рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А.Н. Афанасьев и школа сравнительной мифологии

А.Н. Афанасьев и школа сравнительной мифологии - раздел Лингвистика, Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ Размышления Другого Видного Ученого Xix Века, Принадлежав­Шего К Направлению ...

Размышления другого видного ученого XIX века, принадлежав­шего к направлению «младшие мифологи» (школа сравнительной мифологии), А.Н. Афанасьева, о творческом потенциале языка, его влиянии на мышление человека и его поэтическое творчество, о единстве языка, мифологии и народной поэзии лежали в том же рус­ле, что и идеи Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни и А.А. Котляровского. «Мысль о влиянии языка на происхождение различных верований, - писал Афанасьев в статье «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (1853), - уже достаточно указана и пояснена во многих сочинениях современных ученых. Теперь вопрос стоит в приложении ее к объяснению тех уцелевших в народе более или ме­нее загадочных преданий, которые могут быть поняты не иначе, как при посредстве филологии» (Афанасьев, 1996, 201).

Основные свои теоретические и методологические установки Афанасьев сформулировал в первой главе «Поэтических воззрений славян на природу» («Происхождение мифа, метод и средства его изучения»): «Богатый и, можно сказать, единственный источник раз­нообразных мифических представлений есть живое слово человече­ское, с его метафизическими и созвучными выражениями...».

Соотношение слова и мифа (верования) - одна из сквозных тем в ранних статьях Афанасьева. Вслед за Ф.И. Буслаевым Афанасьев по­лагает, что слово и миф зарождаются в доисторический период со­вместно, связанные друг с другом, как содержание и форма (Налепин, 1986, 17-18). Такая исходная посылка была плодотворной во многих отношениях: она побуждала обратиться к диалектной лексике и фра­зеологии, настраивала на осмысление их внутреннего образного со­держания, привлекала внимание к творческому аспекту речевой дея­тельности и поэтической функции языка.

Само созидание языка рисуется Афанасьевым как акт художест­венного творчества. «Еще до сих пор в наших областных наречиях и в памятниках устной народной словесности слышится та образность выражений, которая показывает, что слово для простолюдина не все­гда есть только знак, указывающий на известное понятие, но что в то же время оно живописует самые характеристические оттенки предме­та и яркие, картинные особенности явления». Судя по примерам которые приводит Афанасьев, речь идет о словах с прозрачной внут­ренней формой, явными словообразовательными связями и нестертой образностью (каркун - ворон, лепета - собака и т.п.). Такие слова представляют собой как бы миниатюрные художественные произве­дения. Согласно гипотезе, принимаемой Афанасьевым, слово изна­чально имело образный характер и было, с точки зрения своего со­держания, метафорой. «...Простой человек менее всего способен к отвлеченному созерцанию, - справедливо отмечает ученый, - ему не­обходим наглядный, пластический образ; оттого все языки первобыт­ных народов, стоящих на низших ступенях человеческого развития, исполнены обилием метафор» (Афанасьев, 1996, 107). В некотором противоречии с утверждениями об исконной метафорической приро­де слова и об изначальном единстве слова и мифа находится концеп­ция двух периодов в развитии языка, принимаемая Афанасьевым вслед за И.И. Срезневским и Ф.И. Буслаевым.

Афанасьев пошел дальше своих предшественников в том смыс­ле, что попытался распространить их теорию с языка на мифологию. Если исходить из того, что «в древнейший доисторический период, когда рождается слово, рождается и взгляд народа на себя и на при­роду», то становится «ясна связь развития языка с развитием мифов (Афанасьев, 1996, 104). Рождаясь и глубокой древности доисториче­ского периода, верования народные позже необходимо извращаются, ибо с нарушением правильного строя языка нарушается и правильное развитие народных понятий (там же, с. 105). Итак, исконный смысл мифов затемняется в народном сознании подобно тому, как затемня­ется в языке исконный смысл корней, и мифолог идет в принципе тем же путем, что и этимолог, отыскивающий затерянное в глубине веков значение того или иного корня.

Таким образом, именно ученые-мифологи ввели в науку о на­родной словесности сравнительно-исторический метод, признали ор­ганическую связь языка, мифологии и фольклора, выявили коллек­тивную природу народно-поэтического творчества. Для современного осмысления мифологической школы основополагающее значение имеют работы А.И. Баландина (см: «Мифологическая школа в рус­ской фольклористике: Ф.И. Буслаев» (1988)).

Д.К. Зеленин (этнологическое направление в фольклористике)

в работах, посвященных проблемам этнографии, активно использовал диалектологический и фольклористический материал. Н.И. Толстой и С.М. Толстая по этому поводу пишут следующее: «...по сути дела не было ученого-диалектолога наряду с ученым-этнографом, не было различных задач и методов исследования, не было гетерогенного ма­териала. Был один ученый широкого профиля с одной научной мето­дологией и с одним комплексом нечленимых научных задач, касаю­щихся этногенеза и глоттогенеза восточных славян (прежде всего - великорусов), для разработки которых одинаково важен как собст­венно этнографический, так и диалектологический материал» (Тол­стой Н.И., Толстая С.М., 1979, 82).

Зеленин, который осознавал себя не только фольклористом, но и этнографом (фольклорист-этнограф), по сути дела является основате­лем нового, этнологического направления в изучении устной поэзии. Устно-поэтические произведения для ученого-этнографа были лишь средством постижения лингвистических особенностей говора. Кон­статируя, что основным материалом для выявления диалектологиче­ской картины Яранского уезда была речь старых женщин, собиратель в то же время подчеркивал: «Вторым средством при изучении мест­ных говоров служило для меня записывание народных песен». В пес­нях Д.К. Зеленина интересовали, в первую очередь, старинная лекси­ка и обороты речи, фонетические особенности диалекта, «законсер­вированные» в фольклоре.

Д.К. Зеленин первый в русской науке поворачивает фольклори­стику лицом к обряду. По его мысли, не только слово, не только вер­бальный аспект, но и действо, обряд должны стать предметом «ми­фологии» (Иванова, 1993, 158).

Чтобы оттенить своеобразие подхода Зеленина к проблемам на­родной культуры, К.В. Чистов указывает, например, что в таких клас­сических трудах по славянской этнографии, как «Славянские древно­сти» Л. Нидерле и «Народная культура славян» К. Мошиньского главной целью была реконструкция общеславянских древностей. Д.К. Зеленин же в «Очерках русской мифологии» и в своем знаменитом труде «Russische (Ostslavische) Volkskunde)» акцентировал внимание на синхронной характеристике традиционной культуры. Н.И. Толстой и С.М. Толстая, которых считают ближайшими последователями Д.К. Зеленина, также отмечают главным в его работах обращение к совре­менным фактам (метод ретроспекции, «пятиться назад вглубь исто­рии... от нового к старому, исчезнувшему») (Зеленин, 1916).

Единый этнографический и лингвистический подход к диалект­ной лексике, намеченный в работах Зеленина, в 1970-1980-е годы развился в самостоятельное направление фольклористики - этнолин­гвистику.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ

Введение... Глава I СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А.Н. Афанасьев и школа сравнительной мифологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этнолингвистика как наука, ее предмет, методы и основные направления
  Этнолингвистика, этносемантика, антрополингвистика, лингвис­тическая антропология и т.д. - существуют различные толкования этой науки. Изначально «этнолингвистика» понималась только

Этнолингвистика и этнография
Среди названных нами наук особенной близостью к этнолингви­стике отличается этнография, поскольку наука этнолингвистика обра­зовалась на стыке этнографии и лингвистики и изучает взаимоотно­шение ме

Этнолингвистика и фольклористика
Этнолингвистику можно определять и воспринимать двояко: в широком плане и в плане суженном, конкретизированном или спе­циализированном. В связи с «широким» и «узким» пониманием этно­лингвистики уме

Этнолингвистика и мифология
Несколько отличная ситуация наблюдается в случае соотноше­ния языка и мифологии. Известно, что мифологические элементы пронизывают фольклорное творчество народа, являются основой на­родной художест

Этнолингвистика и этнопсихология
Весьма важное значение для этнолингвистических исследований имеет взаимосвязь этнолингвистики и этнопсихологии. Язык как фак­тор речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии

Этнолингвистика и этнопедагогика
Известно, что педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней и с помощью народного языка. Поэтому этнолингвистика (как наука о народном языке) является интегрир

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2002. («Библиотека Института

Дополнительная
1. Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. - 1985. -№ 15. 2. ВежбщкаяА. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Волков Г.Н. Этнопедагогика

Основные (базовые) понятия этнолингвистики
Этнолингвистику интересует роль языка в формировании и функционировании народной культуры, народной психологии и на­родного творчества. Вначале уместно будет уточнить ряд понятий, без осмы

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Вежбщкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Вопросы этнической психологии. - Нальчик, 1979

Дополнительная
1. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «нацио­нальный характер». - М., 1973. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечеств

История развития этнолингвистической проблематики в отечественной гуманитарной науке
Эта тема очень сложная и важная для осознания истоков этно­лингвистической мысли, развития этнолингвистического направле­ния. Из всего материала выделим основные направления и тех уче­ных в отечест

А. А. Потебня и харьковская лингвистическая школа
А.А. Потебня (1835-1891), как и Ф.И. Буслаев, использовал язык как исторический источник; они показали, что на основании языко­вых данных, возможно, реконструировать и конкретные тексты или предста

Н.И. Толстой и московская этнолингвистическая школа
Академик Н.И. Толстой (1928-1996), будучи славистом с не­обычайно широкими профессиональными интересами и свободно общаясь с материалом, относящимся к любой конкретно этнической славянской традиции

Основная
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Т. 1-3. М., 1865-1869. 2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. 3. Гумбольдт В.

Дополнительная
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды. - М., 1963. Т. 2. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народ

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесн

Дополнительная
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - Л., 1993. 3. Винокур Г.О. Избранные работы по русс

Взаимосвязь языка и культуры
На современном этапе развития наук, особенно в области гума­нитарных знаний, доминирующим становится антропоцентрический подход к анализу языковых фактов. Язык неотделим от повседневной жизни индив

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М.,1994. 2. Буркхарт Ф. Язык, социальное поведение и культура // Образ мира в слове и ритуале. - М

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. 2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998.

Язык и этнос. Язык в концепциях этногенеза. Чувство родного языка и национальное самосознание
Этнолингвистика изучает язык в аспекте его соотношения с эт­носом (язык: этнос). Язык считается основным, ярчайшим и устой­чивым показателем этноса. Ему сопутствуют другие, исторически менее стабил

Язык в концепциях этногенеза
Многие исследователи подчеркивают роль языка в этногенезе, однако на этот счет существуют достаточно противоречивые выска­зывания и мнения. Широкий резонанс получила теория возникнове­ния этноса, п

Чувство родного языка и национальное сознание
Яркий пример проявления этнического характера языка - так на­зываемое чувство родного языка. У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием. В.В. Виноградов писал: «Во­прос о

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка сис­темная лексикография. - Т. 2. - М., 1995. 2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. 3.

Язык и менталитет народа
К понятию «менталитет» часто обращаются этнологи, фолькло­ристы, этнографы, этнопсихологи, этнолингвисты. Но подобно тому, как определение этноса вообще и конкретного этноса в особенности не может

Русский язык и менталитет народа
Этническое своеобразие проявляется во всем: в том, как люди работают, отдыхают, едят, как говорят в различных обстоятельствах и т.д. Например, считается, что важнейшая черта русских - коллек­тив

Основная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет//Традиционная культура. науч. альманах. -2001. -№2. -С. 11-17. 2. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинен

Дополнительная
Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - М., 1993. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. - Т.2. - М., 1982.   Гумбольдт В.

Язык как вербальный код культуры
Этнолингвистика рассматривает язык не только как составную и неотъемлемую часть культуры, как продукт культуры, но язык как вербальный код культуры,с помощью которого и обряде, рит

Специфические аспекты фольклорного слова
(Используется материал из книги А.Т. Хроленко «Семантика фольклорного слова») 1. Оценочность фольклорного слова. Народно-поэтическое слово не только строит фольклорный мир, но и о

Основная
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного ка­лендаря. Весенне-летний цикл. - М: Индрик, 2002. 2. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей:

Дополнительная
  1. Агапкина Т.А. Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Образ мира в слове и ритуале. - М, 1992. 2. Байбурин А.К. Жилище в об

Этнолингвистический аспект русской фразеологии
Богатство языка - это богатство и его фразеологии, т.е. ее выра­зительных и образных присловий, оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими словами лежит целый мир, историческая эпоха -

Основная
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория сло­ва. - М, 1980. 2. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: Избранные работы. - М., 1977.

Дополнительная
1. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объяс­ненные. - М., 1954. 2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Русский язык как феномен нацио­нальной культуры // Рус

Словари
1. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Эксмо-Пресс ННН, 2002. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. 3. Славянские древности:

Основная
1. Абаев В.И. Язык и мышление. - М., 1948. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бердяев Н. Судьба России: Сочинения

Дополнительная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет // Научный альманах. Традиционная культура. - 2001. - №2 (4). - С. 11-17. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной я

Тестирование по теме
«Этнолингвистический аспект русской фразеологии»   Как известно, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. (Например, красная девица, бить баклуши и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги