Реферат Курсовая Конспект
Аспекты изучения текста в филологических науках - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ В Филологических Науках Текст Изучается И Как Объект Филологии, И Отдельно К...
|
В филологических науках текст изучается и как объект филологии, и отдельно каждой из филологических наук.
Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функциональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними.
Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста.
Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечивает единство лингвистики и литературоведения как филологических наук, служит в современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста.
Лингвистика изучает текст как лингвистическийобъект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текстрассматривается как единица более высокого уровня, чем предложение, и з а м ы к а е т собой р я д с и н т а к с и ч е с к и х единиц: словосочетание — простое предложение — сложное предложение — текст. В 1960—1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось
ТС |
П |
ельное направление, которое исследует текст, — лингвистика°ткста Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущ-ть текста в его отношении к другим лингвистическим единим установить признаки текста как лингвистического объекта, явила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика зучает все типы, виды, разновидности текстов.
В литературоведении текст значим как аспект художественного произведения.Здесь текст, по определению британского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое произведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпретаций различными читателями»9. «Обособление» литературно-художественного произведения от конкретной речевой ситуации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы — знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение А.С. П у ш к и н а « И . И . Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. <...>
И лингвистика, и литературоведение имеют свои специализированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология.
Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот тезис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст».
21 Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, °02. С. 242.
ведении, тогда как многие создания современной литературы вовсе це являются текстами. Различие здесь вот в чем: произведение есть веще. ственный фрагмент, занимающий определенную часть книжного пространства (например, в библиотеке), а Текст — поле методологических операций (ип с Ь а т р т ё Ы ю с Ы о ^ и е ) . Эта ОППОЗИЦИЯотчасти напоминает (но отнюдь не дублирует) разграничение, предложенное Лаканом-«реальность» показывается, а «реальное» доказывается; сходным образом произведение наглядно, зримо (в книжном магазине, в библиотечном каталоге, в экзаменационной программе), а текст — доказывается высказывается1 в соответствии с определенными правилами (или п р о -тив известных правил). Произведение может поместиться в руке, текст размещается в языке, существует только в дискурсе (вернее сказать что он является Текстом лишь постольку, поскольку он это сознает). Текст — не продукт распада произведения, наоборот, произведение есть шлейф воображаемого, тянущийся за Текстом. Или иначе: Текст ощущается только в процессе работы, производства. Отсюда следует, что Текст не может неподвижно застыть (скажем, на книжной полке), он по природе своей должен сквозь что-то двигаться — например, сквозь произведение, сквозь ряд произведений.
2. Точно так же Текст не ограничивается и рамками добропорядочной литературы, не поддается включению в жанровую иерархию, даже в обычную классификацию. Определяющей для него является, напротив, именно способность взламывать старые рубрики. <...>
<...>
<...> можно сказать, что Текст всегда в буквальном смысле парадоксален.
3. Текст познается, постигается через свое отношение к знаку. П р о -изведение замкнуто, сводится к определенному означаемому. Этому означаемому можно приписывать два вида значимости: либо мы п о -лагаем его явным, и тогда произведение служит объектом науки о
' В подлиннике обыгрываются возвратные глаголы зе о'ётопг.гег, зе топ-г.гег, зе раг1ег; дословный перевод: «"реальность" показывается, а "реальное обнаруживается..., текст обнаруживается, выговаривается...» — Прим. ред.
вальных значениях (филологии), либо мы считаем это означаемое " ым, глубинным, его нужно искать, и тогда произведение подле-Т31 ведению герменевтики, интерпретации (марксистской, психоана-5КИТ[ЧеСКОй, тематической и т. п.). Получается, что все произведение Л целом функционирует как знак; закономерно, что оно и составляет о ну из основополагающих категорий цивилизации Знака. В Тексте, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее; Текст клончив, он работает в сфере означающего. Означающее следует представлять себе не как «видимую часть смысла», не как его материальное преддверие, а, наоборот, как его вторичный продукт (аргёз-соир)- Так же и в бесконечности означающего предполагается не невыразимость (означаемое, не поддающееся наименованию), а игра; порождение означающего в поле Текста (точнее, сам Текст и является его полем) происходит вечно, как в вечном календаре, — причем не органически, путем вызревания, и не герменевтически, путем углубления в смысл, но посредством множественного смещения, взаимоналожения, варьирования элементов. Логика, регулирующая Текст, зиждется не на понимании (выяснении, «что значит» произведение), а на метонимии; в выработке ассоциаций, взаимосцеплений, переносов находит себе выход символическая энергия; без такого выхода человек бы умер. Произведение в лучшем случае лалосимволично, его символика быстро сходит на нет, т.е. застывает в неподвижности; зато Текст всецело символичен; произведение, понятое, воспринятое и принятое во всей полноте своей символической природы, — это и есть текст. Тем самым Текст возвращается в лоно языка: как и в языке, в нем есть структура, но нет объединяющего центра, нет закрытости. (К структурализму иногда относятся с пренебрежением, как к «моде»; между тем исключительный эпистемологический статус, признанный ныне за языком, обусловлен как раз тем, что мы раскрыли в нем парадоксальность структуры — это система без цели и без центра.)
4. Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не пРосто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множе-
множественность неустранимая, а мирного сосуществования смыс-Текст пересекает их, движется сквозь них; поэтому он не под- |
ственность смысла как таковая
Не просто допустимая. В Тексте нет мирного сосуществования смыс-
лов
дается даже плюралистическому истолкованию, в нем происходи взрыв, рассеяние смысла. Действительно, множественность Тексту вызвана не двусмысленностью элементов его содержания, а, еслц можно так выразиться, пространственной многолинейностъю о з н а -чающих, из которых он соткан (этимологически «текст» и значит «ткань»). Читателя Текста можно уподобить праздному человеку, к о -торый снял в себе всякие напряжения, порожденные воображаемым и ничем внутренне не отягощен; он прогуливается (так случилось о д -нажды с автором этих строк, и именно тогда ему живо представилось что такое Текст) по склону лощины, по которой течет пересыхающая река (о том, что река пересыхающая, упомянуто ради непривычности обстановки). Его восприятия множественны, не сводятся в какое-либо единство, разнородны по происхождению — отблески, цветовые пятна, растения, жара, свежий воздух, доносящиеся откуда-то х л о -пающие звуки, резкие крики птиц, детские голоса на другом склоне лощины, прохожие, их жесты, одеяния местных жителей вдалеке или совсем рядом; все эти случайные детали наполовину опознаваемы — они отсылают к знакомым кодам, но сочетание их уникально и наполняет прогулку несходствами, которые не могут повториться иначе как в виде новых несходств. Так происходит и с Текстом — он может быть собой только в своих несходствах (что, впрочем, не г о -ворит о какой-либо его индивидуальности); прочтение Текста — акт одноразовый (оттого иллюзорна какая бы то ни было индуктивно-дедуктивная наука о текстах — у текста нет «грамматики»), и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры (а какой язык не является таковым?), старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию. Всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так, что у текста есть какое-то происхождение; всякие поиски «источников» и «влияний» соответствуют мифу о филиации произведений, текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат — из цитат без кавычек. Произведение не противоречит ни одной философии монизма (при том что некоторые из них, как известно, непримиримые враги); для подобной философии множественность есть мировое Зло. Текст же, в противоположность произведению, мог бы избрать своим девизом слова одержимого бесами (Евангелие от Мар'
1(3 д 9):«Легион имя мне, потому что нас много». Текст противо-
1т пуроизведению своей множественной, бесовской текстурой, что
сто" , „ ,
пособно повлечь за собой глубокие перемены в чтении, причем в тех
„ областях, где монологичность составляет своего рода высшую сзмыл
заповедь: некоторые «тексты» Священного писания, традиционно от-анные на откуп теологическому монизму (историческому или ана-огическому), могут быть прочитаны с учетом дифракции смыслов, те в конечном счете материалистически, тогда как марксистская интерпретация произведений, до сих пор сугубо монистическая, может благодаря множественности обрести еще большую степень материализма (если, конечно, марксистские «официальные институты» это допустят).
<...>
7. С учетом этого можно полагать (предлагать) еще один, последний, подход к Тексту — через удовольствие. <...> Конечно, произведение (некоторые произведения) тоже доставляет удовольствие: я могу упоенно читать и перечитывать Пруста, Флобера, Бальзака и даже — почему бы и нет? — Александра Дюма. Однако такое удовольствие, при всей его интенсивности, даже полностью избавленное от любых предрассудков, все же остается отчасти удовольствием потребительским (разве что прилагать чрезвычайные усилия для его критики): ведь хотя я и могу читать этих авторов, я вместе с тем знаю, что не могу их пере-писать (что ныне уже невозможно писать «так»); одно лишь осознание этого довольно грустного факта отторгает меня от создания подобных произведений, причем такая °тторгнутость и есть залог моей современности (быть современным человеком — не значит ли это досконально знать то, что уже нельзя начать сначала?). Что же касается Текста, то он связан с наслаждением, т.е. с удовольствием без чувства отторгнутости. Текст осуществляет своего рода социальную утопию в сфере означающего; °пережая Историю (если только История не выберет варварство), °н Делает прозрачными пусть не социальные, но хотя бы языковые °тнощения;в его пространстве ни один язык не имеет преимущества
перед другим, они свободно циркулируют (с учетом «кругового» значения этого слова). <...>
Цит. по: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 19д4
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Филология слово практическая деятельность знание область науки Возникновение филологии как деятельности И как... Я проспал тот миг когда она проходила мимо моего... дома...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аспекты изучения текста в филологических науках
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов