Филологическое научное исследование: логика процесса исследованя

Важнейшими аспектами рассмотрения научного иссле­дования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема - ги­потеза — результат исследования), последовательность органи-з а ц и о н н ы х этапов и с с л е д о в а н и я (нахождение методов исследо­вания и их применение), оформление результатов исследования представление их в научной коммуникации и внедрение в прак­тику.

Начнем с рассмотрения логики процесса научного исследо­вания.

Понятие проблема (др.-греч. ргоЫёта — задача, задание) имеет три значения: препятствие в деятельности; знание о н е -знании; столкновение двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете.

В научно-исследовательской деятельности проблема пред­ставляет собой вопрос, на который не только нет ответа, но и в наличном знании нет готовых средств для его поиска. Так, в современной филологии существуют проблемы классификации слов по частям речи, типологии простых предложений, положи­тельного героя в литературе.

В основе проблемы лежит противоречие между знанием и незнанием. Поиск и формирование такого противоречия со­ставляет начальное звено в движении мысли исследователя и выступает признаком рождения познавательной ситуации. Раз­личается два основных вида противоречий:

1)противоречие между мыслью и действительностью. Рас­смотрим пример из исследования тувинской фольклористики. Д.С. Куулар7 отмечает, что традиционное представление о неса­мостоятельности и несамодостаточности тувинского фольклора не соответствует многообразным фольклорным материалам, об-206


наруженным в конце XIX — середине XX в. Данные экспедиций и исследований М.П. Грязнова и М.Х. Маннай-оола показывают, что истоки тувинского фольклора относятся к VII в. до н.э. Бо­лее того, тувинский фольклор по своим жанровым признакам близок к тюрко-монгольской устной народной поэзии с четко различимыми элементами индо-тибетского фольклора;

2) противоречие между мыслями.Пример: топонимия За­падной Сибири традиционно изучалась в связи с решением вопроса о происхождении и выявлением мест первоначаль­ного обитания народов Сибири (научная школа профессора А.П. Дульзона); в 1960—1980-е годы на изучение топонимии Западной Сибири были распространены принципы и методы системного исследования (научная школа профессора И.А. Во­робьевой). Здесь очевидно противоречие между двумя научны­ми традициями: середины XX в. и более новой, 1960—1980-х го­дов. Это и есть один из случаев противоречия между мыслями, т.е. не что иное, как противоречие между научными позиция­ми, концепциями, теориями, рассматривающими один и тот же объект.

Работа, связанная спостановкой проблемы, включает в себя ряддействий: 1) формулирование проблемы (отделение знания о предмете от незнания); 2) построение проблемы («рас­щепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля изуче­ния); 3) оценка и обоснование проблемы; 4) словесное выраже­ние проблемы, выбор и создание терминологии. Такова типовая схема работы исследователя с проблемой.

Продолжим рассмотрение примера из работы Д.С. Куулара. Названную выше проблему он формулирует в виде серии вопро­сов, которые одновременно «расщепляют» ее: существует ли та­кое явление, как тувинский фольклор? Если да, то представляет ли он собой самостоятельный феномен? какой вклад внесли ту­винцы в общую сокровищницу народного творчества великой Азии? Как тувинцы заимствовали, использовали и распростра­няли творческие достижения исторических соседей, ушедших в Другие местности Азии?

В процессе разрешения проблемы исследователь не сразу приходит к новому знанию, а дает предположительное объясне-207


н и е я в л е н и я м . Так исследование проходит через стадию гип0 тетического (др.-греч. куроМеыз - основание, предположение^ знания. Примером гипотезы в филологии служит содержани X главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Гипотетическая с т а д и я и с с л е д о в а н и я состоит в поиске, разра­ботке и оценке гипотезы. Общие направления создания гипотезы обусловливаются проблемой. В примере из работы Д.С. КууЛа-ра возможные ответы на поставленные исследователем вопро­сы служат материалом для формулирования гипотезы. Устно-поэтическое творчество тувинского народа не примитивное и подражательное явление, а самостоятельная и самодостаточная часть центральноазиатского фольклора.

Однако содержательные источники гипотез лежат за преде­лами проблемы - в характеристиках объекта исследования, в идеях, принципах и методах науки, в исследовательском опыте. Кроме того, каждая наука обладает своеобразным «банком гипо­тез». Важны также опыт исследования по смежной проблемати­ке, творческая интуиция, ассоциации, аналогии и др.

Разработка гипотезы проходит три основных этапа.

На первом этапе гипотеза возникает как необоснованное предположение, догадка. О н а и о ф о р м л я е т с я с о о т в е т с т в е н н о в виде предположительного высказывания: А что, если...?

Второй этап предполагает обоснование гипотезы фактиче­ским материалом. Исследователь методом наблюдения извле­кает из источника фактического материала как можно больше фактов. Он проверяет, могут ли эти факты быть объяснены дан­ной гипотезой. Если это удается, то догадка имеет шанс превра­титься в обоснованное знание; если не удается (а это случается, когда слишком много фактов противоречит предположению), то возникает задача корректировать догадку или, при невозможно­сти сделать это, отказаться от нее и искать новое предположе­ние.

Третий этап — теоретическое обоснование гипотезы, т.е. включение гипотетического знания в уже существующую си­стему знания — теоретическую картину объекта исследования. Филология как совокупность знаний может отторгать новое знание, которое не вписывается в господствующее в данный мо-208


мент развития науки представление. Поэтому от исследователя зависит, как он сможет установить связи нового знания со ста-пьтм, инновационного с традиционным.

Теоретически обоснованная гипотеза формулируется в виде системы суждений. В результате работы по обоснованию ги­потезы может сложиться несколько ситуаций: 1) гипотеза обо­снована и становится структурным компонентом теории; 2) ги­потеза в целом обоснована, но какие-то ее стороны требуют дополнительной проработки (имеется «остаток» фактического материала, который не объясняется гипотезой; в терминологии отсутствуют обозначения обнаруженных явлений и др.); 3) ги­потезу обосновать не удалось (в этом случае неизбежно обраще­ние к конкурирующим гипотезам или создание новых).

Теоретическое (др.-греч. (кебпа — наблюдение, исследо­вание), знание, с точки зрения системы проблема — гипоте­за — теория, представляет собой обоснованную (доказанную) гипотезу. Различие между теорией и гипотезой — в степени обо­снованности, развитости и объяснительных возможностей зна­ния. Поэтому существует особая задача построения теории как знания объясняющего и истолковывающего.

Процесс построения теории проходит две основные стадии8: 1) формирование оснований теории; 2) построение «тела» тео­рии.

Основания теории н а ч и н а ю т ф о р м и р о в а т ь с я у ж е на началь­ном этапе исследования в процессе разработки проблемы и по­строения гипотезы. Основания теории — это, во-первых, такие научные положения, на которых выстраивается и существует собственный результат исследования; во-вторых, факты, явле­ния, отношения между ними, требующие теоретического объяс­нения. Эти положения привносятся из наличного запаса знаний об исследуемом объекте.

П р и изучении вопроса о т у в и н с к о м ф о л ь к л о р е в качестве важ­нейших оснований теории выступают следующие положения.

• Творчество тувинского народа есть творчество этнически обусловленное, запечатлевшее время жизнедеятельности тувин­ских племен в период тюрко-монгольского, манчжуро-китайского господства, участия в делах племен, населявших Великую Степь.

14-325209


• Тувинский фольклор связывал и связывает до сих поп около 40 тувинских родо-племенных групп с многочисленны^ племенами, народностями Азиатского материка, о чем свиде. тельствуют фольклорные материалы о бытовании «Джангра» и «Гэсэра».

• Общность тувинского фольклора с народным словесным искусством народов Азии опирается на кочевой скотоводческо-охотнический образ жизни, на шаманско-буддийскис философ­ские взгляды их творцов, а также на общности языков якутских хакасских, алтайских, казахских, киргизских и др.

Понятие «тело» теории выражает результат мыслительной работы, который интуитивно ощущается исследователем как завершение процесса исследования. Построение «тела» теории существенно различается в зависимости от формы теоретиче­ского з н а н и я : собственно теория как наиболее развитая и слож­ная ф о р м а знания; объяснение; новая модель; новое осмысление известного факта, явления; классификация материала и др.

Однако в любом случае теоретическое знание соответствует некоторой совокупности критериев. Укажем два важнейших: оно в ы р а ж а е т сущность предмета и п р е д с т а в л я е т е г о к а к целостное знание.

Сущностная характеристика тувинского фольклора состо­ит в том, что он не есть ограниченное, замкнутое географиче­скими рамками явление, а представляет целостное историко-художественное народное достояние.

6.4. Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы,