Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингвистике различаются и понимание я з ы к а и задачи его изучения.
Филология как совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин р а с с м а т р и в а е т я з ы к как о б ъ е к т ф и л о л о г и и , т.е. изучает в языке то общее, что существенно для всех филологических наук. Это общее — функциональная природа языка, его устро-енность и механизмы действия, место в совокупности знаковых систем и его способность взаимодействовать с ними. Этими своими сторонами я з ы к обращен к другим объектам филологии — к тексту и Ь о т о Ь ц и е п з . ( С м . в приводимых н и ж е материалах д л я чтения фрагменты книги Р. Якобсона.)
Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения языка.
Лингвистика изучает язык в его целостности,т.е. как один из объектов действительности, в отношениях к другим объектам
действительности. Для литературоведения язык значим как инструмент словесного творчества.
Тесныесвязи лингвистики и литературоведения поддерживаются в современной науке семиотикой (от греч. 5ётеойкё — уЧе. ние о знаках). Дело в том, что и язык, и созданные посредством языка тексты, и произведения художественной литературы 1 народного устно-поэтического творчества представляют собой знаковые системы.
Существует раздел семиотики, изучающий язык, который, с точки зрения семиотики, есть универсальная знаковая система, взаимодействующая с другими знаковыми системами.
Существует раздел семиотики, который изучает литературу (художественную литературу и фольклор), — это литературная семиотика.
Так к концу XX в. с к л а д ы в а ю т с я с е м и о т и к а я з ы к а и семиотика литературы. В семиотическом изучении языка и литературы оказалось принципиально общим признание того, что и язык, и литература «живут» в действии. Семиотика языка и семиотика литературы образуют направление, которое носит название гуманитарной (лат. НитапИаз — человеческая природа; образованность, духовная культура) семиотики.
Гуманитарная семиотика выделяется в противоположность логико-математической семиотике и служит одним из интегрирующих начал в современной филологии. Она позволяет увидеть не только знаки языка и литературы, но и текст как сложный знак (знаковую последовательность). Соответственно семиотическое изучение языка и литературы выводит их за пределы филологии — в широкий круг гуманитарных наук.
1 Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М . , 1977. С. 3 9 - 4 0 , 4 8 .
2 Потебня А . А . Эстетика и поэтика. М, 1 9 7 6 . С. 541.
3 Томашевский Б.В. Стих и язык. М.-Л., 1959. С. 325.
4 Хомский Н. Язык и проблемы знания / / Вестник Моск. ун-та. Сер. 9:
Филология. 1995. № 4. С. 132.