Середина XIX - середина XX в.

В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в основу отдельных наук (научных дис-ц и п л и н ) . Таким образом происходит д и ф ф е р е н ц и а ц и я филоло­гических наук (научных дисциплин) внутри филологии.

В рамках «новой филологии» складываются национальные филологии:славянская, германская, романская, тюркская, иран­ская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология,


ставшая наукой. Продолжает существовать и классическая фи­лология. Таково одно направление дифференциации.

Второе направление приводит к разделению филологии как комплексного знания на следующие филологические науки: языкознание, литературоведение, фольклористика. Образова­ние этих наук вызвано тем, что в филологии складываются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художе­ственной литературы или фольклора. (Впрочем, фольклористи­ка часто рассматривается как составная часть литературоведе­ния.) Складывание каждой из наук идет своим путем.

Рождение языкознания как науки связано с началом в пер­вой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раек, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдви­нуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных язы­ков, раскрытия закономерностей развития языков. Это направ­ление исследования не связано с удовлетворением практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традици­онной филологической работы с текстом (критику, истолкова­ние смысла и др.). Тем самым языкознание обособляется от дру­гих филологических наук. Процессы обособления усиливаются к концу XIX в. и в XX в., когда побеждает интерес к изучению структуры языка (Ф. де Соссюр и др.; структурализм). Это свя­зано прежде всего с влиянием семиотики и естественных наук. Однако в языкознании сохраняется и развивается мысль о язы­ке как «духе народа» (В. фон Гумбольдт). Во многом именно это позволяет науке о языке «удерживаться» в составе филологии.

Базой научного литературоведения послужило исследова­ние художественной литературы на основе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш. О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и последующие годы; Г.М. По-снетт, А.И. Кирпичников и др.).

Фольклористика как наука началась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744-1803), который признавал, что в искусстве выражается «дух народа», его воззрения, чувства, характер; искусство связано с народным творчеством. Важную роль в складывании фольклористики сыграла мифологическая


 




(др.-греч. ту1ко5 — слово; сказание, предание) школа в науке (братья В. и Я. Гримм и др.), которая сформулировала основы сравнительной мифологии. Фольклористика при ее возникно­вении отдалялась от других филологических наук, в особенно­сти от языкознания.

Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период — внутренняя дифференциациянаук. Во-первых, сохраняются и развиваются филологические дисци­плины, возникшие ранее. Это — критика текста, источниковеде­ние, библиография, палеография, археография и др.

Во-вторых, возникают новые научные дисциплины. Это, на­пример, разделы лингвистики: общее языкознание, описательное языкознание, историческое языкознание; разделы литературо­ведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др.

Одной из причин д и ф ф е р е н ц и а ц и и наук является складыва­ние и развитие научных школв филологии, т.е. таких объедине­ний исследователей, которые имеют общие взгляды на изучае­мый объект. Это и национальные школы, сложившиеся в конце XIX — начале XX в.: немецкая, англосаксонская, французская и бельгийская, североамериканская, русская; и школы, объеди­няющиеся на базе идей одного или группы крупных ученых, на­пример: соссюровская ( Ф . де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С И . Ожегов, Н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д . Н . Овсянико-Куликовский и др.), формальная (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шклов­ский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историко-географическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

В филологии первой половины XX в. высказываются идеи в пользу интеграции как основы исследования.

Так, Л.В. Щерба (1880-1944) видел задачу филологии в ис­толковании смысла художественного текста с опорой на его и языковую, и художественную структуру (речь идет о художе­ственном тексте). Этим способом истолкования филолог отли­чается от языковеда и литературоведа: языковед изучает языко­вую структуру текста, а литературовед - художественную. (См.


в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты статьи д В Щербы, посвященной анализу стихотворения М.Ю. Лер­монтова «Сосна» в сравнении с ее немецким оригиналом.)

По М.М. Бахтину (1895—1975), фундаментальная основа филологии — идея диалогизма. Слово находится в отношени­ях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но «разговаривает», «перекликается» с другими словами данно­го и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. «Жить — значит участвовать в диалоге», — писал М.М. Бахтин (см. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты кни­ги М.М. Бахтина о Ф. Достоевском).

Так в филологических науках первой половины XX в. раз­виваются идеи филологии прошлого, тем самым укрепляя меж­дисциплинарное (= общефилологическое) ядрофилологиче­ских наук. Филология может стать методом интегративного изучения языка, текста, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, поставленная в тру­дах великих филологов XX в., соответствует исследовательским традициям филологии.

Таким образом, закономерный процесс специализации на­учного знания приводит к тому, что филология как единая ком­плексная, практически ориентированная наука перестает суще­ствовать. На ее месте вырастает ряд наук и научных дисциплин. Однако филология сохраняется как единая отрасльнауки.

Заметным в этот период стало самопознание филологии.Дискутируется сам факт существования филологии как само­стоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870—1935) видит границу между историей и филологией в следующем: история есть проявление мысли в действовании во внешнем мире, а филология — это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842—1927) призывает отказаться даже от самого термина «филология», смысл которого он признает неопределенным, неустойчивым.

По-разному формулируется ответ на главный вопрос фило­логии: что она изучает? В первой половине XX в. возникли две


 




принципиально разные позиции. Автором одной из них является Ф.Ф. Зелинский (1859—1944), который признает существование единой историко-филологической науки: это «наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа в их последовательности, т.е. в их развитии». Филология в составе этой науки обращена к изучению памятников письменности, история же — к изучению общих законов развития. Авторство другой позиции принадлежит Г. О. Винокуру (1896—1947): наука о литературе и лингвистика — это «сестры, произведения одина­ково ориентированного сознания, которое ставит себе задачей истолкование текста».