рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Язык и менталитет народа

Язык и менталитет народа - раздел Лингвистика, Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ К Понятию «Менталитет» Часто Обращаются Этнологи, Фолькло­Ристы, Этнографы, Э...

К понятию «менталитет» часто обращаются этнологи, фолькло­ристы, этнографы, этнопсихологи, этнолингвисты. Но подобно тому, как определение этноса вообще и конкретного этноса в особенности не может быть дано по одному параметру, а требует учета всех имеющихся параметров, во многом неравноценных и неравносиль­ных, определение менталитета и особенно его основных компонентов невозможно без объединенных и одновременных усилий разных наук фольклористики, этнографии, этнопсихологии, этнолингвистики и т.д. Что касается связи языка и народного менталитета, то, как от­мечает Н.И. Толстой, «...эта связь признается всеми; во многих слу­чаях она даже подчеркивается, но вместе с тем мало изучается из-за разного понимания слова «менталитет» и сущности этого явления» (Толстой, 1995,38).

Рассмотрим различие взглядов на сущность этого явления.

Менталитет(лат.) - образ мышления, общая духовная настро­енность человека, группы (ФЭС, 1998, 263). Прилагательное mentalis впервые появилось в языке средневековой схоластики (XIV в.). Су­ществительное mentality стало использоваться в английской филосо­фии XVII века. В обыденный язык это понятие ввел Вольтер. Перво­начальное понятие «ментальность, менталитет» включало в свое со­держание элемент ущербности, поэтому в этнологии (Л. Леви-Брюль) оно относилось к сознанию дикаря, а в психологии (А. Валлон) - к сознанию ребенка. Писатель начала XX века М. Пруст в романе «В поисках утраченного времени» использовал это понятие, характери­зуя хаотичное и вместе с тем стереотипное сознание, противополож­ное мировоззрению (История ментальностей, 1996). С точки зрения С.В. Лурье, использование слова «менталитет» в принципе может вы­ступать в паре с понятием «традиция» постольку, поскольку подра­зумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с на­стоящим, возможность сколь угодно глубоких внутренних противо­речий. В этом смысле можно сказать, что традиция выражается в менталитете народа, или, точнее: менталитет - нематериализуемая составляющая традиции.

В русской философской литературе (Н.А. Бердяев, А. Белый и др.) аналогом «менталитета» выступает понятие «самосознание». Са­мосознание понимается как единство двух начал - «мысли» и «воли» - интеллектуального и экзистенциального: что человек думает и как он поступает. Понятие «самосознание» не исключает понятие «мен­талитет». Если самосознание - сознание «для себя», имманентное по отношению к собственным истокам, то менталитет - это категория, демонстрирующая сознание другим: миру в целом, другому народу, другому человеку. По этой причине предметом научного анализа избирается менталитет, а не самосознание (Вопросы философии. - 1996. - №5. - С. 189).

Историки Л.Н. Пушкарев и А.А. Горский, пытаясь передать по­нятие «менталитет» средствами русского языка, остановились на двух дополняющих друг друга терминах - «мировосприятие» и «самосоз­нание»: первый из них подразумевает не только картину мира, суще­ствующую в сознании человека, но и активное восприятие, вклю­чающее в себя и действия субъекта, обусловленные представлениями о мире, т.е. содержит элемент «двусторонности» - мир воздействует на человека, а человек в соответствии со своим восприятием мира строит свое поведение в нем; второй подчеркивает осознание челове­ком своего места и роли в окружающем мире и обществе».

По замечанию автора одного из учебников XIX века, профессора П.В. Владимирова, народно - поэтический язык «отражает традицион­ный ход мысли и способ выражения». В фольклоре закрепилось одно из величайших свойств менталитета древности - привязанность и тя­га к знакомому, привычному.

Менталитет этноса складывается в процессе его исторического развития под влиянием различных обстоятельств. Так, немаловаж­ную роль играют природно-климатические условия. В.О. Ключев­ский, один из крупных историков XIX столетия, считал именно их влияние определяющим в становлении русского этноса. Вот что он писал об этом: «Верхнее Поволжье, составляющее центральную об­ласть Великороссии... отличается заметными физическими особен­ностями... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направ­лениях.

Эти особенности и наложили глубокий отпечаток, как на хо­зяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер вели­коросса... своенравна... природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие кли­мата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привык­нув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть ве­ликорусский авось... природа отпускает ему (великороссу. - Н.Б.) мало удобного времени для земледельческого труда и... короткое ве­ликорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спе­шить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряже­нию своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а по­том отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряже­нию труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровно­му, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии...

Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские не­ровности и случайности приучили его больше обсуждать прой­денный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и ян­варской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотри­телен, выучился больше замечать...». (Цит. по: Мудрик А.В. Пси­хология и воспитание.)

Замечал и примечал русский народ, когда сеять, когда жать, когда урожай собирать:

Какая погода будет на Благовещенье, такая и на Пасхе.

• Если на Евдокию курица напьется у порога до обеда - уро­жай огурцов.

• Крестьяне считают тот сев для себя несчастным, если при первом выезде для обсеменения полей встретится с ними или священник, или вдовец, или вдова, или девка, или холостой, или особорованный маслом, а потому для избе­жания подобных встреч выезжают на посев ночью.

• Когда дым расстилается по земле, будет дождь.

Когда дым поднимается столбом, то будет хорошая пого­да.

Лягушки квакают до первого грома.

• Если кошка скребет у двери, то к дождю.

Если синица начинает с утра пищать, то ожидают не­пременно к ночи мороз.

На наседку, сидящую на яйцах, никому не дают смотреть, боясь, что она не выведет цыплят.

• Яиц от своей домашней птицы в подарок не дают - пере­ведется птица.

Пение петуха в начале ночи — к благополучной ночи.

• Кошка лапой обтирает свою .мордочку - к гостям.

Выходя на охоту, охотник должен у дома посмотреть на все четыре стороны для того, чтобы была удачная охота, а если не посмотреть, то охота будет неудачная.

В связи с этим весьма интересные мысли высказывает культуро­лог Марина Князева: «Если посмотреть наши сказки, мифологию, то мы увидим, что в глубинной русской культуре нет идеи богатства. Богатство не может быть самоцелью, ему должно сопутствовать ду­ховное зрение. Если герой сказки отправляется в путь, он ищет не золотых гор, а совершенства. Он ищет самого себя или другого чело­века. И в процессе этих поисков внезапно получает все: и невесту, и царство в придачу...

Почему в нашей культуре отторгается идея богатства? Некото­рые исследователи отмечают, что причины в географических осо­бенностях. Во-первых, климат. Каждый день - новая погода, не­возможно жить стабильно в таких условиях, и как следствие - не­возможно делать накопления. Во-вторых, огромные пространст­ва, постоянное перемещение. Символ русской культуры - конь. А это значит путь, дорога... Разве можно взять с собой в дорогу много богатства?» (там же, с. 316-317).

Многие исследователи отмечают, что важную роль в формиро­вании менталитета этноса играла религия. Так, каждая ветвь хри­стианства дает свой набор приоритетов и ценностей. Для протес­тантизма главными ценностями являются труд, аскетизм, чест­ность, самоограничение.

У православных и католиков труд занимает далеко не первое место. Гораздо важнее духовное, нравственное самосовершенствова­ние, покаяние.

Большое влияние на менталитет этноса оказывает и история его побед и поражений, навязанные жизнью традиции и многое другое.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его куль­туры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни (А.В. Мудрик).

Структуру менталитета, как считают некоторые исследователи, образуют «картина мира» и «кодекс поведения», а поле их пересече­ний называют «парадигмой сознания». Здесь речь идет о присутст­вующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних условиях выступать в различных обличиях, но который яв­ляется единым для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором (Хроленко, 2000).

Вообще словом менталитет называют то, что не «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы». Им объясняют то, что в культуре и истории других народов кажется странным и непонятным. Ментальность же «находится» глубже мыш­ления, норм поведения, сферы чувств. Она не структурирована и представляет собой некую предрасположенность, внутреннюю готов­ность человека действовать определенным образом, это своеобразная область возможного для человека. Ментальность воспринимают как «самопонимание группы». Проявляется Ментальность в повседневно­сти, полуавтоматическом поведении человека и его мышлении.

