рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувство родного языка и национальное сознание

Чувство родного языка и национальное сознание - раздел Лингвистика, Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ Яркий Пример Проявления Этнического Характера Языка - Так На­Зываемое Чувство...

Яркий пример проявления этнического характера языка - так на­зываемое чувство родного языка. У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием. В.В. Виноградов писал: «Во­прос о силе и могуществе, выразительности и красоте родного языка в общественном сознании ХVI-ХVIII веков стал неотделим от идеи независимости, социально-политического процветания и широкого влияния русского народа. Любовь к родному языку сливалась с лю­бовью к родине. Передовые люди нашей страны горячо боролись за чистоту и величие российского слова, признав его важнейшим факто­ром национального самосознания, духовного развития нации (напри­мер, протопоп Аввакум, Петр Первый и др.)» (Виноградов, 1961, 15).

Чрезвычайная привязанность человека к родному языку объясня­ется и тем, что у каждого народа существуют неповторимые ассоциа­ции образного мышления, обусловленные своеобразным наполнени­ем каждого слова языка. Они закрепляются в языковой системе и со­ставляют национальную специфику. Этническое самосознание лич­ности базируется прежде всего на родном языке. В этом отношении интересен пример с В.И. Далем. Сын датчанина и немки, он всю соз­нательную жизнь считал себя русским. «Ни прозвание, ни вероиспо­ведание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежно­стью той или иной народности... Кто на каком языке думает, тот к такому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», - писал созда­тель знаменитого «Толкового словаря».

Существует, однако, и противоположное мнение, например, оценка русского поэта Серебряного века Максимилиана Волошина другим поэтом Мариной Цветаевой: «Француз культурой, русский душой и словом, германец - духом и кровью» (цит. по: Маковский, 1990, 150).

Утрата народом своего языка приводит к исчезновению этого народа как целого, как этноса. Обратимся к прекрасным словам К.Д. Ушинского, посвященным великому русскому языку: «...в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. В со­кровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических собы­тий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой жиз­ни, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохра­няет в народном слове... Когда исчезает народный язык, - народа нет более» (Ушинский, 1957).

Если язык - сердцевинная часть культуры, то заинтересованное постижение родного языка — самый эффективный путь к овладению фундаментальной частью национальной культуры. Русский философ И.А. Ильин в программной статье «Путь духовного обновления» ут­верждал, что пробуждение самосознания и личностной памяти ребен­ка необходимо совершать на его родном языке, причем важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, а тот, на котором обраща­ются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внут­ренние состояния. Язык, - полагает философ, - вмещает в себе таин­ственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Завершается ста­тья своеобразной педагогической рекомендацией: «...В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, празд­ники, большие обмены мнений - должны протекать по-русски» (Иль­ин, 1994,227).

В статье «О первоначальном преподавании русского языка» од­ной из важных задач К.Д. Ушинский ставит ознакомление детей с сокровищами русского языка, с народной поэзией (былинами, сказ­ками и т.п.). Великий педагог считал, что, вводя ребенка в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, на­родной жизни, в область народного духа. Вот почему, передавая де­тям какое-нибудь произведение народной словесности или его лите­ратуры, мы только тогда вводим ребенка в обладание формами на­родного языка, если действительно уясняем ему ту мысль и то чув­ство, которые в них выразились, в то же время вводим его через формы языка в понимание народной жизни, народной поэзии, на­родной логики. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, ребенок действительно овладевает этой формой и в этой форме получает ключ к сокровищнице народного духа.

В.А. Сухомлинский основным средством воспитания тоже счи­тает родное слово: «Язык - духовное богатство народа».

В.А. Сухомлинский постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои запове­ди, свою любовь к родному краю и, прежде всею -- любовь к родно­му языку».

Духовное единство подрастающего поколения с народом обес­печивается посредством родного языка, «...от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя кото­рому - народ, его неумирающий язык, его культура, слава его мно­гочисленных поколений, которые почивают на кладбищах, и буду­щее тех, которые родятся. Через посредство слова ребенок стано­вится сыном народа» (В.А. Сухомлинский). Думается, здесь напря­мую высказывается мысль о взаимосвязи ценностного отношения к русскому языку и воспитании чувства патриотизма, гражданствен­ности у подрастающих поколений.

Язык народа является драгоценным хранилищем его историче­ских судеб, трагедий и комедий, побед и поражений, радости и сча­стья, сомнений и надежд его носителей.

Ведь родной язык - это система, которую в норме человек усваи­вает с младенчества вместе и параллельно со становлением мысли­тельной способности. Воспитанные поистине с «молоком матери» мыслительная и языковая системы осознаются человеком и всем эт­носом как единственно правильные, даже единственно возможные.

Язык - это сложнейшая система значений и отношений, предпи­саний и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции вре­мени и пространства.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее пол­ноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая родной язык, приобщается через него к культурному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепри­нятым народом оценкам, культурно-нравственным ценностям.

С помощью родного языка человек осознает самого себя и свое место в мире, посредством языка он живет, мыслит, творит. И как подтверждение слова К.Д. Ушинского, который убедительно показал значение языка для развития умственных способностей человека. Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоцио­нальной сферы ребенка, становления творческой личности, способ­ной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценно­сти. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, вос­питания любви и уважения к родному народу, чувство гордости за его вклад в общечеловеческую культуру. Вместе с тем язык является ре­альной основой полноценного интернационального воспитания. Бо­гатый многофункциональный родной язык способствует нравствен­ному здоровью нации, бодрости духа, уверенности его носителей в своем будущем. Девиз Н.К. Рериха - «мир через культуру», а нам ви­дится основной путь развития и сохранения родного языка по форму­ле: «Культура через язык и язык через культуру».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ

Введение... Глава I СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувство родного языка и национальное сознание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этнолингвистика как наука, ее предмет, методы и основные направления
  Этнолингвистика, этносемантика, антрополингвистика, лингвис­тическая антропология и т.д. - существуют различные толкования этой науки. Изначально «этнолингвистика» понималась только

Этнолингвистика и этнография
Среди названных нами наук особенной близостью к этнолингви­стике отличается этнография, поскольку наука этнолингвистика обра­зовалась на стыке этнографии и лингвистики и изучает взаимоотно­шение ме

Этнолингвистика и фольклористика
Этнолингвистику можно определять и воспринимать двояко: в широком плане и в плане суженном, конкретизированном или спе­циализированном. В связи с «широким» и «узким» пониманием этно­лингвистики уме

Этнолингвистика и мифология
Несколько отличная ситуация наблюдается в случае соотноше­ния языка и мифологии. Известно, что мифологические элементы пронизывают фольклорное творчество народа, являются основой на­родной художест

Этнолингвистика и этнопсихология
Весьма важное значение для этнолингвистических исследований имеет взаимосвязь этнолингвистики и этнопсихологии. Язык как фак­тор речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии

Этнолингвистика и этнопедагогика
Известно, что педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней и с помощью народного языка. Поэтому этнолингвистика (как наука о народном языке) является интегрир

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2002. («Библиотека Института

Дополнительная
1. Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. - 1985. -№ 15. 2. ВежбщкаяА. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Волков Г.Н. Этнопедагогика

Основные (базовые) понятия этнолингвистики
Этнолингвистику интересует роль языка в формировании и функционировании народной культуры, народной психологии и на­родного творчества. Вначале уместно будет уточнить ряд понятий, без осмы

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Вежбщкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Вопросы этнической психологии. - Нальчик, 1979

Дополнительная
1. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «нацио­нальный характер». - М., 1973. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечеств

История развития этнолингвистической проблематики в отечественной гуманитарной науке
Эта тема очень сложная и важная для осознания истоков этно­лингвистической мысли, развития этнолингвистического направле­ния. Из всего материала выделим основные направления и тех уче­ных в отечест

А. А. Потебня и харьковская лингвистическая школа
А.А. Потебня (1835-1891), как и Ф.И. Буслаев, использовал язык как исторический источник; они показали, что на основании языко­вых данных, возможно, реконструировать и конкретные тексты или предста

А.Н. Афанасьев и школа сравнительной мифологии
Размышления другого видного ученого XIX века, принадлежав­шего к направлению «младшие мифологи» (школа сравнительной мифологии), А.Н. Афанасьева, о творческом потенциале языка, его влиянии на мышле

Н.И. Толстой и московская этнолингвистическая школа
Академик Н.И. Толстой (1928-1996), будучи славистом с не­обычайно широкими профессиональными интересами и свободно общаясь с материалом, относящимся к любой конкретно этнической славянской традиции

Основная
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Т. 1-3. М., 1865-1869. 2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. 3. Гумбольдт В.

Дополнительная
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды. - М., 1963. Т. 2. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народ

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесн

Дополнительная
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - Л., 1993. 3. Винокур Г.О. Избранные работы по русс

Взаимосвязь языка и культуры
На современном этапе развития наук, особенно в области гума­нитарных знаний, доминирующим становится антропоцентрический подход к анализу языковых фактов. Язык неотделим от повседневной жизни индив

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М.,1994. 2. Буркхарт Ф. Язык, социальное поведение и культура // Образ мира в слове и ритуале. - М

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. 2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998.

Язык и этнос. Язык в концепциях этногенеза. Чувство родного языка и национальное самосознание
Этнолингвистика изучает язык в аспекте его соотношения с эт­носом (язык: этнос). Язык считается основным, ярчайшим и устой­чивым показателем этноса. Ему сопутствуют другие, исторически менее стабил

Язык в концепциях этногенеза
Многие исследователи подчеркивают роль языка в этногенезе, однако на этот счет существуют достаточно противоречивые выска­зывания и мнения. Широкий резонанс получила теория возникнове­ния этноса, п

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка сис­темная лексикография. - Т. 2. - М., 1995. 2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. 3.

Язык и менталитет народа
К понятию «менталитет» часто обращаются этнологи, фолькло­ристы, этнографы, этнопсихологи, этнолингвисты. Но подобно тому, как определение этноса вообще и конкретного этноса в особенности не может

Русский язык и менталитет народа
Этническое своеобразие проявляется во всем: в том, как люди работают, отдыхают, едят, как говорят в различных обстоятельствах и т.д. Например, считается, что важнейшая черта русских - коллек­тив

Основная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет//Традиционная культура. науч. альманах. -2001. -№2. -С. 11-17. 2. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинен

Дополнительная
Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - М., 1993. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. - Т.2. - М., 1982.   Гумбольдт В.

Язык как вербальный код культуры
Этнолингвистика рассматривает язык не только как составную и неотъемлемую часть культуры, как продукт культуры, но язык как вербальный код культуры,с помощью которого и обряде, рит

Специфические аспекты фольклорного слова
(Используется материал из книги А.Т. Хроленко «Семантика фольклорного слова») 1. Оценочность фольклорного слова. Народно-поэтическое слово не только строит фольклорный мир, но и о

Основная
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного ка­лендаря. Весенне-летний цикл. - М: Индрик, 2002. 2. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей:

Дополнительная
  1. Агапкина Т.А. Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Образ мира в слове и ритуале. - М, 1992. 2. Байбурин А.К. Жилище в об

Этнолингвистический аспект русской фразеологии
Богатство языка - это богатство и его фразеологии, т.е. ее выра­зительных и образных присловий, оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими словами лежит целый мир, историческая эпоха -

Основная
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория сло­ва. - М, 1980. 2. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: Избранные работы. - М., 1977.

Дополнительная
1. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объяс­ненные. - М., 1954. 2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Русский язык как феномен нацио­нальной культуры // Рус

Словари
1. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Эксмо-Пресс ННН, 2002. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. 3. Славянские древности:

Основная
1. Абаев В.И. Язык и мышление. - М., 1948. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бердяев Н. Судьба России: Сочинения

Дополнительная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет // Научный альманах. Традиционная культура. - 2001. - №2 (4). - С. 11-17. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной я

Тестирование по теме
«Этнолингвистический аспект русской фразеологии»   Как известно, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. (Например, красная девица, бить баклуши и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги