Текст всегда признавался объектом филологии.Филология и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филологии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии).
Фактически эти же задачи решаются и современной филологией, когда она изучает древние и старинные тексты. Так, при рассмотрении, например, летописных текстов о походе Ермака Тимофеевича (7—1585) исследователи учитывают, что они созданы не ранее, чем через 45-50 лет после этого события. Поэтому летописные источники о походе Ермака изучаются в контексте других летописей и документов. Только так, — указывает Е.К. Ромодановская со ссылкой на одного из специалистов первой половины XX в., - можно решить задачу «заново обработать старую тему, от давности покрывшуюся налетом эпической мишуры и вздорной полемики»1.
В современной филологии круг задач изучения текстасущественно изменился.
В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста.Текст р а с с м а т р и в а е т с я в его о т н о ш е н и я х к человеку, действительности, другим текстам, - словом, в среде его существования.
Например, по данным французского ученого Ю. КристевоЦ (р. 1941), текст стихотворения французского литератора XIX в Лотреамона находится в разнообразных отношениях с текстами авторов-предшественников (их имена ниже даются в скобках) в том числе:
а) исходный текст сохраняет общелогическое содержание, но
приобретает новый смысл. Ср.:
• исходный текст (Ларошфуко): Не замечать, как охладевают дружеские чувства наших друзей, - доказательство недостатка дружбы;
• текст Лотреамона: Умение не замечать, как возрастают дружеские чувства наших друзей, - доказательство дружбы;
б) одна из частей исходного текста подвергается отрицанию
Ср.:
• исходный текст ( Паскаля): Мы с радостью расстаемся с жизнью, лишь бы об этом говорили;
• текст Лотреамона: Мы с радостью расстаемся с жизнью, лишь бы об этом не говорили2.
На современном этапе общественного развития миртекстов заполнил все пространствочеловеческой жизни: тексты - в книгах, С М И , Интернете, в сфере деловой жизни, управления... Недаром среди части журналистов распространено мнение, чтов мире происходит лишь то, о чем сообщено в С М И . Многообразие мира текстов очевидно: в нем присутствуют и оригинальные произведения классиков литературы, и научные труды, и книги типа «100 лучших сочинений», «1000 рефератов по экономическим наукам»; произведения литературы и многочисленные театральные, кино- и телевизионные версии этих произведений (или версии «по мотивам»); тексты подлинных исторических документов и тексты публицистических, художественных, мемуарных и иных интерпретаций исторических событий... Многообразие мира текстов и отношений между ними повышает значимость текста как объекта филологии, создает предпосылки для складывания в филологии ряда направлений, изучающих разные типы, виды текстов в их отношениях. (См. в приводимых ниже материалах для чтения фрагменты книги современного российского философа И.Т. Касавина.)
Сложность и многообразие мира текстов определяется вмесТе с тем и изменениями в фактуре(лат. /асШга — обработка, строение)текста.
филология до середины — конца XX в. имела дело преимущественно с текстами письменными, печатными, устными,днглийский философ Г.М. Маклюэн в середине XX в. заявил: «Средство коммуникации есть сообщение». Если учесть это суждение, то можно понять, что материал и орудия создания текста: камень и скребок, пергамент и стило, бумага и ручка или карандаш, писчая бумага и наборно-пишущее устройство, речевой аппарат человека — имеют свои возможности и ограничения в передаче сообщения. Дело в том, что, как замечает Г.М. Ма-клюэн, «сообщением» любого средства коммуникации является «то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела»3. Ср. в этом плане, например, письмо, отправляемое обычной почтовой доставкой, и письмо, отправляемое электронной почтой.
В конце XX - начале XXI в. возникает еще один тип фактуры текста — электронный.Появление и развитие электронной коммуникации привело к тому, что человек, создающий текст, реально ощущает сам процесс производства текста, так как имеет возможность варьировать создаваемый текст, вносить в него фрагменты ранее созданного своего или чужого текста, получать ответ на отправленное сообщение и в непосредственном общении (в режиме онлайн) вносить изменения в текст, «помещать» его в гипертекстовое пространство. Текст обретает очертания живого «организма» — существует в акте коммуникации. Таким образом, здесь сочетаются преимущества «традиционных» фактур текста — устной, письменной и печатной — с преимуществами электронной: масштабом, скоростью и формой.
Наконец мир текстов отличается своего рода многолико-стью.В современной культуре текст предстает как источник, памятник, произведение, сообщение.
Все составляющие филологию науки имеют дело с текстом как источником.Исследование и в лингвистике, и в литературоведении предполагает обращение к тексту. Изучается ли за-
писка как речевой жанр, обращение, например, в студенческой среде, духовный кризис или подъем писателя NN. внутренний мир романа, трансформация рассказа писателя в киносценарий и далее в кинофильм, тематика современного анекдота, способы достижения успеха в деловых переговорах, филологические различия между блоггингом и твиттером, воздействующая силаслова университетского лектора... - во всех случаях материал исследования отыскивается в текстах. Текст — источникфактического материала в филологии.Это письменные и печатные тексты, магнитофонные или диктофонные записи, тексты радио- и телевизионных программ, интернет-тексты и др.
Вместе с тем текст — это памятник.Таково предназначение текстов древних, принадлежащих прошлому. В число памятников письменности входят разнообразные произведения: надписи на монетах, печатях, гербах, камнях, иконах, тексты на папирусе, пергаменте, бумаге, рукописи, книги, грамоты и др. Все они имеют ценность как свидетельство, воплощение истории и культуры и отдельного человека, и конкретного народа, и человечества вцелом на определенных этапах развития. Назовем ряд памятников устного народно-поэтического творчества народов России:алтайского «Мадай-Какра», башкирского «Урал-Батыр», осетинского «Нарты», якутского «Якутские олонхо» и др.
Понятие текста как произведенияиспользуется главным образом в литературоведении. Вопрос о разграничении текста ипроизведения — один из трудных в филологии. Текст и произведение разграничиваются, если произведение словесного творчества рассматривается в разных аспектах. В таком случае текстом называется произведение, рассматриваемое в речевом аспекте (Ю.М. Лотман: текст — это «один из компонентов художественного произведения»). Произведение, рассматриваемое в других аспектах: предметно-образном (мир произведения) и идейно-смысловом (художественное содержание)4, — представляет собой литературное произведение в узком смысле этого термина. Однако понятия текста и произведения различаются не всеми специалистами. (См. в материалах для чтения фрагменты статьи Р. Барта.)
Понятие текста как сообщениявозникает при рассмотрении текста с точки зрения его коммуникативной природы. Имея в иду любые явления культуры, в том числе и языковые тексты, г оВинокур называет сообщением «не только слово, документ или различного рода вещи, которыми мы не просто практически пользуемся, но которые нам «говорят» о чем-нибудь». И далее: идеальным сообщением является письменный текст5. В этой характеристике текст рассматривается как высказывание, т.е. в его движении от говорящего (пишущего) к слушающему (читающему)-Итак, все филологические науки имеют дело с текстом. с>то и позволяет сделать вывод, что текст является объектом (точнее, одним из объектов) современной филологии. Роль текста в филологии на всех этапах ее развития приводит ряд специалистов к мысли, что текст есть единственный объект филологии (С.С. Аверинцев, Ю.В. Рождественский, Ю.С. Степанов и др.).