рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гласные остальных безударных слогов

Гласные остальных безударных слогов - раздел Лингвистика, По фонетике русского языка   ...

 

 

 

[л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [м], [м’], 1. Остальные согласные — шумные. Из сонорных наиболее звучным является , так как его позиционная разновидность близка к гласному [и], но отличается неслоговым характером. Тем не менее в некоторых учебниках он ошибочно относится к шумным в таблице артикуляционной характеристики согласных.

Классификация согласных по способу образования предполагает учет характера преграды, способа ее преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные)— [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)], [(к’)]2;

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) —

[в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], , [х], [(х’)], [(γ)], [j], ;

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной сбруей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию — [ц], , [ч’], 3;

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной сбруей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-щелевых, аффрикат, воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые — [н], [н’], [м], [м’], по боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые — [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию кончика языка, образуя дрожащие вибранты — [р], [р].

 

1 обозначен в скобках, так как является позиционной разновидностью фонемы, основной вид которой — j. Звук [j] является более напряженным и произносится непосредственно перед ударным гласным, — в остальных позициях: , .

2 В круглых скобках обозначены звуки, не являющиеся самостоятельными фонемами, а представляющие собой позиционные разновидности фонем.

Аффрикаты и имеют и другое обозначение, например, у Р.И. Аванесова: , .

 

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пассивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются передненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные — средненёбными, заднеязычные — задненёбными. По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Аванесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные — на зубные и нёбно-зубные:

 

 

 

 

 

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например .

По наличию-отсутствию голоса шумные согласные делятся на звонкие и глухие, и сонорные.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся , [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских по происхождению словах (Бог, Господь и др.), при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.

По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци, типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные исторической фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие , в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать), жж (вожжи), но в последнее время он все чаще произносится твердо. На стыке морфем может быть только твердый (разжать). Звук соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье), зч (перевозчик), жд (дождь), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой, ленинградский произносительный вариант —

,

 

он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик). Звук произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный) и зш (без шапки). Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо,

анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не ее письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный мягкий уже по самому месту его образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице.

Задание 6. При подчеркивании случаев редукции гласных необходимо различать количественную и качественную редукции. Редукция — это фонетический процесс, заключающийся в ослаблении и изменении звучания безударных гласных. Количественная редукция — изменение безударных гласных по долготе и напряженности. Количественной редукции подвергаются все гласные. Качественная редукция — изменение безударных гласных по основным артикуляционным признакам: подъему, ряду, наличию-отсутствию лабиализации. Качественной редукции не подвергаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у], подвергаются только гласные среднего и нижнего подъемов: [э], [о], [а].

Схема качественной редукции безударных гласных дана в указаниях к заданию 1.

При выполнении задания по аккомодации необходимо помнить следующее. Аккомодация — приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного, т. е. аккомодация — это уподобление звуков разнородной артикуляции. Для фонетической системы современного русского литературного языка характерна тенденция к сингармонизму, которая проявляется в том, что твердые согласные должны сочетаться с гласными непереднего (среднего, заднего) ряда, а мягкие — с гласными переднего ряда1. При нарушении этого принципа происходит аккомодация, восстанавливающая сингармонизм. При аккомодации, как правило, качество согласных влияет на качество гласных (твердость-мягкость согласных обусловливает ряд гласных), но только в позиции перед гласными , [иэ], [ь]2 качество гласных влияет на качество согласных (передний ряд гласных обусловливает позиционную мягкость согласных). Например, — твердый согласный [д] сочетается в соответствии с сингармонизмом с гласным непереднего (среднего) ряда [а], — в позиции перед гласным переднего ряда [э] твердый согласный [д] испытывает аккомодацию под влиянием гласного и становится мягким [д’]. Понятно, что такой же фонетический процесс будет иметь место и в случае безударности гласного, если [иэ] и [ь] будут соответствовать , например: [дóм] — .

 

1 Принцип сингармонизма с точки зрения артикуляции объясняется экономией в работе речевых органов при произнесении звуков.

2э], [ь] должны соответствовать ударному , а не [á], [ó].

 

В большинстве же случаев качество согласных (твердость-мягкость) влияет на качество гласных (передний-непередний ряд). После твердого согласного вместо [и] появляется [ы]: úгрысыгран. В соседстве с мягкими согласными гласные непереднего ряда [а], [о], [у] продвигаются вперед в начале: пятого, в конце: пальцы, на всем протяжении артикуляции: пять. Гласный [ы] может продвигаться вперед только в конце артикуляции перед мягкими согласными, так как после мягкого вместо [ы] может быть только [и]: жили. Гласные переднего ряда [э] и [и] в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми: эти, или, мель, синь. В безударных позициях качество гласных зависит также от качества согласных. Гласные верхнего подъема, не подвергающиеся качественной редукции, [и], [ы], [у] в безударных позициях изменяются в соответствии с аккомодацией так же, как и в ударных: синий, былина, обувь. Для гласных среднего и нижнего подъемов, подвергающихся качественной редукции, [э], [о], [а] в безударных позициях в зависимости от твердости-мягкости предшествующих согласных наблюдается мена: , [ыэ], [ъ] — после твердых согласных, [иэ], [ь] — после мягких согласных: плоты, шесток, пóла — [пóлъ], ледок, пóля. Влияние последующих согласных на безударные гласные ослаблено.

Задание 7. Из фонетических процессов, характерных для согласных, необходимо особо выделить ассимиляцию и диссимиляцию.

Ассимиляция — это уподобление согласных. Диссимиляция — расподобление. Ассимиляция соответствует уже упомянутому принципу экономии артикуляционных затрат, сглаживает контрасты, диссимиляция же противоречит этому принципу, увеличивает контрасты, чтобы снять неудобную речевому аппарату монотонность артикуляции. Ассимиляция широко используется в фонетической системе русского литературного языка, диссимиляция же обычно встречается в ненормированной речи (просторечие, диалекты, детская речь). Ассимиляция, как и диссимиляция, характеризуется следующими признаками:

1) отстояние (контактная, если взаимодействующие звуки находятся рядом, и дистактная, если взаимодействующие звуки разделены другими; для русского языка характерны только контактные ассимиляция и диссимиляция);

2) направление (прогрессивная, если предшествующий звук влияет на последующий, и регрессивная, если последующий

звук влияет на предшествующий; для русского языка характерны только регрессивные ассимиляция и диссимиляция);

3) результат (полная ассимиляция, если один звук полностью уподобляет себе другой, вызывая себе подобный, частичная ассимиляция, если один звук лишь частично по некоторым признакам уподобляет себе другой, вызывая более близкий, но не тождественный себе звук; полная диссимиляция, если взаимодействовали тождественные звуки, частичная диссимиляция, если взаимодействовали нетождественные звуки). А.А. Реформатский выделяет третий признак (результат) только для ассимиляции, считаем возможным использовать его и при характеристике диссимиляции.

4) признак (способ образования, место образования, глухость-звонкость, твердость-мягкость).

Например, отдать— ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по звонкости; мягкий— ассимиляция контактная, регрессивная, полная, по глухости и мягкости, — диссимиляция контактная, регрессивная, полная, по способу образования.

Задание 8. Существуют различные теории слогораздела, из которых особенно часто используются две: ленинградская теория, предложенная Л.В. Щербой, и московская, обоснованная Р.И. Аванесовым. В интересном экспериментальном исследовании Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (М., 1977) дана принципиально новая теория слога, согласно которой в русском языке все слоги, даже конечные, являются открытыми, слогораздел не связан не только с морфемной членимостью, но и границами между словами. В учебных целях целесообразно придерживаться теории Р.И. Аванесова.

В современной лингвистике признана и широко используется теория слогораздела Р.И. Аванесова. Суть этой теории заключается в том, что в русском языке:

1) количество слогов определяется количеством гласных звуков;

2) слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности, что соответствует тенденции (а в древнерусском языке до падения редуцированных — закону) восходящей звучности.

Если условно звучность шумного согласного обозначить единицей, то звучность сонорного будет равна трём, а звучность гласного — четырем:

t (шумный согласный) — 1,

l (сонорный согласный) — З,

а (гласный) — 4.

При этом обозначении и любой другой сонорный попадают в одну группу по звучности. Это не совсем так, потому что — наиболее звучный из сонорных, так как близок к гласному [и], но лишен слогообразующей функции. Поэтому исключением при слогоделении будет сочетание и сонорного между гласными, где по схеме звучности слогораздел должен был бы пройти перед

,

но на самом деле пройдет после

 

, как более звучного, чем другой сонорный: aj | la. Пользуясь этими правилами, можно любое фонетическое слово разделить на слоги:

.

При этом нужно помнить, что проклитики и энклитики, входящие в фонетическое слово, делятся на слоги не обособленно, а в пределах фонетического слова:

.

Из указанных выше правил слогораздела можно было бы сделать конкретные выводы для слогоделения при стечении согласных.

 

Если между гласными один шумный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.

Если между гласными один сонорный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.

Если между гласными два или более шумных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.

Если между гласными два или более сонорных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.

Если между гласными сочетание шумного (шумных) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит перед согласными.

Если между гласными сочетание [j (j)] и сонорного шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после сонорного (сонорных) перед шумным (шумными).

Если между гласными сочетание и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит после .

Если между гласными сочетание и шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после .

 

Итак, при слогоразделе граница между слогами проходит: 1) после гласного; 2) после согласного, если между гласными: а) сочетание сонорного и шумного согласных; б) сочетание и любого согласного.

Слогораздел — явление фонетическое, но иногда он зависит от нефонетических причин: морфологической — морфемной структуры слова, лексической — сочетания лексических слов в составе фонетического слова, стилистической — стиля и темпа речи. Но влияние этих факторов невозможно без фонетических условий. Слогоделение на стыке морфем и слов может учитывать морфологические и лексические закономерности лишь в том случае, если на стыке морфем или слов представлено стечение: 1) более двух одинаковых согласных; 2) двух одинаковых согласных перед

третьим. При стечении согласных на стыке морфем или лексических слов в составе одного фонетического вопрос о слогоразделе может решаться двумя способами:

1) происходит упрощение группы согласных за счет стяжения одинаковых согласных: t1t1t1>t1t1>t1, t1t1t2>t1t2, и слогораздел проходит перед согласными: a|t1a, a|t1t2a;

2) не происходит упрощение группы согласных, и слогораздел проходит после первого согласного: at1|t1t1a(at1|t1a), at1|t1t2a.

Упрощение согласных обычно происходит на стыке корня и суффикса, на стыке же приставки и корня и особенно предлога и знаменательного слова в книжном стиле речи при необходимости подчеркнуть значение приставки или предлога может сохраняться стечение согласных, особенно при наличии сочетания звуков [ззв], [ссв], [ззн], [ссн], [ссл].

Например, возможно следующее деление на слоги: (русский), (Рузский), (искусство), (расстраивать), (без снега), (без звука). В подобных случаях при слогоделении необходимо опираться на собственное произношение.

Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, гласным или согласным, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые, начинающиеся согласным (ta, la, tat, lat, tal, lal), и неприкрытые, начинающиеся гласным (a, at, al). По конечному звуку слоги делятся на закрытые, заканчивающиеся согласным (tat, lat, tal, lal, at, al), и открытые, заканчивающиеся гласным (ta, la, а). Слоги, являющиеся одновременно прикрытыми и закрытыми, т.е. начинающиеся и заканчивающиеся согласным, называются замкнутыми (tat, lat, tal, lal). Таким образом, типы слогов могут быть охарактеризованы так:

а — неприкрытый, открытый;

ta — прикрытый, открытый;

at — неприкрытый, закрытый;

tat — прикрытый, закрытый, замкнутый.

Например, [пá|рус] : [пá] — прикрытый, открытый, [рус] — прикрытый, закрытый, замкнутый.

Задание 9. Слогораздел, как уже было указано, — явление фонетическое, его нельзя смешивать с правилами переноса, фактом орфографическим. Например, слово сестра делится на слоги так:

[c’иэ|cтpá], а правила переноса допускают три возможности: се-стра, сес-тра, сест-ра. Поэтому ошибочна традиционная формулировка, что слова переносятся по слогам. Правила переноса могут основываться на следующих принципах: 1) фонетическом, когда перенос соответствует слогоразделу (ру-ка — [ру|кá]); 2) морфологическом, морфемном, когда перенос соответствует не слогоразделу, а морфемной членимости слова (раз-бить); 3) традиционном, когда перенос не соответствует ни слогоразделу, ни морфемной членимости слова, а обусловлен традицией (кас-са — [кá|съ] — ).

Задание 10. При выполнении заданий по фонологии (10, 11) необходимо изучить фонологическую теорию московской фонологической школы. Фонология — это раздел языкознания, который изучает звук с функциональной точки зрения, как различитель значимых единиц языка: словоформ и морфем. Словоформа — это слово в конкретной грамматической форме (например, стол, стола, столу, и т.д., каждая единица представляет собой словоформу). Парадигма — это совокупность словоформ данного слова (например, совокупность вышеназванных словоформ слова стол). Для неизменяемого слова понятия словоформа и парадигма не различаются, так как такое слово может быть представлено лишь в одной форме.

Фонологическая система современного русского литературного языка основывается на двух типах позиционной мены звуков. Необходимо различать позиционную мену звуков и чередование. Позиционная мена — это закономерная мена звуков в пределах морфемы в зависимости от фонетической позиции звука в словоформе, не обусловленная влиянием морфологических и лексических факторов. Всякий звук а в данной позиции обязательно изменится в b.

Например: вóды, , водовоз, [о] — — [ъ];

мал, маленький, [а] — ;

возы, водовоз, [з] — [с];

стол, столе, [л] — [л’].

 

Чередование — это мена звуков, которая не является регулярной и зависит от морфологических или лексических условий. Не всякий звук а в данной позиции обязательно изменится в b, а лишь тот, для изменения которого есть определённые морфологические или лексические причины. Например:

Морфема — это минимальная значимая единица языка (например, словоформа состоит из корневой и флективной морфем).

нога, ноженька, [г] — [ж] — не всякий звук [г] перед [ъ] изменится в [ж], ср.:

легок, легонькийили легенький;

рост, приращивать, [о] — ;

тварь, творчество, — [о];

сух, сушь, [х] — [ш];

собрать, собирать, ø.— [и]. [Значок ø обозначает ноль звука, отсутствие звука].

 

В данных случаях в тождественных фонетических позициях (под ударением — в первом и втором случаях, в конце слова — в третьем случае и в первом предударном слоге — в четвертом случае) выступают различные звуки. С точки зрения истории языка чередования на определенном этапе развития фонологической системы языка представляли собой позиционную мену и были обусловлены лишь фонетической позицией, но, утратив с течением времени позиционную обусловленность, перестали быть регулярным процессом и стали использоваться как морфологические факторы при формообразовании или лексические — при словообразовании.

Чередования делятся на морфонологические, морфологические, исторические, традиционные Морфонологическими эти чередования называются потому, что принадлежат к особому разделу языкознания — морфонологии; морфологическими — так как обеспечивают тождество морфемы; историческими, традиционными — так как они уже не связаны с фонетической, позиционной причинностью и осуществляются по традиции., которые являются не единственным средством различения значимых единиц языка, и грамматические, внутреннюю флексию [Грамматическими эти чередования называются потому, что являются грамматическим средством, единственным различителем словоформ]; внутренней флексией — так как, подобно флексии, выражают грамматическое значение; но эта «флексия» существует в пределах другой морфемы, внутри нее., которые представляют собой единственный различитель значимых единиц языка. Например, , , [г] — [ж] — морфонологическое чередование, так как словоформы различаются не только чередованием, но также аффиксацией;

, , [х] — [ш];

 

, , ø — [и] — внутренняя флексия, так как словоформы различаются только чередованием.

Позиционная мена, как было указано выше, бывает двух типов: параллельного и пересекающегося, перекрещивающегося.

Параллельным типом позиционной мены звуков называется такой тип мены, при котором результат изменения одного звука не совпадает с результатом изменения другого, у рядов чередующихся звуков нет общих членов, в каждой позиции выступает равное количество звуковых единиц, все позиции одинаковы с точки зрения различения в них звуковых единиц языка. Схематически этот тип мены может быть представлен так:

 

а — а1 — а2 — а3 и т.д.

в — в1 — в2 — в3 и т.д.

с — с1 — с2 — с3 и т.д.

 

Параллельный тип мены гласных связан с фонетическим процессом аккомодации.

При параллельном типе мены выделяются следующие фонологические единицы: основной вид фонемы, который выступает в позиции минимальной фонетической обусловленности, какой является позиция абсолютного начала слова перед твердым согласным; позиционная разновидность фонемы, выступающая в позиции большей фонетической обусловленности; фонема — совокупность параллельно чередующихся звуков, единство основного вида и позиционных разновидностей. Так выглядит параллельная мена гласных в современном русском литературном языке:

 

 

Пересекающимся, перекрещивающимся типом позиционной мены звуков называется такой тип мены, при котором результат изменения одного звука совпадает с результатом изменения другого, у рядов чередующихся звуков есть общие члены, в различных позициях выделяется различное количество звуковых единиц, позиции не одинаковы с точки зрения различения в них звуковых единиц языка. Выделяются сильные позиции, в которых выступает максимальное количество звуковых единиц, а поэтому звуковая единица обладает максимальной способностью различения значимых единиц, и слабые позиции, в которых выступает меньшее количество звуковых единиц, а поэтому звуковая единица обладает минимальной различительной способностью. Схематически пересекающийся тип мены может быть представлен двумя случаями:

 

 

Для фонологической системы согласных характерен первый случай, а для системы гласных — второй.

Пересекающийся тип позиционной мены гласных связан с фонетическим процессом качественной редукции.

При пересекающемся типе мены выделяются следующие фонологические единицы: сильная фонема, выступающая в сильной позиции; слабая фонема, выступающая в слабой позиции; фонемный ряд — совокупность звуков, вступающих в пересекающуюся мену, единство сильной и слабой (слабых) фонем. Сильной позицией является позиция под ударением, слабой — безударная позиция. Так выглядит пересекающаяся мена гласных в современном русском литературном языке (см. схему на с. ).

 

1 Если [ъ] соответствует [ó], [á], то это основной вид фонемы, если соответствует , то позиционная разновидность фонемы. Если [ь] соответствует [ó], [á], то это позиционная разновидность фонемы, если соответствует , то это основной вид фонемы, [ыэ] в начале слова — основной вид фонемы, а в середине слова после согласного — позиционная разновидность фонемы.

В скобках даны позиционные разновидности фонемы, без скобок — основной вид фонемы. Как видно из схемы, [иэ], [ь] являются основным видом фонемы, если соответствуют ударному [э], так как в этом случае в сочетаемости согласный + гласный качество гласного (как было видно из аккомодации) обусловливает качество согласного: передний ряд гласного вызывает смягчение предшествующего согласного; [иэ], [ь] являются позиционными разновидностями фонемы, если соответствуют ударным [а], [о], так как в этом случае в сочетаемости согласный + гласный качество согласного обусловливает качество гласного: мягкость согласного в I предударном слоге вызывает мену и [иэ], в остальных безударных слогах — [ъ] и [ь] (как в ударном, например, вызывает продвижение гласных вперед в начале артикуляции: , ). В соответствии с ударным [э], [ыэ] в абсолютном начале слова — основной вид фонемы, [ыэ], [ъ] в середине слова после согласного — позиционные разновидности фонемы, так как их непередний ряд обусловлен твёрдостью предшествующего согласного. Фонологическая система гласных имеет пять фонемных рядов в соответствии с количеством сильных фонем (это количество может быть иным в работах представителен других фонологических школ):

 

 

Может вызвать недоумение отнесение к пересекающейся мене и фонемным рядам [и] ([ы], ) и [у] (), которые не подвергаются качественной редукции. Но если фонетического чередования здесь и нет (нулевая комбинаторика), то в фонологическом отношении эти звуки ведут себя по-разному в сильной и слабой позициях, находясь в системе остальных гласных с пересекающейся меной: в сильной позиции они противопоставлены большему количеству звуковых единиц, а поэтому их различительная способность больше, а в слабой позиции — меньшему количеству звуковых единиц, а поэтому их различительная способность меньше. При фонетическом тождестве наблюдается фонологическое различие.

 

В этом случае выступают нулевые фонемные ряды, например: руку, рука — [рукá], руководить, — [у] — [у], пил, пила, выпил, — [и] — [и].

Фонемный ряд, возглавляемый сильной фонемой, называется полным. Например, вóды — [вóды], , водовоз, [воды], [ó] — — [ъ]. В орфографии этому явлению соответствуют проверяемые ударением безударные гласные.

Фонемный ряд, не возглавляемый сильной фонемой, называется неполным. Например, собака, собачонка), — [ъ]. Во орфографии этому соответствуют непроверяемые безударные гласные.

Задание 11. Фонологическая система согласных представлена двумя категориями: категорией глухости-звонкости и категорией твёрдости-мягкости. При этом парные по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости согласные фонемы образуют пересекающуюся мену звуков, а внепарные — параллельную.

В современном русском литературном языке 34 сильных согласных фонемы (Это количество колеблется в работах представителей разных фонологических школ). Из них 9 являются внепарными по глухости-звонкости звонкими фонемами: [л], [л’], [р], [р’], [м], [м’], [н], [н’], , 3 — внепарными по глухости-звонкости глухими фонемами: [х], [ц], [ч']. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости:

[б] — [п], [в] — [ф], [д] — [т], [з] — [с], [ж] — [ш], [б’] — [п’],

[в’] — [ф’], [д’] — [т’], [з’1 — [с’], , [г] — [к].

Сильными позициями по глухости-звонкости, т.е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) перед всеми гласными:

дом — [дóм] — том — [тóм], [д] — [т];

2) перед сонорными:

длятля, [д] — [т];

3) перед [в], [в’]:

дверьТверь, [д] — [т].

В сильных позициях выступают сильные по глухости-звонкости согласные фонемы.

Слабыми позициями по глухости-звонкости, т.е. позициями, в которых не противопоставляется глухость-звонкость согласных, а поэтому невозможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) конец слова (позиция оглушения, в которой возможен только глухой согласный):

 

1

 

род — [рóт] рот — [рóт], [т],
но рода — [рóдъ] рта — [ртá], [д] — [т],
сильные фонемы слабая фонема

 

[д] — [т]; [т] — [т] — фонемные ряды;

 

2) перед глухими согласными (позиция оглушения, в которой возможен только глухой согласный):

перевозка переноска, [с],
но возить носить, [з’[ — [с’],
сильные фонемы слабая фонема

 

[з’] — [с]; [с’] — [с] — фонемные ряды;

 

3) перед звонкими согласными (позиция озвончения, в которой возможен только звонкий согласный):

городьба молотьба, [д’],
но городить молотить, [д’] — [т’],
слабая фонема сильные фонемы

 

[д’] — [д’]; [т’] — [д’] — фонемные ряды.

 

Все указанные фонемные ряды являются полными, так как возглавляются сильными фонемами. Но фонемный ряд может быть и неполным, если он не возглавляется сильной фонемой, например вокзал: [г] — слабая фонема, не имеющая соответствующей ей сильной. В орфографии это соответствует правописанию сомнительных непроверяемых согласных, а сам метод проверки представляет собой нахождение сильной фонемы в соответствии с данной слабой.

Внепарные по глухости-звонкости согласные фонемы образуют параллельный тип мены по глухости-звонкости.

Глухие согласные [х], [ц], [ч’] в позициях озвончения чередуются с [γ], [дз], [дж’], например: бог — [бóх], бога, отец, отец бы, дочь, дочь же, но поскольку вне позиций озвончения нет указанных звонких согласных, а отношение между соответствующими глухими и звонкими — это отношение дополнительной дистрибуции (взаимного распределения): там, где может быть звонкий (он только в позициях озвончения), не может быть глухой (он во всех остальных позициях), то данный тип мены нужно считать параллельным и соответствующие глухие и звонкие согласные относить к одной фонеме.

Так же обстоит дело с меной звонких сонорных и сонорных с частичной утратой голоса, наблюдаемой после глухих согласных в конце слова: вопле, вопль, смотра [смóтръ], смотр — [смóтр], , косм, копны, копн.

В параллельную мену вступают также [j], произносимый непосредственно перед ударным гласным, и , соответствующий ему в остальных позициях: моя, мой.

Параллельный тип мены согласных по глухости-звонкости, а для [j] — — по степени напряженности артикуляции, можно представить следующим образом:

 

 

Рассмотренная выше мена является параллельной, так как соответствующие единицы не могут выступать в тождественных позициях.

Из 34 сильных согласных фонем 6 являются внепарными по твердости-мягкости твердыми фонемами: [г], [к], [х], [ж], [ш], [ц], 4 — внепарными по твердости-мягкости мягкими: , , [ч’], [j], остальные 24 фонемы образуют 12 пар фонем, противопоставленных по твердости-мягкости:

[б] — [б’], [в] — [в’], [д] — [д’], [з] — [з’].

[п] — [п’], [ф] — [ф’]. [т] — [т’], [с] — [с’], [л] — [л’], [н] — [н’], [м] — [м’], [р] — [р’].

Сильными по твердости-мягкости (в которых противопоставляется твердость-мягкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка) являются следующие позиции:

1) конец слова:

мол — [мóл] — моль, [л] — [л’];

2) перед гласными, кроме ([иэ], [ь]), так как в позиции перед ([иэ], [ь]) возможны только мягкие вследствие смягчения согласного по аккомодации:

лук — [лýк] — люк, [л] — [л’];

3) для переднеязычных — перед твердыми губными и заднеязычными:

борьбаарба, [р’] — [р],

кенгуруденьги, [н] — [н’];

4) для [л] — [л’] — перед всеми согласными:

лба — [лбá] — пальба, [л] — [л’].

В сильных по твердости-мягкости позициях выступают сильные фонемы.

Слабые позиции по твердости-мягкости определяются методом исключения. В слабых позициях выступают слабые фонемы, например:

 

конькон — [кóн], но конéконе
[н’] — [н], , [н’]
сильные фонемы слабая фонема

 

[н’] [н’] — [н’], [н] — [н’] — полные фонемные ряды; местá — [м’иэстá], [м’], ср. мéста, [м’] перед [иэ], соответствующим , — в слабой позиции по твердости-мягкости, слабая фонема, но нет сильной, ей соответствующей, так как после [м’] в данной морфеме не может быть других звуков, кроме ([иэ], [ь]), здесь неполный фонемный ряд.

Параллельный тип позиционной мены согласных по твердости-мягкости образуется внепарными по твердости-мягкости согласными.

Твердые заднеязычные согласные [г], [к], [х] в ПОЗИЦИЯХ смягчения (перед гласными переднего ряда) чередуются с мягкими [г’], [к’], [х’], например: нога, ноге, рука — [рукá], руке, муха — [мýхъ], мухе. Твердые и мягкие заднеязычные образуют параллельный тип мены и являются не самостоятельными фонемами, а разновидностями фонемы, так как они не могут выступать в тождественных позициях, отношение между ними — отношение дополнительной диструбции: твердые заднеязычные выступают перед согласными, в конце слова, перед гласными непереднего ряда, а мягкие — только перед гласными переднего ряда: кто — [ктó], ток — [тóк], кот — [кóт], кит, руке. Лишь в единичных, большей частью заимствованных словах и в русском слове ткетвозможны мягкие заднеязычные перед гласными непереднего ряда, что создает единичные возможности противопоставления твёрдых и мягких заднеязычных и намечает слабую тенденцию к появлению их фонологической самостоятельности, но это касается лишь позиции перед гласными: [кóт], , (Кёльн).

Параллельный тип мены согласных по твердости-мягкости можно представить так:

 

основной вид фонемы позиционная разновидность фонемы
[г] — [г’] фонема
[к] — [к’] фонема
[х] — [х’] фонема

 

Задание 12. Графический анализ текста предполагает обозначение под буквами арабскими цифрами первичного и вторичного значений букв. Из-за отсутствия в русском алфавите однозначного соотношения между буквой и звуком, вслед за Р.И. Аванесовым, можно выделить первичное и вторичное значение букв.

Первичное значение буквы — такое, в котором буква соответствует сильной фонеме (для согласных — по глухости-звонкости, так как твердость-мягкость не выражается буквенными парами), гласному, не подвергающемуся качественной редукции, внепарному по глухости-звонкости согласному. Это основное значение буквы, соответствующее ее прямому назначению. В правописании таких букв ошибок не будет. Первичным значением букв занимается графика, которая изучает состав знаков алфавита и способы передачи сильных фонем.

Вторичное значение буквы — такое, в котором буква соответствует слабой фонеме (для согласных — по глухости-звонкости). Это дополнительное значение буквы, не соответствующее её прямому назначению. В правописании таких букв возможны ошибки.

Вторичным значением букв занимается орфография, например:

Букву в первичном значении предлагаем называть графемой, во вторичном — орфограммой.

Задание имеет большую методическую ценность для учителя начальных классов, так как позволяет безошибочно и максимально определять трудные случаи написания.

Задание 13. Во орфографическом задании необходимо обозначить принципы орфографии — над буквами римскими цифрами.

Русская орфография базируется на четырех принципах.

I — фонетический: буква соответствует звуку — Буква = Звук, по этому принципу пишутся все гласные и согласные, которые не вызывают затруднений в написании, так как «что слышим, то и пишем». Например, в слове вóды все буквы подчинены фонетическому принципу орфографии.

II — фонематический, фонологический, морфологический

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По фонетике русского языка

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гласные остальных безударных слогов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для студентов дневного, заочного отделений и экстерната
  КРАСНОЯРСК 2004     Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета

Контрольная работа
  Задания по фонетике, орфоэпии, фонологии, графике, орфографии   1. Выполнить фонетическую транскрипцию текста, соблюдая современные

Фонологии, графике, орфографии
    2.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги