Этнолингвистика и этнография

Среди названных нами наук особенной близостью к этнолингви­стике отличается этнография, поскольку наука этнолингвистика обра­зовалась на стыке этнографии и лингвистики и изучает взаимоотно­шение между этносом и языком во всем его многообразии.

Эта генетическая связь прослеживается из истории вопроса. Ко­гда на смену старой лингвистики, изучавшей только памятники пись­менности, языковеды второй половины XIX века выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов, с чем было связано собирание фольклора и изучение быта носителей того или иного языка или диа­лекта, - возникла связь лингвистики с этнографией. Уже в 40-х годах XX века ученые вводят в оборот термин «этнолингвистика»: этно­лингвистика - это наука о языке определенного народа.

В этнографии же (с греч. «народоописание»; наука о народах; наука о быте и культуре народов) большое место уделяется вопросам языковой классификации, происхождению народов (этногенезу), ти­пам этнических общностей внутри разных социально-экономических формаций (племена, народности, нации), а также вопросам этнодемографии. Предмет этнографии - это народы, этносы, их этническая ис­тория, образ жизни, характерные черты культуры этих народов, их происхождение (этногенез). В предметной области этнография пересекается с этнолингвистикой, которая, в свою очередь, изучает язык в его соотношении с этносом, место и роль языка в обществе.

При изучении картины мира, отраженной в языке народа, весьма эффективными являются методы теории семантического поля и идео­графических классификаций лексики, достаточно глубоко разрабо­танные в современной лингвистике. В то же время в исследованиях этнографов накоплен солидный фонд методологических принципов, основ и приемов описания истории традиционной материальной и духовной культуры.

Этнолингвистику и этнографию роднит уже сам подход к народ­ной культуре. Этнограф избирает предметом своего анализа те или иные объекты из области материальной и духовной культуры, кото­рым в языке соответствуют отдельные слова и лексико-семантические группы слов. Например, если этнограф изучает одеж­ду и обувь, то этнолингвист анализирует лексико-семантические группы названий одежды и обуви.

Теснее всего этнолингвистика соприкасается с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, ут­вари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремесел. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится много сведений о народной жизни: раскрывая смысл диа­лектных слов и диалектных значений общеупотребительных слов, словарь сообщает о тех вещах и понятиях, которые бытуют в народе.

Связь этнолингвистики как одной из отрасли языкознания с эт­нографией проявляется не только в изучении материальной культуры, но и классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания.

Этнолингвистика (союз этнолингвистики с этнографией) может помочь решить такие проблемы, как какие реальные или «этнографи­ческие» признаки отражены языком, а какие и где не отражены, рас­крыть понятие территориального культурного диалекта и многое дру­гое.

Этнолингвистика и этнология (этническая история)

Этнолингвистика - научная дисциплина на стыке этнологии и лингвистики, изучающая взаимоотношения этнической культуры и языка.

К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний. К числу наиболее близких к нашему предмету исследований принадлежат следую­щие: вопросы этногенеза и антропофизического развития народов (этническая антропология); социальные аспекты развития и функ­ционирования этнических групп, их идентичности, типы взаимодей­ствия этнических групп (этническая социология), этническое само­сознание, этническая география и др. Этнолингвистика приближается по своему предмету и целям исследования к этнологии и занимается исследованиями функционирования языка как одной (хотя и весьма специфичной) из культурных подсистем, способной поставлять ин­формацию о прочих, т.н. «этнознание».

Н.И. Толстой отмечает, что в славистике до сих пор нет ни одно­го описания истории языка, сочетающейся с этнической историей его носителей, хотя в свое время было выполнено немало подготовитель­ных работ. В русском языкознании к таковым относились исследова­ния А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, Е.Ф. Будде, Д.К. Зеленина, И.Н. Дурново, а во второй половине XX века исследования М.В. Витова, О.Н. Трубачева, В.Н. Топорова и др.

Неблагополучную ситуацию в этой области может положительно изменить этнолингвистический подход к материалу, требующий па­раллельного, точнее, единовременного и единосущного рассмотрения развития языка и этнического развития его носителей, процессов дивергенции и конвергенции языка и этноса, проблем диалектного чле­нения языка и географического (и социального) членения этноса с учетом общности или различий исторических судеб народов, племен и этнических групп - носителей комплекса языковых и этнических черт.

Связь этнолингвистики с этнической историей понятна, посколь­ку история языка является частью истории народа.

Связь этнолингвистики и истории двусторонняя: данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений язы­ка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение (этногенез) народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории и др.

Этнолингвистика оперирует исторически значимыми данными, обращаясь к «живой истории», «живой старине». Этнолингвистика включает в себя диалектологию, язык фольклора и часть истории языка, связанную с исторической диалектологией и культурной и эт­нической историей народа.

На базе археологических материалов возможно выделение ареа­лов бытования тех или иных народов, а язык, фольклор, устная речь, памятники письменности являются важным историческим источни­ком.

Изучение этнических культур в наши дни основывается на мето­дах этнографического и исторического анализа, социологии, дости­жения структурной лингвистики. Культура при этом рассматривается как система символов и значений, которая требует своей интерпрета­ции и объяснения. При таком методологическом подходе старые эво­люционные теории культуры постепенно вытесняются новыми кон­структивными концепциями.

Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в фольклоре, в воспитании детей, в одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнего места и, конечно, в языке.

В формировании каждой этнической культуры важную роль иг­рает язык этноса, который способствует, прежде всего, формирова­нию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящи­ми на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонима­ние и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И, наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы.