М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского

Глава V

СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО

1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык как специфический предмет лингвисти­ки <...>.


Диалогические отношения <...> внелингвистичны. Но в то же вре-п к1хл никак нельзя оторвать от области слова, то есть от языка как МЯ *

конкретного целостного явления. Язык живет только в диалогическом общении пользующихся им. Диалогическое общение и есть подлинная сфера жизни языка. Вся жизнь языка, в любой области его употребле­ния (бытовой, деловой, научной, художественной и др.), пронизана д и -алогическими отношениями. Но лингвистика изучает сам «язык» с его специфической логикой в его общности, как то, что делает возможным диалогическое общение, от самих же диалогических отношений линг­вистика последовательно отвлекается. Отношения эти лежат в области слова, так как слово по своей природе диалогично, и поэтому должны изучаться металингвистикой, выходящей за пределы лингвистики и имеющей самостоятельный предмет и задачи.

Диалогические отношения не сводимы и к отношениям логиче­ским и предметно-смысловым, которые сами по себе лишены диалоги­ческого момента. Они должны облечься в слово, стать высказывания­ми, стать выраженными в слове позициями разных субъектов, чтобы между ними могли возникнуть диалогические отношения.

«Жизнь хороша». «Жизнь не хороша». Перед нами два сужде­ния, обладающие определенной логической формой и определенным предметно-смысловым содержанием (философские суждения о цен­ности жизни). Между этими суждениями есть определенное логиче­ское отношение: одно является отрицанием другого. Но между ними нет и не может быть никаких диалогических отношений, они вовсе не спорят друг с другом (хотя они и могут дать предметный материал и логическое основание для спора). Оба этих суждения должны вопло­титься, чтобы между ними или к ним могло возникнуть диалогическое отношение. Так, оба этих суждения могут, как теза и антитеза, объеди­ниться в одном высказывании одного субъекта, выражающем его еди­ную диалектическую позицию по данному вопросу. В этом случае диа­логических отношений не возникает. Но если эти два суждения будут Разделены между двумя разными высказываниями двух разных субъ­ектов, то между ними возникнут диалогические отношения.

«Жизнь хороша». «Жизнь хороша». Здесь два совершенно одина­ковых суждения, по существу, следовательно, одно-единственное суж­дение, написанное (или произнесенное) нами два раза, но это «два» относится только к словесному воплощению, а не к самому суждению.


 




Правда, мы можем говорить здесь и о логическом отношении тожде ства между двумя суждениями. Но если это суждение будет выражен; в двух высказываниях двух разных субъектов, то между этими выска-' зываниями возникнут диалогические отношения (согласия, подтвержу дения).

Диалогические отношения совершенно невозможны без логиче ских и предметно-смысловых отношений, но они не сводятся к ним, имеют свою специфику.

Логические и предметно-смысловые отношения, чтобы стать диа­лектическими, как мы уже сказали, должны воплотиться, то есть долж-I ны войти в другую сферу бытия: стать словом, то есть высказыванием^ и получить автора, то есть творца данного высказывания, чью пози-] цию оно выражает.

Всякое высказывание в этом смысле имеет своего автора, которо го мы слышим в самом высказывании как творца его. О реальном ав торе, как он существует вне высказывания, мы можем ровно ничего н1 знать. И формы этого реального авторства могут быть очень различны. Какое-нибудь произведение может быть продуктом коллективного тру­да, может создаваться преемственным трудом ряда поколений и т.п., Щ все равно мы слышим в нем единую творческую волю, определенную позицию, на которую можно диалогически реагировать. Диалогическая реакция персонифицирует всякое высказывание, на которое реагирует.

Диалогические отношения возможны не только между целыми ( о т -носительно) высказываниями, но диалогический подход возможен и й любой значащей части высказывания, даже к отдельному слову, если; оно воспринимается не как безличное слово языка, а как знак чужой смысловой позиции, как представитель чужого высказывания, т.е. если мы слышим в нем чужой голос. Поэтому диалогические отношения могут проникать внутрь высказывания, даже внутрь отдельного слова, если в нем диалогически сталкиваются два голоса (микродиалог, о ко­тором нам уже приходилось говорить).

С другой стороны, диалогические отношения возможны и между языковыми стилями, социальными диалектами и т.п., если только они воспринимаются как некие смысловые позиции, как своего рода языко­вые мировоззрения, т.е. уже не при лингвистическом их рассмотрении.

Наконец, диалогические отношения возможны и к своему соб­ственному высказыванию в целом, к отдельным его частям и к отдель-56


ному слову в нем, если мы как-то отделяем себя от них, говорим с вну­тренней оговоркой, занимаем дистанцию по отношению к ним, как бы ограничиваем или раздваиваем свое авторство.

В заключение напомним, что при широком рассмотрении диало­гических отношений они возможны и между другими осмысленными явлениями, если только эти явления выражены в каком-нибудь знако­вом материале. Например, диалогические отношения возможны между образами других искусств. Но эти отношения выходят за пределы ме-талингвистики.

Главным предметом нашего рассмотрения, можно сказать, главным героем его будет двуголосое слово, неизбежно рождающееся в условиях диалогического общения, т.е. в условиях подлинной жизни слова. <...>

Цит. по: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / / Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.