Мысль о ментальности возникает только тогда, когда мы видим что-то, не похожее на нас самих, а потому менталитет может быть «тестирован» только извне. Ментальность - это «общий тонус» дол­говременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Ментальность появляется во всем, о чем думает человек, что и как оценивает в жизни, как соотносит быт и бытие и т.д. и т.п.

Существует мнение, что без учета этнической ментальности и менталитета невозможно адекватно представить историю народа. Со­временными исследователями этнический менталитет ставится в за­висимость от условий (в широком смысле) жизни народа - природ­ных, исторических; условий, связанных с характерными сторонами его производственной деятельности, от уровня его социального и со­ответственно, интеллектуального развития и прочих подобных явле­ний. Тем самым так называемая, языковая картина мира оказывается феноменом, связанным с мировоззренческими установками этноса и опосредованно, сквозь призму этих установок, - с историческими ус­ловиями его бытования. Выстраивается линия: условия жизни народа - этнический менталитет - языковая картина мира (Артеменко, 2001).

Ментальность отражается в языке на уровне лексики (ключевых слов) и на уровне грамматики (категории и структуры). Познакомим­ся с примерами менталитета и русской ментальное™, в которых ото­бражается русская душа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава I. СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ

Введение... Глава I СУЩНОСТЬ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Язык и менталитет народа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этнолингвистика как наука, ее предмет, методы и основные направления
  Этнолингвистика, этносемантика, антрополингвистика, лингвис­тическая антропология и т.д. - существуют различные толкования этой науки. Изначально «этнолингвистика» понималась только

Этнолингвистика и этнография
Среди названных нами наук особенной близостью к этнолингви­стике отличается этнография, поскольку наука этнолингвистика обра­зовалась на стыке этнографии и лингвистики и изучает взаимоотно­шение ме

Этнолингвистика и фольклористика
Этнолингвистику можно определять и воспринимать двояко: в широком плане и в плане суженном, конкретизированном или спе­циализированном. В связи с «широким» и «узким» пониманием этно­лингвистики уме

Этнолингвистика и мифология
Несколько отличная ситуация наблюдается в случае соотноше­ния языка и мифологии. Известно, что мифологические элементы пронизывают фольклорное творчество народа, являются основой на­родной художест

Этнолингвистика и этнопсихология
Весьма важное значение для этнолингвистических исследований имеет взаимосвязь этнолингвистики и этнопсихологии. Язык как фак­тор речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии

Этнолингвистика и этнопедагогика
Известно, что педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней и с помощью народного языка. Поэтому этнолингвистика (как наука о народном языке) является интегрир

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2002. («Библиотека Института

Дополнительная
1. Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. - 1985. -№ 15. 2. ВежбщкаяА. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Волков Г.Н. Этнопедагогика

Основные (базовые) понятия этнолингвистики
Этнолингвистику интересует роль языка в формировании и функционировании народной культуры, народной психологии и на­родного творчества. Вначале уместно будет уточнить ряд понятий, без осмы

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 2. Вежбщкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 3. Вопросы этнической психологии. - Нальчик, 1979

Дополнительная
1. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «нацио­нальный характер». - М., 1973. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечеств

История развития этнолингвистической проблематики в отечественной гуманитарной науке
Эта тема очень сложная и важная для осознания истоков этно­лингвистической мысли, развития этнолингвистического направле­ния. Из всего материала выделим основные направления и тех уче­ных в отечест

А. А. Потебня и харьковская лингвистическая школа
А.А. Потебня (1835-1891), как и Ф.И. Буслаев, использовал язык как исторический источник; они показали, что на основании языко­вых данных, возможно, реконструировать и конкретные тексты или предста

А.Н. Афанасьев и школа сравнительной мифологии
Размышления другого видного ученого XIX века, принадлежав­шего к направлению «младшие мифологи» (школа сравнительной мифологии), А.Н. Афанасьева, о творческом потенциале языка, его влиянии на мышле

Н.И. Толстой и московская этнолингвистическая школа
Академик Н.И. Толстой (1928-1996), будучи славистом с не­обычайно широкими профессиональными интересами и свободно общаясь с материалом, относящимся к любой конкретно этнической славянской традиции

Основная
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Т. 1-3. М., 1865-1869. 2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. 3. Гумбольдт В.

Дополнительная
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды. - М., 1963. Т. 2. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992. 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народ

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Будагов Р.И. Человек и его язык. - М., 1992 3. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесн

Дополнительная
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - Л., 1993. 3. Винокур Г.О. Избранные работы по русс

Взаимосвязь языка и культуры
На современном этапе развития наук, особенно в области гума­нитарных знаний, доминирующим становится антропоцентрический подход к анализу языковых фактов. Язык неотделим от повседневной жизни индив

Основная
1. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М.,1994. 2. Буркхарт Ф. Язык, социальное поведение и культура // Образ мира в слове и ритуале. - М

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. 2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998.

Язык и этнос. Язык в концепциях этногенеза. Чувство родного языка и национальное самосознание
Этнолингвистика изучает язык в аспекте его соотношения с эт­носом (язык: этнос). Язык считается основным, ярчайшим и устой­чивым показателем этноса. Ему сопутствуют другие, исторически менее стабил

Язык в концепциях этногенеза
Многие исследователи подчеркивают роль языка в этногенезе, однако на этот счет существуют достаточно противоречивые выска­зывания и мнения. Широкий резонанс получила теория возникнове­ния этноса, п

Чувство родного языка и национальное сознание
Яркий пример проявления этнического характера языка - так на­зываемое чувство родного языка. У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием. В.В. Виноградов писал: «Во­прос о

Основная
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории

Дополнительная
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка сис­темная лексикография. - Т. 2. - М., 1995. 2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. 3.

Русский язык и менталитет народа
Этническое своеобразие проявляется во всем: в том, как люди работают, отдыхают, едят, как говорят в различных обстоятельствах и т.д. Например, считается, что важнейшая черта русских - коллек­тив

Основная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет//Традиционная культура. науч. альманах. -2001. -№2. -С. 11-17. 2. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинен

Дополнительная
Вейсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - М., 1993. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. - Т.2. - М., 1982.   Гумбольдт В.

Язык как вербальный код культуры
Этнолингвистика рассматривает язык не только как составную и неотъемлемую часть культуры, как продукт культуры, но язык как вербальный код культуры,с помощью которого и обряде, рит

Специфические аспекты фольклорного слова
(Используется материал из книги А.Т. Хроленко «Семантика фольклорного слова») 1. Оценочность фольклорного слова. Народно-поэтическое слово не только строит фольклорный мир, но и о

Основная
1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного ка­лендаря. Весенне-летний цикл. - М: Индрик, 2002. 2. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей:

Дополнительная
  1. Агапкина Т.А. Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Образ мира в слове и ритуале. - М, 1992. 2. Байбурин А.К. Жилище в об

Этнолингвистический аспект русской фразеологии
Богатство языка - это богатство и его фразеологии, т.е. ее выра­зительных и образных присловий, оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими словами лежит целый мир, историческая эпоха -

Основная
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория сло­ва. - М, 1980. 2. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: Избранные работы. - М., 1977.

Дополнительная
1. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объяс­ненные. - М., 1954. 2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Русский язык как феномен нацио­нальной культуры // Рус

Словари
1. Даль В.И. Пословицы русского народа. - М.: Эксмо-Пресс ННН, 2002. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. 3. Славянские древности:

Основная
1. Абаев В.И. Язык и мышление. - М., 1948. 2. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык - культура - этнос. - М., 1994. 3. Бердяев Н. Судьба России: Сочинения

Дополнительная
1. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический ментали­тет // Научный альманах. Традиционная культура. - 2001. - №2 (4). - С. 11-17. 2. Вейсгербер Й.Л. Родной я

Тестирование по теме
«Этнолингвистический аспект русской фразеологии»   Как известно, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. (Например, красная девица, бить баклуши и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги