Рубежное значение трудов Ф.А. Вольфа и его современников для филологии

Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца XVIII - середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Дело в том, что Германия с сере­дины XVIII в. искала основы для сплочения народа. Этот поиск опирался на народный дух, народное творчество, разум, что не­избежно приводило к филологии. Именно в этот период и были заложены главные черты современной филологии.

Этап филологии, начавшийся на рубеже XVIII-XIX вв., по­лучил название «новой филологии», а Вольф считается ее осно­вателем.

Фридрих Август Вольф (1759-1824) - первый известный культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как ЗШёШтз РкгЫо^гае (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По оконча­нии университета он преподавал в гимназии, затем был профес­сором университетов в Галле и Берлине.

Как отмечается в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, Вольф был в большой строгости воспитан отцом, кантором и органи­стом. В гимназии Вольф с необыкновенным рвением изучал древние языки, в университете же посещал лекции неаккуратно, предпочитая самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в кото­рой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эта работа была издана. В 1783 г. Вольф пригла­шается на кафедру философии в университет в Галле.

В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с


1785 г., а затем и в сочинении «Багз1;е11ип§ ёег АкегЬ1итз-\^з-зепзспап» (1807; «Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).

Понятие науки о древности у Вольфа относится «к основно­му содержанию знаний и известий, которые нас знакомят с дея­ниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоя­нием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и на­слаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и со­временною» {с. 17—18)'.

В этой науке им выделяются две части.

Первую часть образуют так называемые служебные науки, «подготавливающие доступ к предметам» изучения (с. 27). В эту группу входят три науки:

• грамматика — наука «обо всех периодах жизни языка» (с. 19), т.е. ф а к т и ч е с к и это я з ы к о з н а н и е ;

• герменевтика — «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»;

• филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид.

Эти науки, как пишет Вольф, представляют собой орган соб­ственно науки.

Вторую часть составляют науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней Греции и Древнего Рима. Таковы древ­няя география, история, мифология, история литературы, исто­рия искусств и др.

Итак, по Вольфу, филология — это совокупность наук и на­учных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучаю­щих Древнюю Грецию и Древний Р и м (классическая ф и л о л о г и я в одном из ее толкований).

Идеи Ф.А. Вольфа получили развитие в трудах его совре­менников. Так, Август Бёк (1785—1867) выдвинул тезис: «Цель


 




филологии... познание познанного». Этот тезис разъясняется ав­тором: «познавать... познанное — значит понимать; понимание есть общая функция филологии». ГотфридГерманп (1772-1848) настаивал на том, что филология — это критика и истолкование текста.

Фридрих Шлейермахер (1768-1834) признается создате-л е м современной герменевтикик а к науки о п о н и м а н и и . В от­личие от экзегетики, толкующей только сакральные тексты, герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста. Его главный тезис: «Понимать речь сперва так же хоро­шо, а потом и лучше, чем ее автор». Герменевтика тесно связана с риторикой.

«Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат научные методы, которые могут быть при­менены при изучении любого народа (герменевтика, крити­ка и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних наро­дах (классическая филология в одной из ее версий). В течение XIX в. произойдет размежевание филологии и истории.

Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.