Этнолингвистика и фольклористика

Этнолингвистику можно определять и воспринимать двояко: в широком плане и в плане суженном, конкретизированном или спе­циализированном. В связи с «широким» и «узким» пониманием этно­лингвистики уместно вспомнить дискуссии, проходившие еще более полувека тому назад и ранее в среде фольклористов (Н.И. Толстой). Одним фольклор представляется наукой о народе, о его прошлом, его жизни, его воззрениях, иные ставили знак равенства между фолькло­ром (фольклористикой) и антропологией, считая его наукой о челове­честве вообще (при этом и антропология понималась очень широко), некоторые почти отождествляли фольклор с этнографией, народове­дением, определяя его как науку о народе и его традициях. Ряд уче­ных видел в фольклоре более специальную и целенаправленную дис­циплину. Ю.М. Соколов называл фольклор «сегментом этнографии» и в то же время утверждал, что фольклористику нельзя оторвать от литературоведения так же, как нельзя оторвать от этнографии (Соко­лов, 1926, с. 6, 7).

Во второй половине XX века во многих странах, в том числе и славянских, под фольклором стало пониматься лишь такое народное творчество, которое выражено словесной формой. Это помогло фольклористике четко осознать предмет своего исследования, его границы и задачи, но вместе с тем во многих случаях принудило замкнуться в своих пределах или дать крен в сторону чисто литерату­роведческого анализа. Лишь в последнее время вновь наблюдаются позитивные стремления ученых расширить рамки фольклористики, обратившись к изучению обрядовой и мифологической стороны фольклорных текстов, к выяснению их происхождения, функциони­рования в обрядовом и ином контекстах. Этому во многом способст­вует и семиотическое понимание обряда как текста в исследованиях Н.И. Толстого. Тем не менее все это не ставит под сомнение того по­ложения, что фольклористика как наука базируется на исследовании именно вербальных (словесных) текстов (Толстой, 1995).

Фольклорные материалы в этнолингвистике традиционно рас­сматриваются как одно из перспективных средств познания перво­бытной культуры. Такого рода исследования велись еще во второй половине XVIII - XIX веке чешскими учеными (П. Шафарик, Л. Ни-дерле и др.) для реконструкции прошлого славянских народов.

В России фольклорные данные как одна их основ для реконст­рукции древней истории стали использоваться достаточно рано. Уже участники Великих академических экспедиций первой половины XVIII века в Сибирь (Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер и др.) стали привлекать материалы фольклора к своим этногенетическим по­строениям.

Значение фольклора как содержательного источника по этноге­незу и ранней истории ее коренных народов продемонстрировал в своих работах выдающийся ученый А.П. Дульзон (1900-1974), один из сторонников метода комплексного изучения прошлого.

Данный временный союз этнолингвистики и фольклористики да­ет возможность изучить не только фольклорные сборники, но глав­ный источник народной культуры - живое слово народа.