рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аспекты изучения текста в филологических науках

Аспекты изучения текста в филологических науках - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ В Филологических Науках Текст Изучается И Как Объект Фи­Лологии, И Отдельно К...

В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук.

Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функ­циональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними.

Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста.

Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечи­вает единство лингвистики и литературоведения как филологи­ческих наук, служит в современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста.

Лингвистика изучает текст как лингвистическийобъект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текстрассматривается как единица более высокого уровня, чем пред­ложение, и з а м ы к а е т собой р я д с и н т а к с и ч е с к и х единиц: словосо­четание — простое предложение — сложное предложение — текст. В 1960—1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось


 

ТС
П

ельное направление, которое исследует текст, — лингвистика°ткста Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущ-ть текста в его отношении к другим лингвистическим едини­м установить признаки текста как лингвистического объекта, явила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика зучает все типы, виды, разновидности текстов.

В литературоведении текст значим как аспект художест­венного произведения.Здесь текст, по определению британ­ского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое про­изведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпре­таций различными читателями»9. «Обособление» литературно-художественного произведения от конкретной речевой си­туации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы — знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение А.С. П у ш к и н а « И . И . Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. <...>

И лингвистика, и литературоведение имеют свои специали­зированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология.

Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот те­зис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели ис­следования, исходным пунктом может быть только текст».

21 Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, °02. С. 242.


 




ведении, тогда как многие создания современной литературы вовсе це являются текстами. Различие здесь вот в чем: произведение есть веще. ственный фрагмент, занимающий определенную часть книжного про­странства (например, в библиотеке), а Текст — поле методологических операций (ип с Ь а т р т ё Ы ю с Ы о ^ и е ) . Эта ОППОЗИЦИЯотчасти напоми­нает (но отнюдь не дублирует) разграничение, предложенное Лаканом-«реальность» показывается, а «реальное» доказывается; сходным обра­зом произведение наглядно, зримо (в книжном магазине, в библиотеч­ном каталоге, в экзаменационной программе), а текст — доказывается высказывается1 в соответствии с определенными правилами (или п р о -тив известных правил). Произведение может поместиться в руке, текст размещается в языке, существует только в дискурсе (вернее сказать что он является Текстом лишь постольку, поскольку он это сознает). Текст — не продукт распада произведения, наоборот, произведение есть шлейф воображаемого, тянущийся за Текстом. Или иначе: Текст ощу­щается только в процессе работы, производства. Отсюда следует, что Текст не может неподвижно застыть (скажем, на книжной полке), он по природе своей должен сквозь что-то двигаться — например, сквозь произведение, сквозь ряд произведений.

 

2. Точно так же Текст не ограничивается и рамками добропорядоч­ной литературы, не поддается включению в жанровую иерархию, даже в обычную классификацию. Определяющей для него является, напро­тив, именно способность взламывать старые рубрики. <...>

<...>

<...> можно сказать, что Текст всегда в буквальном смысле пара­доксален.

 

3. Текст познается, постигается через свое отношение к знаку. П р о -изведение замкнуто, сводится к определенному означаемому. Этому означаемому можно приписывать два вида значимости: либо мы п о -лагаем его явным, и тогда произведение служит объектом науки о

' В подлиннике обыгрываются возвратные глаголы зе о'ётопг.гег, зе топ-г.гег, зе раг1ег; дословный перевод: «"реальность" показывается, а "реальное обнаруживается..., текст обнаруживается, выговаривается...» — Прим. ред.


вальных значениях (филологии), либо мы считаем это означаемое " ым, глубинным, его нужно искать, и тогда произведение подле-Т31 ведению герменевтики, интерпретации (марксистской, психоана-5КИТ[ЧеСКОй, тематической и т. п.). Получается, что все произведение Л целом функционирует как знак; закономерно, что оно и составляет о ну из основополагающих категорий цивилизации Знака. В Тексте, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее; Текст клончив, он работает в сфере означающего. Означающее следует представлять себе не как «видимую часть смысла», не как его мате­риальное преддверие, а, наоборот, как его вторичный продукт (аргёз-соир)- Так же и в бесконечности означающего предполагается не не­выразимость (означаемое, не поддающееся наименованию), а игра; порождение означающего в поле Текста (точнее, сам Текст и является его полем) происходит вечно, как в вечном календаре, — причем не органически, путем вызревания, и не герменевтически, путем углу­бления в смысл, но посредством множественного смещения, взаимо­наложения, варьирования элементов. Логика, регулирующая Текст, зиждется не на понимании (выяснении, «что значит» произведение), а на метонимии; в выработке ассоциаций, взаимосцеплений, пере­носов находит себе выход символическая энергия; без такого выхода человек бы умер. Произведение в лучшем случае лалосимволично, его символика быстро сходит на нет, т.е. застывает в неподвижности; зато Текст всецело символичен; произведение, понятое, воспринятое и принятое во всей полноте своей символической природы, — это и есть текст. Тем самым Текст возвращается в лоно языка: как и в языке, в нем есть структура, но нет объединяющего центра, нет закрытости. (К структурализму иногда относятся с пренебрежением, как к «моде»; между тем исключительный эпистемологический статус, признан­ный ныне за языком, обусловлен как раз тем, что мы раскрыли в нем парадоксальность структуры — это система без цели и без центра.)

 

4. Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не пРосто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множе-

множественность неустранимая, а мирного сосуществования смыс-Текст пересекает их, движется сквозь них; поэтому он не под-

ственность смысла как таковая

Не просто допустимая. В Тексте нет мирного сосуществования смыс-

лов


 




дается даже плюралистическому истолкованию, в нем происходи взрыв, рассеяние смысла. Действительно, множественность Тексту вызвана не двусмысленностью элементов его содержания, а, еслц можно так выразиться, пространственной многолинейностъю о з н а -чающих, из которых он соткан (этимологически «текст» и значит «ткань»). Читателя Текста можно уподобить праздному человеку, к о -торый снял в себе всякие напряжения, порожденные воображаемым и ничем внутренне не отягощен; он прогуливается (так случилось о д -нажды с автором этих строк, и именно тогда ему живо представилось что такое Текст) по склону лощины, по которой течет пересыхающая река (о том, что река пересыхающая, упомянуто ради непривычности обстановки). Его восприятия множественны, не сводятся в какое-либо единство, разнородны по происхождению — отблески, цветовые пятна, растения, жара, свежий воздух, доносящиеся откуда-то х л о -пающие звуки, резкие крики птиц, детские голоса на другом скло­не лощины, прохожие, их жесты, одеяния местных жителей вдалеке или совсем рядом; все эти случайные детали наполовину опознавае­мы — они отсылают к знакомым кодам, но сочетание их уникально и наполняет прогулку несходствами, которые не могут повториться иначе как в виде новых несходств. Так происходит и с Текстом — он может быть собой только в своих несходствах (что, впрочем, не г о -ворит о какой-либо его индивидуальности); прочтение Текста — акт одноразовый (оттого иллюзорна какая бы то ни было индуктивно-дедуктивная наука о текстах — у текста нет «грамматики»), и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры (а какой язык не является таковым?), старые и новые, кото­рые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию. Всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так, что у текста есть какое-то происхождение; всякие поиски «источников» и «влияний» соответствуют мифу о филиации произведений, текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат — из цитат без кавычек. Произведение не противоречит ни одной фило­софии монизма (при том что некоторые из них, как известно, непри­миримые враги); для подобной философии множественность есть мировое Зло. Текст же, в противоположность произведению, мог бы избрать своим девизом слова одержимого бесами (Евангелие от Мар'


1(3 д 9):«Легион имя мне, потому что нас много». Текст противо-
1т пуроизведению своей множественной, бесовской текстурой, что
сто" , „ ,

пособно повлечь за собой глубокие перемены в чтении, причем в тех

„ областях, где монологичность составляет своего рода высшую сзмыл

заповедь: некоторые «тексты» Священного писания, традиционно от-анные на откуп теологическому монизму (историческому или ана-огическому), могут быть прочитаны с учетом дифракции смыслов, те в конечном счете материалистически, тогда как марксистская ин­терпретация произведений, до сих пор сугубо монистическая, может благодаря множественности обрести еще большую степень материа­лизма (если, конечно, марксистские «официальные институты» это допустят).

<...>

 

7. С учетом этого можно полагать (предлагать) еще один, послед­ний, подход к Тексту — через удовольствие. <...> Конечно, произве­дение (некоторые произведения) тоже доставляет удовольствие: я могу упоенно читать и перечитывать Пруста, Флобера, Бальзака и даже — почему бы и нет? — Александра Дюма. Однако такое удо­вольствие, при всей его интенсивности, даже полностью избавлен­ное от любых предрассудков, все же остается отчасти удовольстви­ем потребительским (разве что прилагать чрезвычайные усилия для его критики): ведь хотя я и могу читать этих авторов, я вместе с тем знаю, что не могу их пере-писать (что ныне уже невозможно пи­сать «так»); одно лишь осознание этого довольно грустного факта отторгает меня от создания подобных произведений, причем такая °тторгнутость и есть залог моей современности (быть современным человеком — не значит ли это досконально знать то, что уже нельзя начать сначала?). Что же касается Текста, то он связан с наслаж­дением, т.е. с удовольствием без чувства отторгнутости. Текст осу­ществляет своего рода социальную утопию в сфере означающего; °пережая Историю (если только История не выберет варварство), °н Делает прозрачными пусть не социальные, но хотя бы языковые °тнощения;в его пространстве ни один язык не имеет преимущества


 




перед другим, они свободно циркулируют (с учетом «кругового» значения этого слова). <...>

Цит. по: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 19д4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

Филология слово практическая деятельность знание область науки Возникновение филологии как деятельности И как... Я проспал тот миг когда она проходила мимо моего... дома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аспекты изучения текста в филологических науках

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
Учебное пособие Под редакцией А.И. Куляпина Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений

И как знания
Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пр

Что такое современная филология?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, оттолкнем­ся от определения филологии, сформулированного на рубеже 1960—1970-х годов С.С. Аверинцевым. С некоторыми вариаци­ями оно публиковалось в «Бол

Образования. Цели и задачи курса
«Основы филологии» Вместе с философией, историей, искусствоведением, культу­рологией, педагогикой, психологией и другими науками фило­логия образует область гуманитарных н

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения. » В каком отношении к первым филологическим профессиям на­ходится профессия учителя риторики? • Что тако

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии <...> Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филоло­гия» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означ

Русской культуры
<...> 3. Эволюция концепта 'Слово' была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о с л о в е (конечно, называть их «нау­ками» можно лишь с большой долей условности). Поск

Комплексное знание
(V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) До середины XIX в. филология сохраняет статус практиче­ски ориентированного знания и деятельности и имеет комплекс-ныйхарактер

Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии
Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала

Середина XIX - середина XX в.
В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в осн

Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии
В середине XX в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939-1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных предста

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первона­чального развития. Какие задачи различают эти три направле­ния филологии? Н

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
Глава V СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО 1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык ка

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики
<...> § 14. Теперь у нас есть некоторые основания для того, чтобы попытаться найти определение с о в р е м е н н о й р и т о р и к и . Риторика — это т е о р и я и мастерство целесо­

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета
<...> Никто не приходит в Интернет в двухмесячном возрасте и не погружается в виртуальный мир настолько, чтобы полностью утратить нужду в мире реальном и контакт с этим окружающим миром (речь

II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким
прототипом / 2 / Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоцион

Почему естественный язык является объектом современной филологии?
Естественный человеческий язык всегда был в центре вни­мания филологии. В XX в. он признается объектом филологии. Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857-1913) - одного из величайших лингви

Естественный язык как объект современной филологии
«Мы существуем... в языке и при языке», — пишет герману ский философ XX в. М. Хайдеггер (1889-1976). Именно поэт-му язык — одно из наиболее сложных и трудно определяемых науке явлений. Для

Естественный язык и другие знаковые системы
Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что я з ы к — это универсальная з н а к о в а я система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержа­

Аспекты изучения языка в филологических науках
Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понима

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему естественный язык является объектом современной филологии? Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из у

Филологии?
Текст всегда признавался объектом филологии.Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древним

Современной филологии
Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный во

Текст в мире текстов
Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов — отдельную область реально­сти, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалоги

У. Эко. Поэтика открытого произведения
Это необходимо подчеркнуть, потому что, когда речь идет о произ­ведении искусства, наше западное эстетическое сознание требует, ч т о -бы под «произведением» понималось нечто, созданное определенно

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?
Термин кото Ьдиепз входит в терминологический ряд, от­крываемый кото заргет 'человек разумный': кото /аЬег 'чело­век — создатель орудий труда'

Понятие Ьото ^ и е п » как объекта современной филологии
В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект. Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель»

Понятие творческой личности покрывает творческуюлич­ность автораи творческую личность читателя.
Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первон

Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках
В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото Ьциепз как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение термина Ьото Ьяиепз. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык - это мир лежащий между миром внешних явлений и внутренним мир0м человека». Какое значение оно

Т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости
ДИСКУРС КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ Ся Выше указывалось, что дискурс, в широком смысле слова, являет-сложным единством языковой формы, з

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить
1. ГОВОРЯТ ВСЕ <...> В лингвистике недостаточно иметь теорию о языке. Ведя разго­вор о разговоре, держа речь о речи и письменно изъясняясь о письме, я нахожусь в

Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя
Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследовани

Их задачи
Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте. Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Научный дискурс традиционно привлекает к себе внимание линг­вистов." Участниками научного дискурса являются исследователи как представители научной общественности, при

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки
О НАУЧНОМ СМИРЕНИИ Не пугайтесь названия этого раздела. Я не имею в виду ваш м о -ральный облик. Я имею в виду ваш подход к источникам и к их кон­спектированию. Вы видели на приме

Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 — Филология (бакалаври­ат) введена новая учебная дисциплина — «Основы филологии». «Основы филологии» является

Текст как объект современной филологии
Текст как традиционный объект филологии. Общефилоло­гическая значимость текста на современном этапе развития фи­лологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные,

Ното ^ и е п » как объект современной филологии
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммун

Методология филологии
Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги