Язык и этнос. Язык в концепциях этногенеза. Чувство родного языка и национальное самосознание

Этнолингвистика изучает язык в аспекте его соотношения с эт­носом (язык: этнос). Язык считается основным, ярчайшим и устой­чивым показателем этноса. Ему сопутствуют другие, исторически менее стабильные и изменяющиеся признаки - признаки единства территории, культуры, этнического (национального) самосознания, государственного образования, хозяйственного (экономического) ареала, социального организма, наконец, антропологического типа.

Судьба языка и судьба этноса всегда были тесно связаны, поэто­му без обращения к этнической истории носителей языка нельзя себе представить «экстралингвистический штудий» по конкретным язы­кам (Толстой, 1995, 34). Однако структура этноса в большей мере, чем структура языка, изменчива исторически и связана с социально-экономическими и государственно-политическими процессами и преобразованиями, оказывающими серьезное воздействие на соотно­шение язык: этнос.

Язык, будучи важнейшим средством общения людей, служит не­обходимым условием возникновения этнической общности - истори­чески возникшего вида устойчивой социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией. «...Этнической общностью в самом широком смысле слова можно считать всякую осознанную культурно-языковую общность, сложившуюся на опре­деленной территории, среди людей, находящихся между собой в ре­альных социально-экономических отношениях» (Арутюнов, Чебоксаров, 1972, 10). Идентификационными признаками этноса являются расовая принадлежность, цвет кожи, географическое происхождение, язык, обычаи и религия.

Известно, что народность формируется как языковая группа. «...Народ и язык один без другого представлен быть не может» (Срез­невский, 1959, 16). Именно поэтому названия народа и языка совпа­дают. «Двунадесять языков» - это множество народов. Полагают, что среди четырёх составляющих национальное самосознание - (1) этни­ческое, (2) культурное, (3) языковое и (4) религиозное - доминант­ным признаком этноса является язык. Существует мнение известного культуролога П.М. Бицилли о том, что народы меняют свои учрежде­ния, свои нравы и обычаи, даже свою религию, даже своё местожи­тельство, всё - кроме языка (Нерознак, 1994, 17-18). «Язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом» (ФЭС, 1998,554).

Вызывает теоретические споры положение о том, что важней­шим признаком нации является язык. Нация является «духовной формой человечества, имеющей языковую определенность» (Гум­больдт, 1984, 67). Язык - главное условие возникновения этнической общности. Будучи основой общественного существования народа, он сплачивает людей, а благодаря своей осмысленности, принимает их в свою область, служит этносу и в значительной мере определяет его (Костомаров, 1995, 49). Утрата народом своего языка приводит к ис­чезновению этого народа как целого, как этноса. Если язык неотъем­лемая часть этноса, проследим, какова его роль в этногенезе (проис­хождении народов).