В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект.
Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель» филологических
знаний, добытых филологом-исследователем (преподавате и учителя филологических дисциплин, аналитики и эксперт?* работающие в области филологии, практические журналист^' специалист]л в области рекламы и др.).
Человек как объект филологии (Ьото 1о(|иеп.ч) - это те сто роны, грани человека как целого, которые составляют предМе интереса обеих филологических наук - лингвистики и литера! туроведения. Чтобы сформулировать понятие Ьото Ьциепз как объекта филологии, найдем то общее, что видят в человеке лингвистика и литературоведение на современном этапе их развития
Интерес к человеку со стороны современной лингвистики зафиксирован в понятии языковой личности.
Я з ы к о в а я личность — это «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им р е ч е в ы х произведений (текстов)»7. Почему именно текстов? Дело в том, что созданные человеком тексты разнообразны по сложности, тематике, содержанию, целенаправленности и во многих других отношениях. Это разнообразие объясняется не только спецификой того или иного конкретного языка. Приведем пример.
Напомним сцену из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» -второе явление из II действия (начало монолога Чацкого и фрагмент следующею за ним диалога Чацкого и Фамусова):
Чацкий И точно, начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравпить, да посмотреть Век нынешний и век минувший; Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея! <...>
Фамусов Ах! боже мой! он карбонари!
Чацкий Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов Опасный человек!
Чацкий Вольнее всякий дышит, И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов Что говорит! и говорит, как пишет!
Обратите внимание на последнюю реплику Фамусова: Что говорит! и говорит, как пишет! Чем вызвано замечание Фамусова? Чацкий, по его мнению, нарушает нормы устной речи: устное высказывание Чацкого строится по законам письменной речи. Если бы данная ситуация имела место в реальной коммуникации, то можно было бы ограничиться констатацией того факта, что партнер по акту коммуникации не владеет (не вполне / плохо владеет) нормами устной речи. (Другое дело, художественный текст: в нем д а н н а я о ц е н к а н а г р у ж е н а д о б а в о ч н ы м и смыслами.) Таким образом, язык располагает нормами устной и письменной речи; выбор нормы совершает говорящий.
Итак, на вопрос, чем это объясняется, можно принять следующий ответ: «За каждым текстом стоит языковая личность». Именно человек выбирает и использует (в нашем случае это право «передано» персонажу) способы и средства конструирования действительности (реальной, воображаемой) в тексте.
Понятие языковой личности вбирает в себя и языковую личность говорящего (пишущего) и языковую личность читающего (слушающего). Так языковая личность расслаивается с точки зрения функций, выполняемых ею в процессах коммуникации. При этом не имеет значения, что текст может остаться во внутренней речи. Важно другое: под воздействием воспринятого текста слушающий (читающий) изменяет / сохраняет свое поведение, взгляды, осуществляет / не осуществляет какие-то Действия, о п е р а ц и и , п р о и с х о д я т и з м е н е н и я в его э м о ц и о н а л ь н о й сфере. Характер протекания этих процессов изучается теорией языковой личности как одним из направлений в современной •лингвистике.
Человек — предмет постоянного интереса литератур0в^
дения. В центре художественного исследования и литерату находится человек. Недаром именно персонаж есть главная фй гура художественного мира словесно-художественного произВе" дения, субъект действия; именно с персонажем, если вспомнит М.М. Бахтина, автор ведет свой незавершимый диалог.
С точки зрения поиска общих интересов лингвистики и ли» тературоведения, ключевую роль играет творческая личность человека.