рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей - раздел Лингвистика, Книга ...

Книга

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.

Введение

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.

Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконапол-няемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при коротых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звукона-полняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.

Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами. В данном пособии изложены основные направления, содержание и методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, со звуками и буквами, обучению их слоговому чтению и письму печатными буквами.

В основе предложенной системы работы, направленной на профилактику дисграфий и дислексии, лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Четкое знание структуры представленных занятий и методики их проведения дает возможность каждому педагогу, творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развивать у детей стойкий интерес к занятиям, формировать понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

В приложение включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

В книге также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который может быть использован как при чтении (рассказывании, обыгрывании и т. д.) сказок, так и при выполнении игровых заданий на развитие фонематического слуха, т. к. обозначение звуков по форме и цвету соответствует общепринятому (кружки красного, синего и зеленого цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: глаза, нос, рот, «оживляющие» кружки-звуки.

На красных кружках, обозначающих гласные звуки, «рот» показывает положение губ и языка при произнесении определенного звука.

Пример использования наглядного материала. При изучении темы «Мебель» выставляются несколько картинок с изображением предметов мебели и две звуковые схемы слов, отличающихся только гласными звуками. Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова (стол, стул).

Символы гласных звуков можно использовать в работе с младшими дошкольниками. Практическая работа показала, что малыши проявляют стойкий интерес к играм с «живыми звуками» и хорошо усваивают «чтение» различных звукосочетаний гласных. Это является начальным этапом профилактики дисграфии и дислексии.

Демонстрационный материал «Живые звуки» целесообразно использовать для проведения игр, направленных на развитие внимания, памяти и активизацию мышления. Например, игра «Запиши песню звука» способствует развитию умения «записывать» символами ритмический рисунок песни; игра «Что за песня получилась» — составлению звукосочетания из заданных звуков устно и умению «записывать» их, используя символы звуков; игра «Прочти песню» — читать звукосочетания по символам и др.

Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи кор-рекционно-развивающего обучения.

Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о йотрированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) на практике без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными, изложенными в работе А. Н. Корнева «Дислексия и дисграфия у детей», 1995), но, знакомя дошкольников с этими буквами, не следует перегружать детей теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их «хитростях» будут рассказывать в школе.

От звука к букве

Основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ОНР

Наиболее эффективная форма проведения этой работы — фронтальные логопедические занятия (логопед может проводить их как с подгруппой детей, так и с… О методе коррекции путем рациональной организации детского коллектива говорил… Практическая работа в подготовительных группах показывает, что с первых занятий дети начинают ощущать себя учениками,…

Структура занятий

1. организационный момент; 2. знакомство и работа со звуком; 3. знакомство и работа с буквой;

Методика ознакомления со звуком и буквой

Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся… При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут… После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на…

Поющие звуки фонетические сказки

Предисловие для взрослых

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

o протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

o отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

o повышение звука — подниманием руки вверх;

o понижение звука — опусканием руки вниз.

Обозначение звуков

После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания.… В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных… Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости…

Сказка первая — о звуке А

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную… - А_А_ А_А_ А_А_А_.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Сказка вторая — о звуке У

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд: - У У_ У У__ У У__.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

3. Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

4. Спой все песни звука У.

5. На чем любил играть звук У? (На трубе.)

6. Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

7. Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

8. Как звук У трубил отбой?

9. Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)

Сказка третья — о звуке О

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое… Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

3. От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

4. Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

5. Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

6. На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

7. Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

Сказка четвертая — о звуке И

Иногда звук Я играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные… - Й_ И И И__, Й_ И И И__.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Как звучали песни звука И? (Игриво.)

3. Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)

4. На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)

5. Как могут звучать мелодии звука Я? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)

6. Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.)

7. Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)

8. Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)

Сказка пятая — о звуке Э

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)

7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

Сказка шестая — о звуке Ы

Звук Ы умел петь и протяжно: - Ы_ Ы_ Ы_

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)

3. Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)

4. Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

5. Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы , Ы Ы ы ы ы.)

