. При этом будем опираться на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобра­зований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действи­тельной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошиб­ки и недостатки.

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

 
 

На рис. 19 показана условная модель преобразований, происходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма. Как показано на рис. 19, обработка информации при чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме.

 

Рис. 19. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

 

Сигнал, по­ступающий из блока канала речеслухового анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из «комнаты» оперативной памяти через «дверь», на которой написано «речеслуховой код».

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно в соответствии с правилами выстукиваете ритм. Такой режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слуховой, направляется на дальнейшую обработку, которая на рисунке обозначена сплошной линией. И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвое­ния отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает «метаться» по «комнате» оперативной памяти. Он пытается пробиться через «дверь» речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный «пароль», соответствующий этому способу обра­ботки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от «двери» и про­должает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с вы­стукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно.Получается что-либо одно: или чтение, или выстукивание ритма. Как правило. эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновременным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным выстукиванием ритма благополучно преодолевает первую фазу освоения упражнения.

Вернемся вновь к рис. 19. Итак, поступающая информация накапливается в «комнате» оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Насту­пает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так: «Чув­ствую, что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все вос­принимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитан­ного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо». Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 19, сигнал, который метался по «комнате» оперативной памяти, вдруг наталкивается на «дверь» с надписью «код зри­тельных образов». Оказывается, эта «дверь» была здесь давно и вовсе не за­крыта на «замок». Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный «пароль» для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и посту­пает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма полу­чается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1—5 часов чтения с одновременным выстуки­ванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспомнить, что же вы прочли. И с удив­лением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явле­ние, которое психологи называют амнезия—мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 19, сигналы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привыч­ным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо фор­мировать иные пути. строить новые «нейронные сети» для обработки информа­ции (на рисунке они показаны пунктиром), которые вначале еще очень неустой­чивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно—продолжать чтение с одновременным вы­стукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении — от поступления в мозг и до закрепления в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15—20 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец, наступает момент, когда вы почувствуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15—20 часов. Почувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения.

Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст № 5 с одно­временным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов осво­ения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особен­ностей возможны три случая:

1. Vв = Vб,

где —скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении

текста № 5; Vб— скорость чтения без выстукивания ритма после чтения текста № 3.

Равенство скорости чтения с выстукиванием ритма и без него свидетель­ствует о том, что артикуляция у вас была выражена слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. Vв > Vб

     Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную арти­куляцию.

Необходимы усилия в продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50—100 часов. Здесь необходимо добиться того. чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и «ра­ботает» уже при чтении без выстукивания ритма.

3. <

Несмотря на все ваши усилия скорость чтения с выстукиванием ритма зна­чительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Вернитесь к упр. 5.1 и еще раз внимательно проверьте правильность выстукивания ритма. Ваша задача, в конечном итоге,— добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась ско­рости чтения без выстукивания ритма.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения с выстуки­ванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений

в процессе чтения.

Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффектив­ность которого была доказана выше.
Упражнение 5.2. Фазы освоения упражнения с одновременным выстукиванием ритма

5.2.1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. В течение 2—3 дней читать с выстукиванием 2—3 газетные статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упраж­нения).

5.2.2. В течение 2—3 дней читать с выстукиванием различные тексты, ста­раясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (чет­вертая фаза).

5.2.3. Прочитать с выстукиванием статью в газете или журнале объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мыс­ленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

5.2.4. Прочитать контрольный текст № 5 с выстукиванием ритма и вычис­лить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнения.

 

 

Контрольный текст № 5 Объем 3400 знаков

НЕ ЖМЕТ ЛИ ВОРОТНИЧОК?

На японских улицах, в метро, электричках по внешнему облику отчетливо выделяются две группы: служащие в неизменных серых костюмах и школь­ники в черной или синей форме. И те и другие вносят в повседневную суету оттенок серьезности и деловитости. Чаще всего большие группы учеников встре­чаешь в конце ноября и июля, когда школы организуют коллективные поездки-экскурсии по Японии. По правилам все обязаны ехать в школьной форме. Она, кстати, ни разу не менялась с довоенных времен. Считается, что форма приучает детей (да и взрослых) к дисциплине: чем меньше выделяешься, чем лучше умеешь подчинять свое «я» мнению большинства, тем быстрее у тебя пойдет работа. Такой склад общинного, группового мышления присущ, по словам современных социологов, всем японцам во всех ситуациях от по­ведения в школе до японских принципов международной политики.

В некоторых школах установлены ограничения на длину юбок для девушек, на прически для ребят, кое-где строго определены даже образцы портфелей. Если кто-то попробовал тайком покурить, его отстранят от учебы на неделю. Каждый день на нескольких страницах нарушитель будет писать сочинения о своем нехорошем поведении, а по вечерам преподаватель будет проверять на­писанное на предмет грамматических и прочих ошибок. Если же и после этого не отпадет охота курить, дело могут передать в полицию.

Что ни говори, дисциплина довольно жестокая. В 16—18 лет хочется само­утвердиться, а тебя загоняют в рамки, стягивают горло воротничком, бреют затылок...

Впрочем, дисциплина и порядок—это скорее внешняя сторона обучения. Каково же «внутри»? Школа имеет три ступени: начальная шестилетка, сред­няя и полная средняя (по три года). Каждая из них обычно расположена в отдельном здании. В полной средней школе, как и в университете, есть обязательные и факультативные предметы. Преподаватели в основном молодые и процентов 70 из них—мужчины. Обязательный атрибут преподавателя -белый халат (чтобы не запачкать костюм мелом). Каждый школьник сидит за

отдельной партой. Опрос проводится в письменном виде в конце семестра, которых в учебном году три. А урок—это лекция-беседа, в ходе которой используются учебники, карты, ксерокопии и прочие вспомогательные материалы Ученики не стесняются задавать вопросы (при этом вставать с места не обязательно). Можно и посмеяться, пошутить над учителем, а он не сорвется на крик. Вообще «нервные срывы» со стороны преподавателей исключены: если даже такой инцидент произойдет, достаточно жалобы учащихся—и препода­ватель прощается с должностью.

Всем известны японские компьютеры и видеомагнитофоны. Но, как ни стран­но, в школе здесь ими практически не пользуются. Есть, конечно, видеоклассы, где иногда показывают учебные видеофильмы, есть компьютеры, но занятий по программированию и практических тренировок нет. В Японии проанализиро­вали опыт США, где из-за слишком широкого внедрения в процесс обучения компьютеров и видеомагнитофонов упал общий уровень подготовки школьников и студентов, и пришли к выводу: лекция лекцией, компьютер компьютером.

После окончания полной средней школы часть выпускников пополняет ряды рабочего класса. Например, идет на автомобильный завод «Ниссан», где роботизация составляет 97 процентов. Как сказал официальный представитель завода, японские рабочие—самые квалифицированные в мире. Лучше даже английских и французских: гонясь за прибылью, в Западной Европе нани­мают дешевую рабочую силу из развивающихся стран, в итоге страдает техно­логия. Благодаря же высококвалифицированным, дисциплинированным ра-бочим японские предприятия вышли на более высокий по сравнению с другим!;

развитыми странами уровень.

М. Григорьев // Собеседник.-1988.—№ 28.


БЕСЕДА ШЕСТАЯ.
ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ

Зрительное восприятие текста

Известный турецкий поэт Назым Хикмет в одном из своих произведений писал: «Чтение — это нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление» Еще одно определение процесса чтения предложил в одном из своих выступле­ний на научной конференции член-корр. АПН СССР В. П. Зинченко. Он сказал:

«Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивно чтение. Большинство людей читают глазами и ограничивают эти возможности своего восприятия. Настоящее искусство предполагает чтение «носом». Это во все не означает в буквальном смысле водить носом по строчкам. Такое чтение представляет собой использование своеобразного «чутья», при котором в тексте симультанно, т. е. практически мгновенно, опознаются и обрабатываются информативные блоки».

Турецкий поэт, строки которого приведены в начале этого раздела, и совет­ский ученый по-разному выразили мысли, доминантой которых может служить следующее утверждение: освоение техники быстрого чтения предполагает нечто большее, чем тренировку отдельных анализаторов, психических и нейро- физиологических функций человека. Очевидно, главное здесь—формирование интегративной деятельности всего организма, обеспечивающего на качест­венно новом уровне осуществление всего комплекса задач, связанных с чте­нием. Заключительные разделы книги, последние беседы обучающего комплек­са как раз и посвящены этому.

Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения спе­циалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что гла­за - это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и пере­дача его в мозг? Здесь можно выделить два основных этапа: первичное вос­приятие текста глазами и его обработка.

Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации. глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня. огромная часть их не является информативной, т. е. продуктивной. Зритель­ные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин. находятся в относительном покое— они зафиксированы на тексте.

Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях за­висит от того, какое количество информации будет воспринято в момент оста­новок. Таким образом, повышение скорости чтения—это увеличение способ­ности воспринимать информацию в большем объеме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого—отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других фак­торов, например поворота или наклона головы. Тем не менее непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии. Не случайно исследователи, оценивая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе человека, отмечают: «Мы часто не знаем, что видим, пока не узнаем, на что мы смотрим».

Существует три вида микродвижений глаз: дрейф (волнистые линии) — от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) — обратно к центру.; высоко­частотный тремор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображенного на рисунке участка цент­ральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, чи­тающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учитесь быстро читать

На сайте allrefs.net читайте: "Учитесь быстро читать"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что такое артикуляция?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Андреев О.А. Хромов Л.Н.
УЧИТЕСЬ БЫСТРО ЧИТАТЬ   Содержание:   От издательства   Введение к беседам о технике быстрого чтения  

Велика, мол, мудрость—бери и читай!
      Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «куль­турно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что пони­мает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский та­лант—природны

БЕСЕДА ПЕРВАЯ.
КАК МЫ ЧИТАЕМ Динамика чтения Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не

Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?
Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю ........ 10 Не могу ответить точно .............. 6 Произношу отдельные (трудные) слова ............ 4 Часто ловлю себя на

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ Чтение и мозг Как вы уже знаете из курса школьной информатики, алгоритм — это совокупность каких-либо действий или р

девушка или старушка?
     Кого вы увидели? Мы неодно­кратно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием уви

Что значит понять текст?
Один из древних китайских авторов Цзи Юнь писал: «...Книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы, а высшие принципы постигают, что­бы применить их в жизни. Если же впитывают прочитанное, н

экономно и точно отбирать полезное и нужное из потока воспринимаемой информации.
Мы привели здесь пример составления доминанты многих текстов всей нашей книги. Нужно научиться при чтении текста всегда формировать свою доминанту. Как показывают исследования психологов, при чтени

Что же такое доминанта?
Доминанта — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особ

Рис. 28. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8—11 сек.
      Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковы

поля зрения.
Числовая пирамида состоит из двух равно. мерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые централ

Что такое память?
Современная наука определяет память как систему запоминания, хране­ния и воспроизведения информации. Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм за­поминания. Древнегречес

О ЧИТАТЬ? КАК ЧИТАТЬ?
Как читать газеты Газеты занимают важное место в современном мире. По нашему мнению, каждый школьник ежедневно должен читать две-три газеты. «Где взять столько времени»,—

Можно ли научиться быстро писать?
Вы не ошиблись, прочитав название этого раздела. Быстро писать, а точ­нее, конспектировать можно. Учеными разработана специальная система, ко­торая получила название скоростное конспектирование.

А все-таки, можно ли быстро читать учебники?
Да, можно. Но, разумеется, этот способ можно использовать не как способ чтения для углубленного изучения предмета, а как дополнительное, весьма эффективное средство. Мы настоятельно рекомендуем вам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги