рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить

О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить - раздел Лингвистика, А.А. Чувакин. Основы филологии 1. Говорят Все <...> В Лингвистике Недостаточно Иметь...

1. ГОВОРЯТ ВСЕ

<...>

В лингвистике недостаточно иметь теорию о языке. Ведя разго­вор о разговоре, держа речь о речи и письменно изъясняясь о письме, я нахожусь в этот момент в положении куда более трудном и риско­ванном, чем зоолог, думающий о жабе. Жаба не слушает лекций, ко­торый зоолог читает о жабах. Но ведь сам-то я, будучи говорящим индивидом, отлично слышу свои собственные речи о речи. Человек Внутри меня, который хочет говорить и имеет свободу речи, прислу-щивается к моим тирадам о смысле речи. Заученные понятия, прел­агаемые моим «высоколобым» ученым Эго, должны вызвать в моем «низколобом» смертном «я» чувство безопасности. Последнее слово в гРамматике будет сказано только тогда, когда каждое человеческое сУЩество, живущее под луной, сумеет осознать и признать, что этим


 




словом защищено его собственное врожденное право на свобод^ речь.

Но разве человек не является в достаточной мере самим собой без речи? Прибавляет ли ему речь что-либо помимо способности гово рить? Является ли речь чем-то большим, чем инструмент? Человек е с т спит, переваривает пищу, совокупляется, трудится; он сначала молод потом стареет по законам биологии. Разве этого недостаточно? Почему этого недостаточно? Каждый знает, что этого мало. Но если спросить почему, человек, как правило, начинает запинаться и впадает в сомне­ния.

Существует один простой довод в пользу ответа «нет». Одной б и о -логии мало потому, что мы нуждаемся в самореализации. Личинку на­секомого мы не зовем именем целого существа. Не назовем мы этим именем и бабочку. Н а с е к о м о е — это все ф а з ы его жизни вместе взятые. Только взаимопричастпостъ всех моментов жизни создает подлинную действительность. Стало быть, «мужчина» или «женщина» в нас — это еще не подлинный человек. Седой старик — это еще не весь человек; то же и ребенок. Подлинное, действительное «настоящее» в нас всегда вмещает в себя больше, чем какой бы то ни было биологический к о м -понент. И мы жаждем стать «подлинными». Каждый призван реализо­вать себя и каждый заявляет свое право на это'. Противоречие между нашим физическим строением — мужчины или женщины, «каждой твари по паре» — и нашим притязанием на то, чтобы быть людьми, редко учитывается в философии языка. <...>

<...> Чтобы обрести цельное существование, нужно обладать боль­шей внутренней силой и более тонким пониманием жизненных свя­зей. Однажды группа педагогов пыталась определить, что значит быть гражданином. Один из них сказал, вызвав всеобщее одобрение: граж­данин — это человек, который работает на доходном месте. Это было до того, как наши граждане пошли записываться в ополчение. Из при­веденной дефиниции видно, что даже наши учителя-преподаватели были в 30-е годы чистокровными марксистами, для которых средний человек — только рабочая сила. Гражданин — это, конечно, не тот ч е -ловек, который работает на доходном месте, гражданин — тот, кто живет и работает так, как если бы он сам был основателем дела, ко­торому он служит, законодателем общности или «града», где он нашел


Р место. И вот именно эта способность приобретается человеком свое посредством речи.

«Граду» должны мы принадлежать, чтобы быть людьми. Ежеднев­но и ежечасно нуждаемся мы в этой своей принадлежности, которая на самом деле должна вмещать в себя всю полноту реальности, вну­треННий мир человеческого сознания и внешний мир вселенной. Че­ловек требует свободы во всех направлениях своей самореализации. Каждый индивид ощущает, что причастность к древнейшему источни­ку всего человеческого и к злободневнейшим политическим событиям сегодняшнего дня, ко всем этим сокровищам действительности — это неотъемлемая часть его билля о правах. Отсюда и всеобщее право лю­дей на речь — равенство, которым всякое сообщество одаривает своих членов.

Пользуясь словами живого языка, каждый член сообщества при­общается всему, что когда-либо было сказано в орбите его социальной группы, как бы играючи заучивает опыт, удержанный в речи других людей. Вбирая в себя напоминания обо всем, что когда-либо оседало или кристаллизовалось в памяти сообщества, он становится носите­лем памяти своей нации или своего племени. Так, слепой певец как некая мембрана способен оживить своим словом века греческой исто-р и и ; или человек, давно потерявший работу, еще сегодня может дрожа­щим от волнения голосом рассказать нам сказку о дворце или ферме своей мечты, потрясающую гомеровскую историю о том, чего не было, не могло быть. Или юный студент, своими песнями вселяющий муже­ство, действительно нужное его сообществу для решения больших гря­дущих задач. Слова и ритм его песен утверждают и каким-то образом предсказывают его жизнь, в которой им суждено пройти проверку на подлинность.

Рассмотрим теперь структуру любого языка. Не чудо ли вели­кое, что язык дает возможность женщине цитировать слова мужчин, а ребенку воспринять мысли дряхлого старца? Величие эпоса или волшебной сказки, народных песен или сказаний заключается в том, Что они воспринимаются каждым. Коль скоро родной язык получил Распространение в некотором сообществе, каждый приобретает спо­собность и компетентность во всем, что пел или думал на этом языке дРугой человек, и извлекает из всего этого собственную энергию. Мой Родной язык не есть поэтому язык одной моей матери (гЬе тогпег'з


 




 

гоп§ие), это - язык моей родины-матери (гЬе шогЬег юп§ие): разн огромная, в иных случаях мучительная. Физически мы — дети св> матери. Духовно, однако, наш национальный язык и есть наш родНг язык. Это — матрица, где вместо «родной язык» мы могли бы сказать «речевое сознание родины» (гЬе гпосЬег пнпа), реформаторами (гЬе ге гшпс1егз) которого мы являемся. Мы воспринимаем, воспроизводим воссоединяем все, что когда бы то ни было вызывалось к существова­нию этим матричным сознанием. Конечно, такое развивающее тради­ции воспоминание на деле мы зачастую реализуем вполне по-дурацки-Иживая память может выродиться в механическое цитатничество и на-И четничество, однако родной язык всегда оставляет возможность возоб-|новить, возродить прерванный живой процесс, который делает нас з; конными наследниками речевого родника сознания своей родины. М можем выучить мир вещей «наизусть» (Ьу Ьеагг). Если мы научил» говорить наизусть, от сердца, владения данного языка перестают быть для нас только внешним фактом. Внутри любого языка непрерывно совершаются миллионы событий, осуществляя метаболизм и ретран­сляцию всех, когда-либо произнесенных слов, поскольку врожденное право каждого человека — памятью сердца (Ьу Ьеагг) быть причастным к великому дару объединяющей нас речи.

Мы говорим о даре, который дан каждому индивиду, а не просто о сокровищнице языка. От слова «сокровище» за версту несет зале­жалым товаром, гниющим на складе. Образование или цивилизацию слишком часто понимают как сокровища, упрятанные в библиотеку и в музеи. Между тем то, что выпадает на нашу долю — дар удачный равно и неудачный — это расчищать себе путь сквозь язык, впуская е в себя, а затем снова отдавая его вовне. «Язык — средство общения»: это — одно из самых тривиальных определений речи, но оно перед; все же загадочнейшее свойство языка, как правило, не осознаваемое1 теми, кто пользуется этим определением. В нем ведь не утверждается, что человек понимает другого, когда тот говорит; утверждается только что один человек понимает то, что говорит другой человек.

Так как мне может быть не под силу сказать, благодаря чему я мо бы быть понят (а кому это под силу?), первое, что мы узнаем о лю­бом высказывании, — это то, что язык понимают или разделяют как минимум два собеседника: А в такой же мере, как и В. Когда я вижу двух человек, беседующих друг с другом на улице, я вполне могу ус<


нцться в том, что они и впрямь хотят понять друг друга. Было бы егкомысленно приписывать им намерение, которого у них не было

в помине. Они просто хотят поговорить друг с другом, ни больше, нИ меньше. Лишь в редкие моменты мы пользуемся языком для того, чтобы узнать и признать друг друга в духе и по истине, и раскрыться, „е ставя никаких условий.

Всякий разумный человек знает, что мы понимаем друг друга изну­три только в том случае, если любовь или ненависть, солидарность или в р а ж д а откроют нам глаза на нашего У15- а -У15.П р о н и к а я т а к и м образом друг в друга, мы всякий раз переживаем возвышенный миг рождения нового языка и образования новых человеческих слов. Когда же эти подлинные силы любви или враждебности не посещают мою душу, я пользуюсь языком иначе, как получится, и именно в эти периоды рас­слабленности и бездумности язык и речь для меня безгранично ценны. Т е п е р ь они, правда, не раскрывают меня, поскольку я бездельничаю, но они раскрывают моему собеседнику тот общий для нас фон восприя­тий, ассоциаций, оценок, который вообще делает возможной нашу бе­седу. Разговор, там, где он на самом деле возможен, порождает согласие и приятие, потому что самими согласием и приятием уже порожден, а потому и возможен. Такой дружеский разговор соединяет меня с другим, не моею духовной основой, а, так сказать, общими корнями. По этой причине уметь разговаривать друг с другом — это не так уж мало, хотя для самих собеседников это может быть всего лишь ничего не значащий разговор о погоде. Мы не в состоянии все время быть лич­ностями, то есть мы не можем непрерывно любить или ненавидеть. Но тогда в каком смысле и в какой мере мы все-таки живем в эти долгие промежуточные периоды? Мы живем тогда волевым напором тради­ций прошлого, которое воспроизводим в качестве предличностного и общего для нас наследия всякий раз, когда пользуемся в разговоре го­товыми фразами родного языка. Конечно, открывая рот, чтобы что-то сказать, мы уже как-то открываем свою душу. Но ведь разговаривать вовсе не означает все время «открывать душу». Мы говорим друг другу «Это прелесть, не правда ли?», или «Отлично!», или «Превосходно!», или еще что-то в том же роде и остаемся все же рупорами истины, так как предоставлям доброму старому родному языку говорить через нас. Сердцам, говорившим до нас, дозволено говорить через нас — вместо на­шего собственного сердца.


 




Мы не так часто поем новые песни, зато мы любим вспоминат повторять старые. Говорить — значит или создавать, или цитировать и в той мере, в какой мы сохраняем существующий язык, каждый ц3' нас достоин уважения в качестве гигантской трансляционной сети це рез которую передаются все выражения общей воли. Подобно шелесту листьев вяза, язык обладает отзвуками, шепотом, невнятным бормота нием. Все эти голоса и звуки артикулируют скрытую волю общности Почему все мыслители ищут систему? Потому что они верят, что если один человек сможет-таки стать голосом всего языка, тогда у нас будет самая верная система, содержащая, с одной стороны бесконечное р а з -нообразие, а с другой — бесконечное единодушие. Говорить — значит верить в единодушие. Это можно продемонстрировать на примере того удивительного факта, что всякий язык притворяется завершенным. Содержит ли он восемьсот слов или восемьдесят тысяч — говорящие на нем в любом случае наивно полагают, что они могут выразить на этом зыке все, что угодно.

Цит. по: Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А.А. Чувакин. Основы филологии

Филология слово практическая деятельность знание область науки возникновение филологии как деятельности и как.. я проспал тот миг когда она проходила мимо моего.. дома..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О. Розеншток-Хюсси. Право человека говорить

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А.А. Чувакин ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
Учебное пособие Под редакцией А.И. Куляпина Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений

И как знания
Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В ц е н т р е ее и н т е р е с о в не с л у ч а й н о всегда с т о я л о с л о в о. «Я сло­вом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пр

Что такое современная филология?
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, оттолкнем­ся от определения филологии, сформулированного на рубеже 1960—1970-х годов С.С. Аверинцевым. С некоторыми вариаци­ями оно публиковалось в «Бол

Образования. Цели и задачи курса
«Основы филологии» Вместе с философией, историей, искусствоведением, культу­рологией, педагогикой, психологией и другими науками фило­логия образует область гуманитарных н

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Первые филологические профессии. Объясните причины их возникновения. » В каком отношении к первым филологическим профессиям на­ходится профессия учителя риторики? • Что тако

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии <...> Что такое филология и зачем ею занимаются? Слово «филоло­гия» состоит из двух греческих корней. «Филейн» означ

Русской культуры
<...> 3. Эволюция концепта 'Слово' была теснейшим образом связана со становлением цикла наук о с л о в е (конечно, называть их «нау­ками» можно лишь с большой долей условности). Поск

Комплексное знание
(V—IV вв. до н.э. — середина XIX в. н.э.) До середины XIX в. филология сохраняет статус практиче­ски ориентированного знания и деятельности и имеет комплекс-ныйхарактер

Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии
Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала

Середина XIX - середина XX в.
В середине XIX - середине XX в. в филологии активно раз­виваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в осн

Современная, или «новейшая филология»: человек как центр филологии
В середине XX в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939-1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных предста

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите задачи, объединяющие классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первона­чального развития. Какие задачи различают эти три направле­ния филологии? Н

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
Глава V СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО 1. ТИПЫ ПРОЗАИЧЕСКОГО СЛОВА. СЛОВО У ДОСТОЕВСКОГО <...> мы имеем в виду слово, то есть язык в его конкретной и жи­вой целокупности, а не язык ка

А.К. Михальская. Основы риторики. Определение современной риторики
<...> § 14. Теперь у нас есть некоторые основания для того, чтобы попытаться найти определение с о в р е м е н н о й р и т о р и к и . Риторика — это т е о р и я и мастерство целесо­

М.Ю. Сидорова. Лингвистическая уникальность и лингвистическая банальность русского Интернета
<...> Никто не приходит в Интернет в двухмесячном возрасте и не погружается в виртуальный мир настолько, чтобы полностью утратить нужду в мире реальном и контакт с этим окружающим миром (речь

II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким
прототипом / 2 / Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоцион

Почему естественный язык является объектом современной филологии?
Естественный человеческий язык всегда был в центре вни­мания филологии. В XX в. он признается объектом филологии. Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857-1913) - одного из величайших лингви

Естественный язык как объект современной филологии
«Мы существуем... в языке и при языке», — пишет герману ский философ XX в. М. Хайдеггер (1889-1976). Именно поэт-му язык — одно из наиболее сложных и трудно определяемых науке явлений. Для

Естественный язык и другие знаковые системы
Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что я з ы к — это универсальная з н а к о в а я система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержа­

Аспекты изучения языка в филологических науках
Вновь вернемся к приведенному в разделе 3.1 суждению Ф. де Соссюра, согласно которому признание языка одним из объектов филологии предполагает, что в филологии и в лингви­стике различаются и понима

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему естественный язык является объектом современной филологии? Одинаково ли отношение языка к литературе и сетературе? Ответ аргументируйте. (Понятие литературы можно заимство­вать из у

Филологии?
Текст всегда признавался объектом филологии.Филоло­гия и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филоло­гии древним

Современной филологии
Что такое текст? Ответ на этот вопрос кажется простым: каждому из говорящих (пишущих) интуитивно ясно, что есть текст. Тем более что и современная школа предлагает учащимся ответ на поставленный во

Текст в мире текстов
Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов — отдельную область реально­сти, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалоги

Аспекты изучения текста в филологических науках
В филологических науках текст изучается и как объект фи­лологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для

У. Эко. Поэтика открытого произведения
Это необходимо подчеркнуть, потому что, когда речь идет о произ­ведении искусства, наше западное эстетическое сознание требует, ч т о -бы под «произведением» понималось нечто, созданное определенно

Почему Ь о т о ^ и е п з является объектом современной филологии?
Термин кото Ьдиепз входит в терминологический ряд, от­крываемый кото заргет 'человек разумный': кото /аЬег 'чело­век — создатель орудий труда'

Понятие Ьото ^ и е п » как объекта современной филологии
В филологических науках человек выступает как субъект и Как объект. Человек как субъект филологии — это, во-первых, филолог-Исследователь и, во-вторых, «потребитель»

Понятие творческой личности покрывает творческуюлич­ность автораи творческую личность читателя.
Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную (от. лат. ощтаИ$ — первон

Аспекты изучения Ьото ^иепз в филологических науках
В современной филологии еще не сложилась общефилоло­гическая научная дисциплина, предметом изучения которой является Ьото Ьциепз как объект филологии. (Ср.: например, текст как объект филологии изу

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение термина Ьото Ьяиепз. Истолкуйте суждение В. фон Гумбольдта: «Язык - это мир лежащий между миром внешних явлений и внутренним мир0м человека». Какое значение оно

Т.А. ван Дейк. Структура дискурса и сообщения-новости
ДИСКУРС КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ Ся Выше указывалось, что дискурс, в широком смысле слова, являет-сложным единством языковой формы, з

Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя
Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследовани

Их задачи
Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите определения основных понятий научного исследо­вания. Свои рассуждения проиллюстрируйте. Назовите основные общенаучные методы научного исследова­ния. В чем значимость каждого

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Научный дискурс традиционно привлекает к себе внимание линг­вистов." Участниками научного дискурса являются исследователи как представители научной общественности, при

У. Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки
О НАУЧНОМ СМИРЕНИИ Не пугайтесь названия этого раздела. Я не имею в виду ваш м о -ральный облик. Я имею в виду ваш подход к источникам и к их кон­спектированию. Вы видели на приме

Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 032700 — Филология (бакалаври­ат) введена новая учебная дисциплина — «Основы филологии». «Основы филологии» является

Текст как объект современной филологии
Текст как традиционный объект филологии. Общефилоло­гическая значимость текста на современном этапе развития фи­лологии. Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные,

Ното ^ и е п » как объект современной филологии
Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммун

Методология филологии
Методология филологии как учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С. Аверинцев). Фило­логический подход к исследованию, его сущность.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги