рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии? - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ Термин Кото Ьдиепз Входит В Терминологический Ряд, От­...

Термин кото Ьдиепз входит в терминологический ряд, от­крываемый кото заргет 'человек разумный': кото /аЬег 'чело­век — создатель орудий труда', кото ИЬег 'человек свободный', кото Ыйет ' ч е л о в е к и г р а ю щ и й ' и д р .

Термином кото 1одиеп$ (от лат. кото — человек и /о-циеп.8 — разговаривающий), или русским человек говорящий, обозначается человек говорящий (пишущий), слушающий (читающий), а в широком смысле — человек, участвующийв речевой коммуникации.В сравнении с русским термином « ч е -ловек говорящий» латинский удобнее, так как он напоминает не только об одном из видов речевой деятельности — говоре­нии.

Вопрос о Ь о т о ^ и е п з как объекте филологии своими кор­нями уходит в историю этой науки: человек говорящий уже вДревнем мире выделяется, различается, осмысливается. Онпредстает в разных обличьях. Античные филологи видели чело­века в связи с решением задач установления авторства текста иего понимания. В античной риторике человек стал центральной фигурой, выступающей в двух ролях — оратора и аудитории: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из пред­мета, о к о т о р о м он говорит, и из л и ц а , к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего ( я разумею слушателя)» (Ари­стотель).


фундаментальное значение в придании человеку статуса бъекта филологии сыграли работы В. фон Гумбольдта. Разви­тие филологии как целого и составляющих ее наук и дисциплин т Гумбольдта до середины XX в. проходит под знаком борьбы за обращение филологии к человеку. Приведем одно из суждений Гумбольдта: «Язык — это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».Так великий филолог прошлого объяснил причину единства человека и языка.

Влияние Гумбольдта присутствует в сочинениях и по язы­кознанию, и по литературоведению. Так, американский линг­вист первой половины XX в. Э. Сепир сделал следующий шаг в укреплении единства филологии и человека: «В общем и целом ясно, что интерес к языку в последнее время выходит за преде­лы собственно лингвистических проблем, ...лингвисты должны осознать, какое значение их наука может иметь для интерпрета­ции человеческого поведения в целом»1. Приведем еще оценку В.А. Звегинцева (1910—1988), который определяет «лингвисти­ку... как науку о к о м м у н и к а т и в н о м п о в е д е н и и человека и л и , точ­нее, о д е я т е л ь н о с т и человеческого общения»2. Эти с в и д е т е л ь с т в а фактически дополняют друг друга. В целом же оказывается, что язык и человек неразделимы. В науке о языке возникает новое триединство: человек — язык — коммуникация.

Из работ в области литературоведения выделяются тру­ды французского литературоведа и литературного критика Ш.О. Сент-Бёва (1804—1869), который заложил основы осмыс­ления литературного творчества на основе и з у ч е н и я л и ч н о с т и пи­сателя, его жизненного опыта. В литературоведении XX в. одной из самых влиятельных фигур является, безусловно, ММ. Бахтин. В цикле его работ о Достоевском содержится следующее сужде­ние: «Человек реально существует в формах "я" и "другого" ("ты", °н" или "тап")»3. На этой основе в разные периоды научного творчества Бахтиным рассматриваются две пары категорий: ав­тор — герой, автор — читатель. В совокупности они оказываются Достаточными для признания человека центральным объектом литературоведения. В самом деле: «Жизнь по природе своей диа­логична. Ж и т ь — значит участвовать в диалоге — вопрошать, вни­мать, ответствовать, соглашаться и т.п.» (Там ж е ) .

10* 147


Одной из центральных задач современного литератур0Вед ния является изучение восприятия литературного произвединия читателем (слушателем). Такую задачу ставит перед собо"' рецептивная эстетика — направление в литературоведении * критике XX-XXI вв. (Р. Ингарден, Х.Р. Яусс, В. Изер и др.). еСл"текст произведения читателем не изменяется, то смысл зависит от читателя, его «диалога» с автором и текстом. Это направление опирается на идеи герменевтики, психологии, семиотики, ком-муникативистики и других гуманитарных наук, сосредоточив­ших свои интересы на человеке.

К концу XX в. пришло осознание того, что человекговоря­щий есть объект филологии.Что же произошло?

В середине XX в. в гуманитарной науке совершается антро­пологический поворот(др.-греч. апЬкгдроз - человек и 1о§оз ~ учение, наука). В гуманитарных науках человек становится приоритетным объектом исследования, условием понимания социальных процессов. Пришло понимание, что игнорирование человека как главной ценности препятствует осознанию мно­гих этических, эстетических, коммуникационных и иных про­цессов.

Это движение захватило и филологические науки. Прояв­лением антропологического поворота в филологии стала пе­реориентация исследования с языка,текста и произведения как «продуктов»человеческой деятельности начеловека как «главного героя»исследования. В связи с этим укрепляются позиции филологии в гуманитарных науках. Основа этого про­цесса - развитие связей филологии с гуманитарной семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, психологией, социоло­гией и другими науками.

В этой ситуации оказалось, что человек в его разных граняхизучается целым спектром наук и научных дисциплин. Человек как «Ьото Ьциепз» только на рубеже веков приобретает «пропи­ску» в филологии на правах ее объекта. В качестве иллюстрации рассмотрим ситуацию в науке оязыке художественной литера­туры.

До середины XX в. при изучении языка художественных произведений задача сводилась главным образом к тому, что б ы


еделить образные (выразительные, изобразительные) сред­а в изучаемом тексте. Поэтому исследования нередко стро-°Т ись как перечни этих средств. Так, исторический колорит в Й озе одного из региональных писателей демонстрируется сле-ющими средствами: отражение диалектного произношения поев («г»-фрикативный в утвердительной частице ага пере-ается автором буквой «х»: Аха!); историзмы (Воевода грозно крикнул дворовых девок),архаизмы (гораздо - очень: Гораздо шился муж, и конь грызет пьяного); грамматические варианты литературной лексики (деньга вместо деньги: Десять алтын и две деньги,— озираясь, предложил мужик); и д р . Тем с а м ы м фак­тически устанавливается язык текста как система, но не язык в действии. Эти данные имеют меньшую ценность для осмысле­ния роли языка в создании художественной реальности, потому что художественная реальность есть не только отельные элемен­ты вымышленного мира, но и отношения между ними, а самое главное — авторские оценки, авторское отношение. Более того, по отдельным элементам текста часто невозможно определить, с какой реальностью имеет дело читатель — художественной или документальной: все приведенные примеры вполне могли быть зафиксированы в текстах нехудожественных, принадлежащих своему времени.

В 1960-1970-е годы, в развитие идей В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, важнейшим стал вопрос об образе автора, т.е. о том, как конструируется автором текст: что автор «поруча­ет» повествователю, что — персонажу, как соотносятся диалог и монолог, прямая, косвенная и другие виды чужой речи с «ав­торским» словом и т.д. В этих речевых соотношениях, в пали­тре речевых средств и создается, по Виноградову, образ автора. Вспомните, как устроены тексты рассказов, например, А.П. Че­хова. В них явно преобладает речевой слой персонажа. Это озна­чает, что своим персонажам автор не только «доверяет» «ра­боту» по самораскрытию, но и «поручает» выполнение своих, авторских, функций, связанных с описанием, повествованием, °Ченкой, сюжетопостроением и др.

Приведем в качестве иллюстрации рассказ А.П. Чехова ^Длинный язык» (1888). В этом коротком рассказе повествова-


 




тель наделен служебными функциями по аналогии с функци-ми драматурга — автора ремарок. Повествователь обозначя кто, где, когда ведет разговор. Иногда приводятся замечания ' мимике, жестах персонажей.

Вот начало рассказа:

Наталья Михайловна, молодая дамочка, приехавшая утриз Ялты, обедала и, неугомонно треща языком, рассказывал мужу о том, какие прелести в Крыму. Муж, обрадованный, глядел с умилением на ее восторженное лицо, слушал и изредка задавал вопросы...

Легкомысленная болтовня героини, откровенная ложь (в н а -чале сцены: — Впрочем, я видела их (татар-проводников. — А.Ч.) издалека, мельком... и затем: — Я со своим проводником подъез­жаю к ней...; — У меня Сулейман не выходил из границ... и под.), повторы-заклинания (Я тебе не Юлия какая-нибудь...; Я ведь знаю, какие у тебя мысли! Я знаю, что ты думаешь...; Я знаю, о чем ты думаешь! Всегда у тебя такие гадкие мысли! и под.) -все это служит саморазоблачению героини, которая фактически сама на себя доносит мужу.

Таким образом, не языковые средства в проявлении языка как системы, а автор текста как своего рода режиссер — вот что оказывается существенным для изучения языка художествен­ной литературы.

С середины XX в. в мире (с середины 1980-х годов - в нашей стране) происходит изменение статуса речевой коммуникации и человека как ее субъекта. Это второе обстоятельство, способ­ствовавшее выдвижению Ьото Ьциепз в число объектов фило­логии: оно привлекло внимание филологии к человеку.

Человек как субъект речевой коммуникации отличается активностью, самостоятельностью, независимо от того, какую функцию — говорящего (пишущего) или слушающего (читаю­щего) — в тот или иной момент он выполняет. В этой ситуации обостряется проблема понимания.

В советское время модель понимания и истолкования тек­стов задавалась партийно-государственными документами й пропагандой. Следовательно, истолкование текстов должно было быть однозначным (например, даже в школьном учебнИ'


литературы и всеми учителями этого предмета). Это делало * лимание «групповым», где группа — это и все общество, и 110 даЯ из его составляющих (социальные, национальные, воз-К стные, профессиональные и т.д.), а коммуникацию — моно­логической по своей сути, когда один говорит, остальные же слушают и слушаются его. Если содержание текста оценивается с точки зрения партийности, то общественная и коммуникатив­ная жизнь устроена так, что всё, не соответствующее данному критерию, п р и з н а е т с я н е п р а в и л ь н ы м . Так, в 1936 г. Постановле­нием ЦК В К П ( б ) была запрещена к постановке пьеса Д. Бедного «Богатыри»: в ней была усмотрена попытка возвеличения раз­бойников Киевской Руси и огульного очернения богатырей4.

С середины 1980-х годов ситуация в нашей стране стала ме­няться: уходит в прошлое однозначная модель понимания и ис­толкования. Понимание превращается в индивидуальное, что и соответствует его сущности: понимание есть понимание субъек­том. Согласно М.М. Бахтину, «всякое понимание есть соотнесе­ние данного текста с другими текстами...». У каждого субъекта свой «набор» текстов, свое их понимание, свои «излюбленные» способы соотнесения текстов друг с другом! Соответственно монологический принцип коммуникации уступает место диа­логическому. Это означает, что оба участника акта коммуника­ции имеют равные права на воздействие друг на друга, на исти­ну. Приведем фрагмент диалога журналиста Б. Ноткина (Б.Н.) с А.Н. Шохиным (А.Ш.), политическим деятелем, экономистом, членом Правительства России (1994, март):

Б.Н. Я слышал такой анекдот /не шоковая терапия/а шо­ковая терапия.../ /

А.Щ. Независимо от этих ярлыков / главное / нащупать мо­мент /который состоит в том/что (...) надо удерживаться на низком уровне инфляции...5.

Приведенный материал показывает отсутствие монополии на истину и у журналиста, и у собеседника, занимающего вы­сокое положение в структуре власти. Это-то и означает, что Данный диалог есть диалог не только формально, но и по су­ществу.

Так обнаруживаются связи человека, языка и текста.


 




Эти связи и стали своего рода несущей конструкцией совре менной филологии как отрасли гуманитарного знания. Рассмо трим роль каждого из компонентов этих связей.

Прежде всего обратимся к человеку. «Разве человек не я8 ляется в достаточной мере самим собой без языка?», — ставит вопрос немецко-американский ученый О. Розеншток-Хюсси (1888—1973). И отвечает: «Нет! Человек нуждается в самореа­лизации. Самореализация возможна только через язык», (См в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги О. Розенштока-Хюсси.)

Теперь рассмотрим я з ы к вего отношении к человеку. П е -реводя на русский язык работы Э. Бенвениста, Ю.С. Степанов сформулировал главный тезис французского автора: «язык с о з д а н по м е р к е ч е л о в е к а , и этот м а с ш т а б за­п е ч а т л е н в с а м о й о р г а н и з а ц и и я з ы к а (разрядкав тексте. — А.Ч.)». Бенвенист задал, казалось бы, наивный вопрос: если язык — это орудие общения, то чему он обязан этим свой­ством? По мысли ученого, ответ здесь такой: «именно в языке и благодаря языку человек конституируется как субъект»''. (См. в приведенных ниже материалах для чтения фрагменты книги Э. Бенвениста.)

Приведем несколько иллюстраций, доказывающих тезис французского ученого. В языках существует разряд слов, кото­рый строится вокруг обозначения говорящим самого себя, т.е. с я в центре. См., например, следующий ряд слов в современном русском языке: я — мой — по-моему — у меня (= здесь) — сей­час ( = в то время, когда я здесь). Существуют такие структуры предложений, которые свидетельствуют о присутствии в ситуа­ции человека, хотя он и не назван: За стеной пели; Вдоме шум. Предполагается, что соответственно по другую сторону стены или дома есть хотя бы один человек, который слышит пение или шум.

Человек, далее, конституирует себя и втексте. Ср. два из* вестных текста «о клене» (приводим фрагменты):

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?


Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.<...>

(С.Есенин)

И

Осенний мир осмысленно устроен

И населен.

Войди в него и будь душой спокоен,

Как этот клен.

...Не забывай, что выпрямится снова,

Не искривлен,

Но умудрен от разума земного

Осенний клен

(Н. Заболоцкий).

Каждый из авторов предстает своеобразно: эти способы кон-ституирования обычно описывают в терминах «лирический ге­рой», «образ автора» и др.

Соотношение «человек и текст»: текст создается челове­ком и для человека (см. рассуждения о высказывании в главе 3). Текст «живет» в мире человеческой коммуникации. Многочис­ленные примеры превратностей этой жизни известны из исто­рии отечественной литературы. Начиная с 1970—1980-х годов в нашей стране появилась так называемая «возвращенная» лите­ратура — п р о и з в е д е н и я л и т е р а т о р о в , в т е ч е н и е д л и т е л ь н о г о вре­мени находившихся под запретом (Е. Замятина, А. Платонова, отчасти М. Булгакова, Б. Пастернака и др.); сочинения же ряда писателей, признававшиеся, например, в середине XX в. образ­цовыми, «классическими», ушли из активной жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

Филология слово практическая деятельность знание область науки Возникновение филологии как деятельности И как... Я проспал тот миг когда она проходила мимо моего... дома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
Учебное пособие Под редакцией А.И. Куляпина Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений

И как знания
Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пр

Что такое современная филология?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, оттолкнем­ся от определения филологии, сформулированного на рубеже 1960—1970-х годов С.С. Аверинцевым. С некоторыми вариаци­ями оно публиковалось в «Бол

Образования. Цели и задачи курса
«Основы филологии» Вместе с философией, историей, искусствоведением, культу­рологией, педагогикой, психологией и другими науками фило­логия образует область гуманитарных н

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения. » В каком отношении к первым филологическим профессиям на­ходится профессия учителя риторики? • Что тако

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии <...> Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филоло­гия» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означ

Русской культуры
<...> 3. Эволюция концепта 'Слово' была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о с л о в е (конечно, называть их «нау­ками» можно лишь с большой долей условности). Поск

Комплексное знание
(V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) До середины XIX в. филология сохраняет статус практиче­ски ориентированного знания и деятельности и имеет комплекс-ныйхарактер

Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии
Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала

Середина XIX - середина XX в.
В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в осн

Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии
В середине XX в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939-1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных предста

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первона­чального развития. Какие задачи различают эти три направле­ния филологии? Н

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
Глава V СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО 1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык ка

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики
<...> § 14. Теперь у нас есть некоторые основания для того, чтобы попытаться найти определение с о в р е м е н н о й р и т о р и к и . Риторика — это т е о р и я и мастерство целесо­

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета
<...> Никто не приходит в Интернет в двухмесячном возрасте и не погружается в виртуальный мир настолько, чтобы полностью утратить нужду в мире реальном и контакт с этим окружающим миром (речь

II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким
прототипом / 2 / Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоцион

Почему естественный язык является объектом современной филологии?
Естественный человеческий язык всегда был в центре вни­мания филологии. В XX в. он признается объектом филологии. Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857-1913) - одного из величайших лингви

Естественный язык как объект современной филологии
«Мы существуем... в языке и при языке», — пишет герману ский философ XX в. М. Хайдеггер (1889-1976). Именно поэт-му язык — одно из наиболее сложных и трудно определяемых науке явлений. Для

Естественный язык и другие знаковые системы
Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что я з ы к — это универсальная з н а к о в а я система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержа­

Аспекты изучения языка в филологических науках
Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понима

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему естественный язык является объектом современной филологии? Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из у

Филологии?
Текст всегда признавался объектом филологии.Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древним

Современной филологии
Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный во

Текст в мире текстов
Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов — отдельную область реально­сти, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалоги

Аспекты изучения текста в филологических науках
В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для

У. Эко. Поэтика открытого произведения
Это необходимо подчеркнуть, потому что, когда речь идет о произ­ведении искусства, наше западное эстетическое сознание требует, ч т о -бы под «произведением» понималось нечто, созданное определенно

Понятие Ьото ^ и е п » как объекта современной филологии
В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект. Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель»

Понятие творческой личности покрывает творческуюлич­ность автораи творческую личность читателя.
Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первон

Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках
В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото Ьциепз как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение термина Ьото Ьяиепз. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык - это мир лежащий между миром внешних явлений и внутренним мир0м человека». Какое значение оно

Т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости
ДИСКУРС КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ Ся Выше указывалось, что дискурс, в широком смысле слова, являет-сложным единством языковой формы, значения и д

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить
1. ГОВОРЯТ ВСЕ <...> В лингвистике недостаточно иметь теорию о языке. Ведя разго­вор о разговоре, держа речь о речи и письменно изъясняясь о письме, я нахожусь в

Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя
Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследовани

Их задачи
Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте. Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Научный дискурс традиционно привлекает к себе внимание линг­вистов." Участниками научного дискурса являются исследователи как представители научной общественности, при

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки
О НАУЧНОМ СМИРЕНИИ Не пугайтесь названия этого раздела. Я не имею в виду ваш м о -ральный облик. Я имею в виду ваш подход к источникам и к их кон­спектированию. Вы видели на приме

Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 — Филология (бакалаври­ат) введена новая учебная дисциплина — «Основы филологии». «Основы филологии» является

Текст как объект современной филологии
Текст как традиционный объект филологии. Общефилоло­гическая значимость текста на современном этапе развития фи­лологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные,

Ното ^ и е п » как объект современной филологии
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммун

Методология филологии
Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги