Что же такое доминанта?

Доминанта — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора. Таким образом, в тексте встречаются слова, которые как бы «подталкивают» вас читать дальше, дальше, предупреждают, что изменений смысла не предвидится. Бывают другие слова, которые «предупреждают» об изменении, «повороте» смысла, «говорят» вам, чтобы вы замедлили скорость чтения, что впереди «крутой поворот». Очень важно знать, как пользоваться такими словами-сигналами.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения в значительной степени под­сознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться. Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного, неосознаваемого действия-навыка. Задача за­ключается в том, чтобы образовать именно навык, т. е. доведенное до автома­тизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чте­ния. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каж­дого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения—доминанты. Эту задачу и решает диф­ференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответст­вии с блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста:вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения — показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явле­ний, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное пони­мание текста в режиме быстрого чтения.

Теперь потренируемся: проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.

Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика— слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод широко применяемый как в обществен­ных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народо­населения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним и читате­лей, и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов. Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и неупотреблял слов «средняя продолжительность жизни»? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, эти величина расчетная и условная.  .

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 4.

Таблица 4

 Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения

абзаца   Ключевые слова   Смысловые ряды   Значение   Доминанта  
    Статистика, набор цифр, наука, метод     Статистика — это на­бор цифр Статистика это  наука Статистика — это метод   Статистика — это наука и метод     Журналисты должны изучать статистику для по­вышения качества своей работы  
  Статистическая мало­грамотность журналистов ­   Многие журналисты статистически мало-­ грамотны   Многие журна­листы не знают статистики
  Средняя продолжитель­ность жизни — величи­на расчетная и условная     Средняя продолжи­тельность жизни — это интервал жизни группы людей одно­го года рождения   Средняя продол­жительность жиз­- ни — величина расчетная и ус­ловная  

     Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчлененно—замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, проте­кают иначе—быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тре­нировать его нужно дифференцированно.

Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочиты­ваем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не все слова текста являются клю­чевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: удоб­но записывать их на отдельном листочке. И наконец, читая текст, а точнее, смысловые ряды, в третий раз формируем значения, из которых складывается затем доминанта. Здесь любопытно провести некоторую аналогию с рекомен­дациями, которые давали просветители прошлого века для чтения. Так, рус­ский поэт XVIII в. Я. Княжнин советовал: «Читается трояким образом: пер­вое—читать и не понимать; второе—читать и понимать; третье—читать и понимать даже то, что не написано».Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именно того, что, как говорят, содержится между строк. Иногда говорят: «приценись», прежде чем читать все подряд. Да, именно так, ведь вы присматриваетесь, прицениваетесь, прежде чем купить что-то. Другими словами, предварительно знакомитесь, составляете себе предварительное представление. Тот же самый прием вы применяете к статье или книге, когда ее «покупаете», т. е. собирае­тесь прочитать. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь также, что избыточность текста — вполне реальное, осязаемое явление. Дей­ствительно, из всего многообразия слов текста после его графической произ­вольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть—«сухой остаток», который и составляет основное смысловое содержание.

 


Рис. 14. Пример зрительного дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков 


 

Рис.15 Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения

 

Будучи осмыслен читателем, этот «остаток» преобразуется и прини­мает вид лаконичного выражения—доминанты.

При разработке дифференциального алгоритма мы не предполагали, что может быть дано его зрительное описание. Однако слушатели курсов пред­ложили оригинальное решение зрительного образа алгоритма, что, несомненно, способствует лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рис. 14 алгоритм показан в виде системы облаков. Первые облачка—клю­чевые слова — разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и, наконец, третий образ—туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака. Туча значения проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом. Концентри­руется смысловая энергия—доминанта текста. На рис. 15 показан еще одни пример зрительного представления алгоритма, который не требует пояснения. Мы рекомендуем вам придумать и изготовить подобные рисунки самостоятельно.

Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознается, осмысление текста происходит как бы само собой. Вот впечатление одного из слушателей курсов быстрого чтения: «Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово. Потом еще такое же слово, и наконец чувствую, что понимаю главное, и значит, многие пустые слова, которые вижу, можно без потерь пропустить... Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира и тут порази­тельно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло. Как бы говоришь себе:

вот в чем тут дело, это главное, ради чего читал, трудился, тратил время».

Дифференциальный алгоритм чтения, определяющий процессы понимания текста, является важнейшим среди приемов техники быстрого чтения. Понять текст—значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

В начале беседы, как вы помните, мы приводили притчу из памятника древ­ности «Калила и Димна». Рассказ о важности понимания текста мы заканчи­ваем его продолжением, где еще раз с других позиций обсуждается важность этой проблемы: «...Надлежит и читателю этой книги внимательно устремлять взор в нее, чтобы не оказаться подобным одному рыбаку, который был у ка­кого-то залива. Однажды он находился в воде за ловлей, как вдруг заметил раковину и вообразил, что это нечто. Он кинул сеть, которая захватила рыбу. бывшую недалеко, выпустил ее и сам бросился в воду, чтобы достать раковину. Когда же он ее вытащил, то увидел, что была пустой, а не такой, как он думал. И он раскаялся тогда, что оставил находившееся в руках, и горевал о том, чего лишился. На другой день он отошел от этого места и забросил сеть, он поймал маленькую рыбу и старался ее захватить. Опять он увидел дорогую раковину, но даже не повернулся к ней, плохо о ней подумал и оставил ее. По этому месту проходил другой рыбак, нашел ее и взял. Он обнаружил в ней жемчужину, которая стоила больших денег. Первый очень огорчился и до крайности рас­каялся в том, что оставил такую ценную раковину.                        

Таковы глупцы, которые пренебрегают размышлением... не останавливаясь над тайнами ее смысла и хватаясь за внешность вместо содержания».Тренировочный комплекс этой беседы включает три упражнения: первое развивает зрительный образ алгоритма, второе—смысловую догадку, явление, которое мы уже обсуждали ранее и получившее название антиципации (пред­восхищения), третье предполагает медленное чтение с одновременной графи­ческой разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алго­ритма чтения.

Упражнение 4.1. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения

Изготовить рисунок алгоритма по образцам рис. 14 и 15 в двух экземплярах. Один из них укрепить на экране мысленного взора, другой постоянно носить с собой или укрепить перед рабочим столом.

Осознать смысл и содержание каждого блока алгоритма.

Хорошо представлять себе, что такое ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.

Упражнение 4.2. Развитие смысловой догадки (антиципации)

1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем прочитать статью, пытаясь вставить про­пущенные слова по смыслу.

Упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.

2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв строчек текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

Упражнение 4.3. Дифференциальный алгоритм чтения

1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.

2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить и записать только доминанту.

3. Прочитать контрольный текст № 4. Старайтесь читать этот текст как можно быстрее, без регрессий, находя в тексте ответы на вопросы, постав­ленные в блоках интегрального алгоритма чтения.

Не забудьте отметить время, которое вы затратили на чтение текста, и определить свой коэффициент понимания, ответить на вопросы, указанные в приложении № 5.

Особое внимание обратите на формирование доминанты.

Подсчитайте скорость чтения по известной вам формуле и запишите ее  в своем плане и на графике.

Контрольный текст № 4 Объем 4500 знаков

СЛОВО—СТУПЕНЬКА К МЫСЛИ

Понятия собаки и лопаты закреплены в определенных словах—«собака», «лопата». Но совершенно не обязательно и было бы очень серьезной ошибкой отождествлять (как это иногда делается) понятие и значение слова.

Во-первых, понятие может быть выражено не только отдельным словом («собака») или словосочетанием («железная дорога»), а, например, предло­жением или целой группой предложений...

Во-вторых, у очень и очень многих слов, обладающих значением, нельзя найти соответствующего им понятия. Например, местоимения. «Я»—говоря­щий сейчас человек, взятый как целое, но немыслимо представить себе сово­купность «я». Такая вольность допустима только в поэзии. Например, у Андрея Вознесенского: ...Во мне, как в спектре, живут семь «я»...

В-третьих, понятие—это то, что о данном предмете может сказать обще­ство. А то, что я, отдельный человек, примысливаю к образу этого предмета, совершенно не обязательно совпадает с понятием. И даже значение слова, которое я использую, гораздо уже понятия. А главное, я, видя лопату, кошку, стол, не обязательно примысливаю к ним все те признаки, которые есть у со­ответствующих понятий. Значение возникает в моем сознании на основе тех признаков, которые закреплены в понятии, но это далеко не все признаки,— возможно, я знаю не все. Даже и значение слова, которое можно найти в сло­варе, отличается от понятия: это не то, что люди знают о предмете, а то, что им достаточно знать, чтобы правильно употреблять данное слово и правильно его понимать.

Идут столетия, понятия исчезают, появляются новые, у старых меняется со­держание. Сколько всяких приключений претерпело за последние сто лет поня­тие «свет»! А понятие «атом»? Но все эти изменения совершенно не обязательно отражаются в значении слова. «Мысль никогда не равна прямому значению слов»,— говорил Л. С. Выготский. Но она и невозможна без слова.

Понятия бывают различными. Тут и те, которыми мы пользуемся в повсе­дневной жизни—вроде понятия «лопаты», и научные, строго определяемые, логически выдержанные—вроде понятия «галактика». Кстати, одно и то же понятие может выступать и как обыденное, житейское, и как научное. «Соба­ка», например, и житейское понятие, определяемое простейшими способами — «домашнее животное, которое лает», и научное—вид Canis familiaris, при­надлежащий семейству собак, отряду хищных, классу млекопитающих.

Научные, как и все другие, понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их при­знаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания. С другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство.

И вот оказывается, что язык способен выступать и как орудие познания. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путем логических умозаключений.

Всякое предложение отражает определенное отношение между предметами

или событиями. Это может быть простейшее отношение, которое можно пред­ставить себе, не обращаясь к языку: например, «собака лает». Но может быть и сложное отношение, которое без помощи языка представить невозможно: «со­бака — животное».

Говоря «собака — животное», мы совершенно не обязательно должны иметь перед глазами собаку. В том и сила (и еще одно важное отличие!) интеллек­туального акта у человека, что он может быть не связан непосредственно с реальными предметами. Вы, вероятно, читали или слышали о том, как в сере­дине века философы-схоласты пытались решить задачу — сколько чертей уме­щается на острие иглы? Они, несомненно, производили интеллектуальный акт, однако оперировали с такими «объектами» (чертями), которых не только не имели перед глазами, но и вообще никогда не видели и видеть не могли...

Это совершенно не значит, что наше мышление вообще может протекать в отрыве от реальности.

Время от времени мы вынуждены оглядываться и проверять, насколько наше отвлеченное, абстрактное мышление соответствует действительности. Если не проверять, могут произойти неприятные ошибки.

Что же может быть средством проверки, или, как говорят в науке, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий — практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосред­ственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учи­тывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Именно язык и представляет мышлению сред­ства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логиче­ских умозаключений проверить старые и получить новые знания.

Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка.—М., 1984.—С. 48—49.


БЕСЕДА ПЯТАЯ.
 АРТИКУЛЯЦИЯ И ЧТЕНИЕ