6. На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

7. Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)

8. Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

9. Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)

10. Как всегда улыбался звук Ы?

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их… - А, У, О, И, Э, Ы.

Часть II

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали… Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали…

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки — согласные:

o мягкиесогласные обозначаются зелеными кружками,

o твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть

Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Приложения

Приложение 1 Образцы таблиц

Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами).

Таблица 1 — для чтения прямых и обратных слогов.

Таблица 2 — для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.)

Приложение 2 Игра «Эхо»

Вариант 1

Цели: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

 

[А], [У]-... [У],[А],[Ы]-...
[И], [О] - ... УА, ЫИ -...
[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО -...

Вариант 2

Цели: автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

СА—СО—СУ— ...

СУ—СА—СЫ—...

АС—ИС—УС —...

СЫ—СА—СО—СУ — ...

СУ—СО—СЫ—СА — ...

ЭС—АС—УС—ИС —...

СА—ИС—СО —...

ОС—УС—СЫ —...

СО—АС—СУ— ...

САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...

СОМ—НОС—УСЫ — ...

ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...

СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

Вариант 3

Цели: дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

ЛА—РА — ...

АЛ—АР—АЛ — ...

РЫ—ЛЫ — ...

ИЛ—УР—ОЛ — ...

РА—ЛА—РА — ...

ИЛ—АР—ЛУ — ...

ЛЫ—РЫ—ЛО — ...

РА—ИЛ—РЫ — ...

АЛ—АР — …

ОР—УЛ — ...

РЫБА—ЛУЖА — ...

ЛОДКА—РАМА — ...

РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...

ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...

КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...

АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...

РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...

РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

Приложение 3. Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха

Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

Нужное слово».

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. «Зоркий глаз» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Запоминайка».

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно… сад—сани сок—шок

Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

Скажи наоборот».

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У… 2 вариант — с твердыми согласными звуками ПА — АП АП — ПА ПО — ...(ОП) ОП—...(ПО) …

Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики

Сложи букву».

Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).

Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

Узнай букву».

Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных. «Прятки» Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались…

Приложение 4. Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что

o «Наша речь состоит из предложений.

o Предложение — это законченная мысль.

o Предложения состоят из слов.

o Слова состоят из звуков.

o Звук — то, что мы слышим и произносим.

o Буква — то, что пишем и читаем.

o Звук на письме обозначается буквой.

o Звуки бывают гласные и согласные.

o Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).

o Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

o Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

o Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

o Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Приложение 5 Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко

Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Шире всех открывает рот - звук ....

Губы трубочкой вытягивает - звук ....

На вытянутый кружок губы похожи у звука ....

Самая широкая улыбка у звука ....

Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ....

Приложение 6 Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

Приложение 7 Игры с использованием наглядного материала «Живые звуки»

Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.

Примечание. Ритм — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью (серия ударов с длинными и короткими интервалами, закономерное чередование музыкальных звуков и т. д.).

Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.

Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).

1. «Поющие звуки» — воспроизводить ритм по заданной схеме (СНОСКА: Примерные варианты ритмических схем даны ниже).

Этапы работы над каждым ритмом («песней»)

Этап 1 — пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.

Этап 2 — пропевать по схеме, отхлопывая ритм.

Этап 3 — пропевать по памяти, отхлопывая ритм.

Этап 4 — воспроизводить ритм «песни» с другим гласным звуком.

Этап 5 — воспроизводить ритмический рисунок «песни», включая в него разные гласные звуки, например: длительный звук [А], краткий звук [О].

2. «Допиши песню» — взрослый (ведущий), пропевая, начинает «записывать» ритмический рисунок, выкладывая первую серию кружков-звуков (символов), а ребенок, пропевая, продолжает «запись» одной или несколькими сериями.

3. «Послушай и запиши» — взрослый (ведущий) пропевает мелодию (ритм), а ребенок, используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок «песни».

4. «Угадай мелодию («песню»)» — на доске или столе «записи» 2—3 ритмических рисунков — взрослый (ведущий) пропевает мелодию, а дети должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».

5. «Сочини мелодию («песню»)» — детям предлагается сочинить «песню» с любым гласным звуком (звуками), «записать» ее ритмический рисунок, используя символы звуков, пропеть мелодию (воспроизвести ритм).

Варианты ритмических схем («песен»)

Приложение 8 Секреты одной игры

«Ветерок»

Цели: учить дуть, вытягивая губы трубочкой, не раздувая щеки; развивать плавный, длительный выдох; развивать тактильную чувствительность.

Варианты игры

o «Ветерок дует в ямку» — дуть в середину ладони: сначала одной руки, затем другой руки и двух соединенных рук (в« большую ямку »).

o «Ветерок дует на листики (снежинки)» — дуть на пальцы — «листики летят» — шевелить пальцами.

o «Ветерок дует вдоль дорожки» — дуть на ладонь, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев.

o «Ветерок скатывается с горки» — дуть на тыльную сторону кисти, ведя воздушной струей от запястья к кончикампальцев.

o «Ветерок-художник» — рисовать на кистях рук воздушной струей любые линии и фигуры (горизонтальные, вертикальные; круги, квадраты, треугольники; шарики, домики и т. д.).

Примечание. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения при выполнении заданий, взрослому самому следует подуть на детские руки, т. е. показать образец действий.

Дуя на собственные руки, ребенок получает возможность чувствовать воздействие на кожу и контролировать направление и силу воздушного потока. Возникает обратная связь, что в конечном итоге приводит к более качественному результату работы.

Развивая тактильную чувствительность, как правило, используют предметы, оказывающие сильное раздражающее воздействие на кожу рук (щетки, различные «колючки»). Но попробуйте просто подуть на свою ладонь, провести выдыхаемой воздушной струей по пальцам, и, как ни странно, все ваше внимание будет направлено на улавливание прикосновения легкого воздушного потока, охлаждающего и слегка щекотящего кожу, губы сами собой вытянутся в «трубочку», и воздух при этом не будет раздувать щеки.

Игры с «Ветерком» дают возможность развивать длительный, направленный выдох, тактильную чувствительность, поддерживать интерес к игровым действиям без дополнительного наглядного материала.

Литература

1. Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.

3. Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.

5. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

 

– Конец работы –

Используемые теги: АЛЕКСАНДРОВА, Живые, звуки, Фонетика, дошкольников, Учебно-методическое, пособие, логопедов, воспитателей0.14

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учебно-методическое пособие КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по физике Учебно-методическое пособие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Ростовский государственный строительный университет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

Культурология. Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию... Кафедра философии биоэтики и культурологии...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
У МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Технологический институт Федерального государственного...

Учебно-методическое пособие к написанию рефератов по технологии лекарств аптечного, промышленного производства и биофармации
ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ... Учебно методическое пособие к написанию рефератов по технологии лекарств аптечного промышленного производства и биофармации...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Системный анализ в логистике
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ...

Что составляет предмет фонетики. В чем заключается различие между фонетикой и фонологией
Устная речь Письменная речь Литературное произношение Владение... Ассимиляция и е виды... Консонантная и вокалическая ассимиляция...

Белоусова А.В., Белоусова А.А. Страхование Учебно-методическое пособие для студентов
высшего профессионального образования... Южный институт менеджмента... Белоусова А В Белоусова А А...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по изучению учебной дисциплины Психология аддиктивного поведения профессионального направления подготовки
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... им В И ВЕРНАДСКОГО... ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ...

Орфоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция
Орфоэпия как раздел науки о языке... Орфоэпические нормы русского языка... Словесное и логическое ударение...

0.046
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам