УСВОЕНИЕ ГРАМОТЫ

Сколько пролито слез, сколько ссор и споров было в семьях по поводу ошибок в детских тетрадках! Дошкольнику еще что-то про­щается, но если уж ты стал первоклассником, будь добр — пиши грамотно, ведь тебя же в школе учат правилам! Между тем и взрос­лым, и детям было бы проще жить, если бы взрослые понимали, что дети не могут на начальных стадиях овладения грамотой пи­сать без ошибок. Они не могут и говорить так же, как взрослые.

Усвоение письменной речи, приобретение навыков чтения и письма — качественно новый этап изучения родного языка. Опи­сывая лингвистический механизм распространенных детских оши­бок в письменной речи, мы хотели показать их закономерность и тем самым, может быть, защитить малышей от несправедливого гнева родителей и педагогов. Мы не утверждаем, что не нужно стре­миться к грамотному письму, к избавлению от ошибок. Наша зада­ча — лишь объяснить их естественность в детском возрасте.

Какие же ошибки встречаются в письменной речи дошколь­ников?

Во-первых, это ошибки, которые можно назвать графическими.Суть их в том, что нарушаются правила русской графики. Различа­ются две разновидности графических ошибок:

Неверный выбор (или отсутствие) той или иной буквы ведет к искажению звукового облика слова при чтении. Дети путают бук­вы Ю и Я (пишут ЛЯСТРА вместо люстра), У и О (ЛОК вместо лук) и т. п. Некоторые ошибки напоминают описанные нами звуко­вые процессы (дистантную ассимиляцию согласных и гласных, ме-татезис и т. п.). Известен случай, когда из тридцати учеников перво­го класса десять написали ПЦИЦЫ вместо птицы. По-видимому, это проявление дистантной ассимиляции повлияло на Т).

Дети часто забывают обозначить мягкость согласного, т.е. опускают мягкий знак (ДУМАТ вместо думать, СОЛ вместо соль, МАЛЕНКИЙ вместо маленький) или выбирают О вместо Е, А вместо Я, У вместо Ю и т. п. Получается САДЬ вместо СЯДЬ, ЛУК вместо люк.

Ребенок избирает не те способы обозначения мягкости, которые диктуются правилами графики. Малыши пишут, например, ТЬОТЬА — мягкость обозначена, слово читается правильно, но мягкость согласного перед гласным принято обозначать с помощью так называемых йотированных букв, а не с помощью мягкого знака.

Детские графические ошибки разнообразны, но есть некоторые закономерности отступлений от предписанных графикой правил.

Если графические ошибки можно встретить на самых ранних этапах усвоения письма, то от ошибок орфографических не заст­рахованы даже взрослые люди. Графика и орфография соотносят­ся как система и норма: орфография представляет собой систему ограничений, налагаемых на действие правил графики.

Ошибки маленьких детей необыкновенно ярко свидетельствуют о расхождениях между графикой и орфографией. Наблюдения по­казывают, что на ранних этапах освоения письма дети склонны вы­бирать тот из вариантов, предоставляемых графикой, который бли­же к реальному звучанию слова. Иными словами, они пишут, как слышат, нарушая морфологический принцип написания. Выбирая гласную букву, они обычно отражают на письме «аканье» и «ика­нье», т. е. у них получается нечто близкое к фонетической (хотя и не очень точной) транскрипции: МАСКВА, ХАЛАДИЛЬНИК, ВИСНА, ВИЛАСИПЕТи т. п. То же относится и к выбору согласной: СКАС-КА, КНИШКА (отражение ассимиляции по глухости), ЗБОР, ПРОЗЬБА (отражение ассимиляции по звонкости), ШШИЛ, ЖЖАТЬ (отражение полной ассимиляции), СЕРЦЕ, ЛЕСНИЦА (отражение упрощения групп согласных) и т. п. После мягких шипящих они пи­шут чаще так называемые йотированные гласные, а также использу­ют Ь МЯЧЬ, ЧЮСТВО, ЧЯЩА, после твердых и Ц - А, О, У. ШОЛК, ПАРАШУТ, ЦЫРК и т. п. Мягкость согласного стремятся передать

даже в том случае, если она имеет ассимилятивный характер: КОСЬТЬ, ЖИЗЬНЬ.

Иногда детские орфографические ошибки помогают нам ощу­тить весьма тонкие фонетические процессы. Известно, что рус­ские сонорные в некоторых позициях становятся слогообразую­щими, т. е. на их основе возникает некое подобие слога: ТЕАТОР или ТЕАТАР, ПЕТОР и т. п.

Одна учительница, придерживающаяся правила не исправлять ошибки в тетрадях учеников, а лишь подчеркивать слова с ошибка­ми, подчеркнула слово ПЕТОР и через некоторое время получила тетрадь, в которой была проведена «работа над ошибками»: акку­ратным почерком была написана целая строчка: ПЕТАР, ПЕТ АР, ПЕ-ТАР... Ученик не мог поверить, что второго слога в этом слове нет, он его слышал и стремился передать на письме.

На следующих этапах фиксируются ошибки противоположно­го характера. Дети, зная уже о том, что не следует доверять звуча­нию слова, становятся осторожными и выбирают, на всякий слу­чай, вариант, весьма далекий от реального произношения. Так по­являются удивляющие родителей и педагогов написания типа ТРОВА, КИЗКА, ПРЕВЕТ и т. п. Некоторые дети заходят в своей осторожности так далеко, что выбирают неверные гласные и соглас­ные в так называемых сильных позициях, когда, казалось бы, ор­фографические ошибки исключены. Одна первоклассница, напи­савшая КРОСНЫЙ вместо красный, так объяснила свой выбор не­годующей бабушке: «Ты, бабушка, не понимаешь — надо писать не как слышишь, а наоборот^ Другие дети стремятся отразить на письме даже сложные закономерности орфоэпического плана: СНОГО -вместо снова.

Приведем примеры подписей под рисунками, сделанных деть­ми старшей группы в одном из детских садов Санкт-Петербурга. На рисунках дети изображали парад в День Победы: ПАРОШУТЬ-ИСТЫ ПАДАЙУТ СВИРТАЛОТА. ПРАЗЬНИК. ПАРАШУТЫ. ПО-РАТВИТИРАНОВ. ПАРАД ПАРУШУТИСТАФ. ПОР АД. ПАРАШУ -ТИСТЫ НАПРАЗНИКИ.

Нет ни одной ошибки, которая не могла бы быть объяснена с позиций того, о чем шла речь в данной главе!