рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Естественный язык как объект современной филологии

Естественный язык как объект современной филологии - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ «Мы Существуем... В Языке И При Языке», — Пишет Герману Ский Философ Xx В. М....

«Мы существуем... в языке и при языке», — пишет герману ский философ XX в. М. Хайдеггер (1889-1976). Именно поэт-му язык — одно из наиболее сложных и трудно определяемых науке явлений.

Для раскрытия сущности языка как объекта филологии от­толкнемся от понимания языка в лингвистике. Именно она, как писал Соссюр, постигает язык «вообще» т.е. язык как один иобъектов действительности в его отношении к другим объек там.

Понимание языка в современной лингвистике восходит к иде­ям В. фон Гумбольдта(1767-1835) и Ф . д е С о с с ю р а ( 1 8 5 7 - 1 9 1 3 ) , создавших два фундаментальных представления о языке.

По Гумбольдту, «язык есть не продукт деятельности (ег-§оп), а сама деятельность ( е п е г ^ а ) » .Э т о п о л о ж е н и е означа­ет, что язык находится в постоянном движении: каждый чело­век, каждое поколение, пользуясь им, действует на него. Язык есть и нечто устойчивое, и в то же время постоянно меняющееся. Язык есть непрерывный творческий процесс. Признание этого положения делает возможным изучение языка в его употребле­нии, в развитии. ( С м . в приводимых ниже материалах для чте­ния фрагменты книги В. фон Гумбольдта.)

По Соссюру, язык — это система знаков.Всякий знак, утверждал Соссюр, имеет две стороны: внешнюю, т.е. означаю­щее, и внутреннюю, т.е. означаемое. Это единство означающего и означаемого и есть знак. Например: слово туман как единство звукового или графического облика (означающее) и значения (означаемое). Система определяет внутреннее строение языка: все входящие в систему элементы оказываются связаны, а сама система составляет целое. Так, знаки языка находятся в отноше­ниях синонимии, антонимии, омонимии и др. Признание этого положения создает возможность изучения языка в определен­ном состоянии, как «языковой техники».


Сложность природы языка состоит в том, что он есть и дея­тельность, и система знаков одновременно. Поэтому на основе идей Гумбольдта и Соссюра язык изучается как знаковая систе­ма в процессах ее «жизни». Такова ситуация в лингвистике.

Для филологии существенно такое понимание языка, кото­рое служит всем филологическим наукам, а не только языко­знанию.

И все же начнем с языкознания. Оно выстраивает теорети­ческую картину естественного человеческого языка, т.е. Языка в его употреблении (естественный человеческий язык как тако­вой написали с большой буквы: Язык). Главным в современ­ной картине языка являются его функции — коммуникативная (функция общения) и др. На правах фрагментов этой картины находятся и характеристики языков художественной литерату­ры, политики, права и других как разновидностей Языка. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги французского ученого середины XX в. Э. Бенвениста.)

Обратимся к литературоведению. Литературоведение видит в языке инструмент словесного творчества.

«Быть инструментом» — это функциональная характеристи­ка языка. В филологических и других гуманитарных науках язык часто квалифицируется как средство общения (ср. расхожее «определение»: я з ы к — это важнейшее средство общения). В по­нятии инструмента, в отличие от понятия средства, подчеркнут момент активности. Функция «быть инструментом» выдвигает в общей характеристике языка его активное начало. Эта мысль, в сущности, и была высказана Гумбольдтом: «Язык не просто средство для понимания народа — это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в известных, в определённых звуках». (В понятии «духовная энергия» кроется мысль о том, что я з ы к — это не совокупность слов, предложений, правил их использования, а активная деятельность.)

В чем проявляется активное начало языка как инструмента словесного творчества?

Речь идет прежде всего о том, что тот или иной предмет (вещь, признак, действие и т.д.), ситуация действительности Могут быть обозначены разными словами и разными предло-75


жениями.Синонимы есть в Языке. См. пример лексическ синонимов: ровность — гладкость; ужиться — поладить. Смсинтаксические конструкции, обозначающие одну и ту же си­туацию: Люблю тебя — Я люблю тебя.

Для языка художественной литературы, особенно для я з ь ! ка поэзии, важно использование образных средств, присущи^ общенародному языку или созданных самим автором. См. из В. М а я к о в с к о г о : Мама, у вашего сына пожар сердца; из А. А х м а -т о в о й : И Муза в дырявом платке / Протяжно поет и уныло.

Главное, в чем проявляется активность языка художественной литературы, — это способы сочетания языковых средств в текстеПриведем пример. Общеизвестно, что для передачи в тексте есте-!ственной человеческой речи в я з ы к е существуют конструкции с чу­жой речью — прямой, косвенной, несобственно-прямой и др. При­ведем фрагменты рассказа В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»:

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

Это ко мне! — издали еще сказал Ванька. — Это моя мать.

В среду, субботу, воскресенье, — деревянно прокуковал крас­ноглазый.

<...>

...но этот красноглазый придержал ее (мать. — А.Ч.).

Назад.

Да ко мне она! — закричал Ванька. — Ты что?

В среду, субботу, воскресенье, — опять трижды отстукал этот... вахтер, что ли, как их там называют.

<...>

— Наз-зад, — как-то даже брезгливо сказал тот.
<...>

— Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. — закричал он. — Ко мне!
Тут произвол! — И он, растопырив руки, как если бы надо было
ловить буйнопомешанного, пошел на Ваньку. <...> Он оглянулсяи*
опять закричал: — Стигнеев!

<...>

— Ко мне! — закричал красноглазый. И, растопырив руки,
стал падать на Ваньку.


Здесь приведена вся речевая партия красноглазого. Взятая в дельности, каждая из к о н с т р у к ц и й с п р я м о й р е ч ь ю л и ш ь пере-л е т «без изменений» высказывание человека. В тексте рассказа эти «командирские» высказывания даны сгущенно, плотно, со-женно с о п и с а н и е м д е й с т в и й персонажа, с о б о з н а ч е н и е м пер­сонажа («красноглазый»: у кого в России глаза красные?!). Тем самым создается образ человека власти (= власть, по М. Фуко, есть множественность отношений силы), для которого люди -не люди.

Получается, что язык создает возможность конструировать в художественном тексте некий «возможный мир» — и «похо­жий» на реальную действительность, и совсем не «похожий» на нее. Обратите внимание на только что приведенные фрагменты из рассказа В.М. Шукшина: история, рассказанная писателем, и легко узнаваема, и в то же время представляет собой авторский вымысел. Эта история, даже если она и имела место в жизни, «вырвана» из ситуации реальной действительности, предстает обобщенной.

Наконец скажем еще об одном качестве языка художествен­ной литературы. Используем для этого формулу А.А. Потебни (1835-1891): «Говорить значит не передавать свою мысль дру­г о м у , а только возбуждать в другом его собственные м ы с л и »2 .

В первую очередь благодаря языку произведение художе­ственной литературы становится, как отметил М.М. Бахтин, совокупностью факторов «художественного впечатления», т.е. создает и организует сферу чувственного (эстетического) вос­приятия человеком действительности.

Российский филолог середины XX в. Б.В. Томашевский пи­сал: «Мы знаем, что настоящий писатель в своем творчестве не­равнодушен к формам языка <...>.

В языке выражается мысль писателя, его отношение к дей­ствительности; средствами языка он не только сообщает свой замысел читателю, но и воздействует на его чувства и вообра­жение, заставляет его волноваться, сочувствовать, любить и не­навидеть, переживать с героями их радости и горести, осуждать или оправдывать их поведение, и этим писатель достигает своей Цели: убедить читателя, заставить его поверить в правду изо-


 




жениями. Синонимы есть в Языке. См. пример лексическ синонимов: ровность — гладкость; ужиться — поладить. См синтаксические конструкции, обозначающие одну и ту же с и -туацию: Люблю тебя — Я люблю тебя.

Для языка художественной литературы, особенно для я з ь ! ка поэзии, важно использование образных средств, присущие общенародному языку или созданных самим автором. См. из В. М а я к о в с к о г о : Мама, у вашего сына пожар сердца; и з А. А х м а -т о в о й : И Муза в дырявом платке / Протяжно поет и уныло.

Главное, в чем проявляется активность языка художественной л и т е р а т у р ы , — это способы сочетания языковых средств в тексте Приведем пример. Общеизвестно, что для передачи в тексте есте-! ственной человеческой речи в я з ы к е существуют конструкции с ч у -жой речью — прямой, косвенной, несобственно-прямой и др. П р и -ведем фрагменты рассказа В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»:

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

Это ко мне! — издали еще сказал Ванька. — Это моя мать.

В среду, субботу, воскресенье, — деревянно прокуковал крас­ноглазый.

<...>

...но этот красноглазый придержал ее (мать. — А.Ч.).

Назад.

Да ко мне она! — закричал Ванька. — Ты что?

В среду, субботу, воскресенье, — опять трижды отстукал этот... вахтер, что ли, как их там называют.

<...>

— Наз-зад, — как-то даже брезгливо сказал тот.
<...>

— Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. — закричал он. — Ко мне!
Тут произвол! — И он, растопырив руки, как если бы надо было
ловить буйнопомешанного, пошел на Ваньку. <...> Он оглянулсяи*
опять закричал: — Стигнеев!

<...>

— Ко мне! — закричал красноглазый. И, растопырив руки,
стал падать на Ваньку.


Здесь приведена вся речевая партия красноглазого. Взятая в дельности, каждая из к о н с т р у к ц и й с п р я м о й р е ч ь ю л и ш ь пере-л е т «без изменений» высказывание человека. В тексте рассказа эти «командирские» высказывания даны сгущенно, плотно, со-женно с о п и с а н и е м д е й с т в и й персонажа, с о б о з н а ч е н и е м пер­сонажа («красноглазый»: у кого в России глаза красные?!). Тем самым создается образ человека власти (= власть, по М. Фуко, есть множественность отношений силы), для которого люди -не люди.

Получается, что язык создает возможность конструировать в художественном тексте некий «возможный мир» — и «похо­жий» на реальную действительность, и совсем не «похожий» на нее. Обратите внимание на только что приведенные фрагменты из рассказа В.М. Шукшина: история, рассказанная писателем, и легко узнаваема, и в то же время представляет собой авторский вымысел. Эта история, даже если она и имела место в жизни, «вырвана» из ситуации реальной действительности, предстает обобщенной.

Наконец скажем еще об одном качестве языка художествен­ной литературы. Используем для этого формулу А.А. Потебни (1835-1891): «Говорить значит не передавать свою мысль дру2-г о м у , а только возбуждать в другом его собственные мысли» . В первую очередь благодаря языку произведение художе­ственной литературы становится, как отметил М.М. Бахтин, совокупностью факторов «художественного впечатления», т.е. создает и организует сферу чувственного (эстетического) вос­приятия человеком действительности.

Российский филолог середины XX в. Б.В. Томашевский пи­сал: «Мы знаем, что настоящий писатель в своем творчестве не­равнодушен к формам языка <...>.

В языке выражается мысль писателя, его отношение к дей­ствительности; средствами языка он не только сообщает свой замысел читателю, но и воздействует на его чувства и вообра­жение, заставляет его волноваться, сочувствовать, любить и не­навидеть, переживать с героями их радости и горести, осуждать или оправдывать их поведение, и этим писатель достигает своей Цели: убедить читателя, заставить его поверить в правду изо-


 




бражаемого, обогатить его жизненный опыт и воспитать его дли творческой деятельности»3.

Итак, со своей задачей «быть инструментом» я з ы к справляет! ся в самой сложной (самой «тонкой», собственно человеческой! сфере - в сфере словесного творчества. Напомним Гумбольдта] язык не ег§оп, но епег§е1а. Напомним и Соссюра: в системе язы­ка заложены необходимые средства и правила. Здесь сходятся] позиции двух рассмотренных направлений в изучении языка в лингвистике. Поэтому появляется основание для постановки! общего вопроса: что в языке существенно для всех филологиче­ских наук? Ответ на этот вопрос вытекает следующий: функцио­нальная природа языка.

Для современных филологических наук плодотворно функ-1 циональное (лат. /ипс(го - исполнение) понимание языка.

Исследуя назначение языка, величайший лингвист XX в. Н. Хомский (р. 1928, США) заметил: «Язык решающим образом участвует в мысли, действии и социальных отношениях»4. Иначе говоря, я з ы к обеспечивает практически все с ф е р ы ж и з н и человека: без языка невозможно и общение, и сознание. Поэтому в науке Я языкеназываютсядвеосновныефункцииязыка:коммуникативная (лат. соттипгсайо) - ф у н к ц и я общения; к о г н и т и в н а я (лат. со§т-йо) --функция формирования мышления.

Для того чтобы я з ы к мог выполнять свои предназначения, он оказывается насквозь функциональным: он и устроен и действу­ет функционально.

Об устройстве языка. В языке как системе знаков имеются две основные единицы: слово и предложение.

Слово обозначает предмет, признак, действие и под., выде-1ляя их из мира действительности как некие отдельности. См.: | наиболее частотные знаменательные слова русского языка: ска­зать, говорить, знать, год, большой, время, новый, самый, чело­век, люди. Слово создает вокруг себя смысловое пространство, оно центр всех смысловых «токов», импульс смыслового разви­тия текста.

По наблюдению Н.А. Кожевниковой (см.: Русский язык се­годня. М., 2000. Вып. 1. С. 530-539), некоторые из рассказов А.П. Чехова построены на основе образных параллелей: жизнь —


мир _ театр, мир — тюрьма, жизнь — сон. В этом плане казывается сложно устроенным рассказ «Палата № 6», где сло-° тюрьма и больница стоят рядом, а мотив больница — тюрьма является сквозным.

Другой пример — бренд в одной из реклам: Париж одевает женщин всего мира. П о д « ч а р ы » и м е н и Париж п о п а д а е т и рекла­мируемый товар, и фирма, и условия приобретения товара: та­кова сила действия имени города-символа. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты статьи Р. Барта «Пре­дисловие к словарю Ашетт».)

Предложение обозначает ситуацию (сложное предложе­ние — «связку» ситуаций) как некоторый комплекс предметов, д е й с т в и й и д р . С м . : а н г л . Неге теге Ьоокз оп Ске 1аЫе; р у с с к . На столе лежали книги (1); англ. I &те ту тоСкег а зрооп; русск. Я дал матери ложку ( 2 ) ; р у с с к . Полночь; н е м . МШетасЫ ( 3 ) . В о т эти ситуации: (1) предложение обозначает существование пред­мета; (2) — обозначает действие; (3) - состояние.

Ситуация может обозначаться кратко и развернуто, неполно и сверхполно. Ср. описание ситуаций в двух текстах:

• в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Я выгля­нул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свире­пой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савелъича; лошади шли шагом — и скоро стали;

• в повести С. Соколова «Школа для дураков»: К пруду вели, по сути дела, все тропинки и дорожки, все в нашей мест­ности. От самых дальних дач, расположенных у края леса, вели тонкие, слабые, почти ненастоящие тропинки.

Проведите мысленный эксперимент: попытайтесь исключить из текста хотя бы одно слово, обозначающее компоненты ситуа­ции. Из текста Пушкина это сделать, скорее всего, не удастся: в нем представлены только «опорные» компоненты ситуации, без них она разрушится. Из текста же С. Соколова исключение воз­можно: в результате с и т у а ц и я не р а з р у ш а е т с я , но с и л ь н о обедня­л с я ее представление и восприятие. Сказанное демонстрирует Не преимущества того или другого автора, а способ подачи ситу­аций в текстах: полный и сверхполный. Из предложений, пере-


 




Поэтому язык как система имеет свои основные единицы (слово и предложение), язык в действии — свою (высказывание).

Наконец, различим высказывание и текст. Английский лингвист второй половины XX в. М.А.К. Хэллидей заметил:] «Текст — это язык в действии». Если это так, то текст и выска­зывание — «одно и то же». Однако различия между ними все' же имеются. Они определяются тем, в какой системе изучается объект. Если текст рассматривается с точки зрения его произ­водства, то он и з у ч а е т с я к а к в ы с к а з ы в а н и е .

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

Филология слово практическая деятельность знание область науки Возникновение филологии как деятельности И как... Я проспал тот миг когда она проходила мимо моего... дома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Естественный язык как объект современной филологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
Учебное пособие Под редакцией А.И. Куляпина Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений

И как знания
Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пр

Что такое современная филология?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, оттолкнем­ся от определения филологии, сформулированного на рубеже 1960—1970-х годов С.С. Аверинцевым. С некоторыми вариаци­ями оно публиковалось в «Бол

Образования. Цели и задачи курса
«Основы филологии» Вместе с философией, историей, искусствоведением, культу­рологией, педагогикой, психологией и другими науками фило­логия образует область гуманитарных н

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения. » В каком отношении к первым филологическим профессиям на­ходится профессия учителя риторики? • Что тако

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии <...> Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филоло­гия» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означ

Русской культуры
<...> 3. Эволюция концепта 'Слово' была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о с л о в е (конечно, называть их «нау­ками» можно лишь с большой долей условности). Поск

Комплексное знание
(V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) До середины XIX в. филология сохраняет статус практиче­ски ориентированного знания и деятельности и имеет комплекс-ныйхарактер

Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии
Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала

Середина XIX - середина XX в.
В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в осн

Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии
В середине XX в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939-1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных предста

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первона­чального развития. Какие задачи различают эти три направле­ния филологии? Н

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
Глава V СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО 1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык ка

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики
<...> § 14. Теперь у нас есть некоторые основания для того, чтобы попытаться найти определение с о в р е м е н н о й р и т о р и к и . Риторика — это т е о р и я и мастерство целесо­

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета
<...> Никто не приходит в Интернет в двухмесячном возрасте и не погружается в виртуальный мир настолько, чтобы полностью утратить нужду в мире реальном и контакт с этим окружающим миром (речь

II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким
прототипом / 2 / Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоцион

Почему естественный язык является объектом современной филологии?
Естественный человеческий язык всегда был в центре вни­мания филологии. В XX в. он признается объектом филологии. Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857-1913) - одного из величайших лингви

Естественный язык и другие знаковые системы
Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что я з ы к — это универсальная з н а к о в а я система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержа­

Аспекты изучения языка в филологических науках
Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понима

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему естественный язык является объектом современной филологии? Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из у

Филологии?
Текст всегда признавался объектом филологии.Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древним

Современной филологии
Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный во

Текст в мире текстов
Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов — отдельную область реально­сти, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалоги

Аспекты изучения текста в филологических науках
В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для

У. Эко. Поэтика открытого произведения
Это необходимо подчеркнуть, потому что, когда речь идет о произ­ведении искусства, наше западное эстетическое сознание требует, ч т о -бы под «произведением» понималось нечто, созданное определенно

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?
Термин кото Ьдиепз входит в терминологический ряд, от­крываемый кото заргет 'человек разумный': кото /аЬег 'чело­век — создатель орудий труда'

Понятие Ьото ^ и е п » как объекта современной филологии
В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект. Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель»

Понятие творческой личности покрывает творческуюлич­ность автораи творческую личность читателя.
Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первон

Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках
В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото Ьциепз как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение термина Ьото Ьяиепз. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык - это мир лежащий между миром внешних явлений и внутренним мир0м человека». Какое значение оно

Т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости
ДИСКУРС КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ Ся Выше указывалось, что дискурс, в широком смысле слова, являет-сложным единством языковой формы, значения и д

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить
1. ГОВОРЯТ ВСЕ <...> В лингвистике недостаточно иметь теорию о языке. Ведя разго­вор о разговоре, держа речь о речи и письменно изъясняясь о письме, я нахожусь в

Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя
Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследовани

Их задачи
Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте. Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Научный дискурс традиционно привлекает к себе внимание линг­вистов." Участниками научного дискурса являются исследователи как представители научной общественности, при

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки
О НАУЧНОМ СМИРЕНИИ Не пугайтесь названия этого раздела. Я не имею в виду ваш м о -ральный облик. Я имею в виду ваш подход к источникам и к их кон­спектированию. Вы видели на приме

Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 — Филология (бакалаври­ат) введена новая учебная дисциплина — «Основы филологии». «Основы филологии» является

Текст как объект современной филологии
Текст как традиционный объект филологии. Общефилоло­гическая значимость текста на современном этапе развития фи­лологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные,

Ното ^ и е п » как объект современной филологии
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммун

Методология филологии
Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги