рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Слог и слогоделение

Слог и слогоделение - раздел Лингвистика, РУССКИЙ ЯЗЫК: ФОНЕТИКА Слог, Являющийся Минимальной Произносительной Единицей, Представляет Собой На...

Слог, являющийся минимальной произносительной единицей, представляет собой наиболее фундаментальную сегментную единицу речевого потока. С этим связано наличие нескольких альтернативных теорий – как артикуляционных (экспираторная, мускульная, эксплозивно-имплозивная), так и перцептивных (динамическая, сонорная).

Наиболее удачную модель слога предлагает сонорная теория (Р.И.Аванесов): сегмент, сформированный просодемой волной звучности (изменение соотношения тона и шума). Эта просодическая единица выполняет только формирующую функцию (контур + центр).

Шкала звучности в баллах (по М.В.Панову):

4 – тон, гласные [Г];

3 – тон + слабый шум, звонкие сонорные согласные с.зв.];

2 – сильный шум + тон, звонкие шумные согласные ш.зв.];

1 – шум, глухие согласные гл.]; 0 – пауза #.

Центр слога образует вершина (обязательный компонент), периферию – склоны (необязательные компоненты). В русском языке, не имеющем дифтонгов, все [Г] фонетического слова, как максимально звучные, являются абсолютными вершинами. с.зв.] может стать относительной вершиной, если его окружают менее звучные сегменты (шумные согласные, пауза).

Однако иногда вершиной становится и ш.] (как правило, щелевой). Этот факт объясняет динамическая теория (Л.Л.Касаткин), описывающая слог как волну интенсивности (силы звучания). Все слоговые согласные (и с.], и ш.]) отличаются от неслоговых повышенной силой, т. е. прежде всего долготой звучания. Таким образом, вершина – это наиболее звучный и / или наиболее длительный звук слога.

 

Структурная типология слогов
  -открытые -закрытые
Неприкрыто- вершина [а-ý] вершина + склон [óн]
Прикрыто- склон + вершина [кá-др8; бý-кф8;кс8-кс8] склон + вершина + склон [бар-сýк]

 

Максимально удобными для восприятия и произнесения и потому наиболее употребительными являются прикрыто-открытые слоги.

Слоговая структура речевого потока обычно скрыта от наблюдения и становится явной в условиях, затрудняющих коммуникацию (дальность, помехи). Тогда используется скандирование – произнесение слов, расчленённых на слоги. При этом межслоговые границы должны обеспечить: 1) для слушающего – наилучшую слышимость, разборчивость каждого слога (перцептивный параметр); 2) для говорящего – удобство произношения каждого слога (артикуляционный параметр). Каждому параметру соответствует свой принцип.

Принцип восходящей звучности ПВЗ опирается на 2 тезиса:

1) Начало слога не может быть нисходящим, т. е. перед вершиной звучность не должна уменьшаться (запрет, не допускающий исключений).

2) Конец слога может быть восходящим, т. е. без уменьшения звучности, или минимально нисходящим, т. е. с уменьшением звучности на 1 балл (допускаются вынужденные отклонения).

Принцип артикуляционного удобства ПАУ оценивает сочетаемость движений речевых органов. Чаще всего согласуется с ПВЗ, но иногда противоречит ему и отменяет его действие.

Конкретные результаты взаимодействия принципов формулируются в виде правил слогоделения, разделяющихся на 2 типа в зависимости от характера звуковых сочетаний:

Простые: 0 / 1 / 2 [С] между вершинами (чаще действует ПВЗ).

Осложнённые: [С̅] / 3-й [С] / отсутствие одной из вершин (чаще действует ПАУ).

 

Простые правила Осложнённые правила
1. Г-Г (ПВЗ) [а-ý] 4 4
2. -С (ПВЗ) [а-нá; jи-жý] 4 3 4 4 2 4 2'. С̅ ®С-С (ПАУ) [áн-нъ; jׁэж-жу] НО: [рó-ш#’ъ; jׁэ-ж#’ׁу] 4 3 3 4 4 2 2 4
3. -Сш.Сш. (ПВЗ) [да-скá; бý-квъ] 4 1 1 4 4 1 2 4 3'а. Сш.щ.Сш.С; Сш.см.ш.С (ПАУ) [ма-сквá; ат-крój] 4 1 1 2 4 4 1 1 3 4 3'б. Сш.см.Сш.# / -Сш.см.С8ш.# (ПАУ) [бýкф# / бý-кф8#] 4 1 1 4 1 1
4. -Сш.Сс. (ПВЗ) [нъ-и-бр’ׁá] 4 2 3 4 4'а. Сш.щ.Сс.Сс.; Сш.см.ш.Сс. (ПАУ) [и-змрá-къ; ат-мрá-къ] 4 2 3 3 4 4 1 3 3 4 4'б. -Сш.С8с. / Сш.С9с. + # (-Сш.) (ПВЗ) [на-jׁá-бр8’# / на-jׁáпр9’#(-ск’иj)] 4 2 3 4 1 1 1 1 4
5. Сс.ш. (ПВЗ) [кáр-тъ; кóл-бъ] 4 3 1 4 4 3 2 4 5'. #С8с.ш. / #С9с.Сш. (ПВЗ) [#р8-тá / #р9тá; #л8-бá / #л9бá] 3 1 4 1 1 4 3 2 4 2 2 4
6. Сс.с. / -Сс.Сс. (ПАУ) [ваj-нá; вал-нá; сóн-мъ; дó-мръ] 4 3 3 4 4 3 3 4 4 3 3 4 4 3 3 4 6'а. -Сс.С8с. / Сс.Сс.+ #(-Сш.), Сс.р9 #(-Сш.) (ПАУ) [ч’ׁэ-рн8’# / ч’ׁэрн-ск’иj; дó-мр8# / дóмр9#] 4 3 3 4 3 3 1 1 4 4 3 3 4 3 3 6'б. #(Сш.) + С8с.с. / Сс.Сс. (ПАУ) [#и-зл8’-нá / #и-зл’нá] 4 2 3 3 4 4 2 3 3 4

 

Комментарии:

1. Соседние [Г] разделяются слоговой границей, образуя восходящие слоги.

2, 3, 4. Любой одиночный [С], сочетания ш.Сш.] и ш.Сс.] отходят к следующему слогу (конец предшествующего слога восходящий, а начало следующего не становится нисходящим).

5. Сочетания с.Сш.] разделяются слоговой границей (конец предшествующего слога становится нисходящим, чтобы не стало нисходящим начало следующего слога).

6. Сочетания с.Сс.] чаще неудобны и разделяются слоговой границей (конец предшествующего слога минимально нисходящий), реже являются удобными и отходят к следующему слогу ([мj, нj, лj, рj, мн, мл, мр, нр]; конец предшествующего слога восходящий).

2'. Долгие [С] (кроме доминант [ш#’], [ж#’]) неудобны и делятся слоговой границей пополам.

3'а, 4'а. Сочетания ш.Сш.С], ш.Сс.Сс.] с 1-ым щелевым (1 артикуляционное движение) удобны и сохраняют единство. Сочетания с 1-ым смычным (2 движения), неудобны и разделяются слоговой границей.

3'б. Сочетания ш.Сш.] с 1-ым смычным перед паузой неудобны и могут образовать отдельный слог за счёт удлинения 2-го ш.].

4'б. Сочетания ш.Сс.] перед паузой или ш.] образуют отдельный слог (всегда открытый!) на базе слогового с.] за счёт его удлинения либо входят в предшествующий слог за счёт понижения звучности с.] до уровня следующей паузы или ш.] (обычно оглушение).

5'. Сочетания с.Сш.] после паузы разделяются слоговой границей (с.] удлиняется и становится слоговым) либо входят в следующий слог за счёт понижения звучности с.] до уровня ш.].

6'а. Сочетания с.Сс.] перед паузой или ш.] образуют отдельный слог на базе 2-го с.] за счёт его удлинения либо входят в предшествующий слог за счёт его сокращения (с оглушением [р], самого сложного и неустойчивого с.]).

6'б. Сочетания с.Сс.] после паузы или ш.] разделяются слоговой границей (1-й с.] удлиняется и становится слоговым) либо входят в следующий слог за счёт сокращения 1-го с.].

Если возникают ещё более сложные сочетания согласных звуков, слоговая граница определяется путём объединения правил:

[рáп-ствъ]: 3'а, ПАУ (смычный [п] отделяется от сочетания [ств]) + 3'а, ПАУ (щелевой [с] не отделяется от сочетания [тв]) – общая формула [ГСш.см.-Сш.щ.Сш.СГ];

[мóн-стр8#]: 4'б, ПВЗ (слоговой [р8] после шумного [т] перед паузой) + 5, ПВЗ (сонорный [н] отделяется от шумного [с]) + 3'а, ПАУ (щелевой [с] не отделяется от сочетания [тр]) – общая формула [ГСс.-Сш.щ.Сш.С8с.#].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РУССКИЙ ЯЗЫК: ФОНЕТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК ФОНЕТИКА... ВВЕДЕНИЕ... Плодотворное изучение любых звеньев языковой системы требует опоры на широкую лингвистическую теорию Главная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Слог и слогоделение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Фонетика (от греч. φωνή «звук») – это научная и учебная дисциплина, объектом которой является фонетическая система. Для характеристики любой системы используютс

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА
Цель деятельности говорящего – закодировать своё сообщение серией звуковых колебаний, которые должны быть восприняты и адекватно декодированы слушающим. Поэтому строение и работу речевого аппарата

Фонологическая система в деятельности говорящего и слушающего
Минимальные знаковые единицы, морфемы, должны постоянно храниться в памяти участников коммуникации. Однако изменчивая звуковая форма не может обеспечить выполнение этой задачи. Мор

Основные фонологические школы
Не все исследователи используют введённые выше понятия. В мировой лингвистике существуют различные научные школы, рассматривающие языковые системы со своих особых теоретических позиций. Для отечест

Общая характеристика
Звуки любого человеческого языка делятся на гласные [Г] и согласные [С]. Между ними наблюдаются следующие артикуляционно-перцептивные различия:  

Согласные звуки
Многочисленность [С] делает оптимальной следующую стратегию классификации: 1) выделение основных аллофонов (доминант), выступающих в абсолютно сильной позиции; 2) на основе фонетических процессов д

Место образования шума
Активный орган 10: губно- 20/19: переднеязычные 1: средне-язычный 6: задне-язычные Пассивный ор

Способ образования шума
Тип преграды 17/16: щелевые 20: смычные Преодоление преграды срединные (15/14) боковые (2)

А. Образование и структура шума
Разряды [С] Преодоление преграды Характер шума удар взрыв трение средин

Соотношение шума и тона
Уровень шума 28/27: шумные 9: сонорные Наличие тона 16: глухие 12/11: звонкие звон

Гласные звуки
Малочисленность [Г] делает возможной и желательной принципиально иную стратегию классификации: полный охват доминант и слабых аллофонов. Общее количество звуков составляет 12 / 11

Характеристика звуков
Порядок перечисления признаков совпадает с их местом в классификациях: [С] – место образования (активный орган + пассивный орган); способ образования (тип преграды + преод

Ударение
Ударение (акцент) – это просодическая единица, выделяющая один из слогов фонетического слова. Параметры русского ударения: артикуляционный – сила выталкивания воздушной струи;

Интонация
Просодическая единица, характеризуемая следующими параметрами: артикуляционный – изменение степени натяжения голосовых связок; акустический – изменение частоты воз

Подсистема простых ИК
Парадигматика. Интегральный признак – ровный предцентр; дифференциальные – типы центра и постцентра, из символов которых складываются обозначения конструкций. В заголовки строк таб

Общая характеристика
Доминирование консонантизма в фонологической системе русского языка обусловило более сложный характер его организации. Наиболее крупным объединением является корреляция – комплекс

Общая характеристика
Состав русского вокализма устанавливается в абсолютно сильной позиции – неприкрытом ударном слоге: 5 áГñ (см. 4.3). Иногда к ним добавляют фонему áыñ. А

Процедура фонологического анализа
Фонологический анализ, производимый слушающим, носит творческий характер, связанный с решением альтернативных задач, и заслуживает особенно внимательного рассмотрения. Он складывается из следующих

Анализ позиций и формирование полей нейтрализации
Методика этих операций основана на закономерностях, подробно рассмотренных выше. Но следует ещё раз напомнить, что наряду с реальным фонетическим окружением (звуки, паузы, ударения) здесь большую р

Сужение полей нейтрализации
Основной способ сужения поля нейтрализации – проверка, т. е. постановка звука или потенциального фонетического нуля в более сильную позицию в той же морфеме для определения фонемы

I. Фонетическая транскрипция
1. Затранскрибировать фонетическое слово (включая клитики). 2. Произвести морфемное членение. II. Определение áСñ

Образец фонологического анализа
I. [пỳс’т’ (#)ׁаб’ jׁэ ш#’ик] II.

Предмет, задачи, строение орфоэпии
Литературный язык – основная разновидность коммуникативной системы. Для него необходима кодификация, т. е. сознательное нормирование. 2 типа норм: знаковые (прямо

Орфоэпия согласных звуков
Основной источник вариантности – развитие русской фонологической системы (после падения редуцированных) по закону И.А.Бодуэна де Куртенэ – М.В.Панова: усиление консонантизма + осла

Орфоэпия гласных звуков
1) [ó]/[э]? Источник вариантности – непоследовательная лабиализация (14–16 вв.) + заимствования. ЦСН: только áэ

Орфоэпия служебных морфем и слов
Основной источник вариантности – противоречия между фонетической и грамматической системами языка, тормозящие действие закона Бодуэна де Куртенэ – Панова. Словоизменительные аффикс

Существительные
1) Отталкивание от производящего слова. Филосóфия ® филосóф / филóсоф (19 в.) ® филóсоф. Но: астронóмия ® астронóм / астрóном ® аст

Прилагательные
1) Отталкивание от производящего слова ® сдвиг на суффикс /2-й слог корня (19–20 вв.): лáвровый ® лавр óв ый, зéркальный ® зеркáльный. Но: шёлковый

Глаголы
1) Отталкивание от производящего слова ® сдвиг на суффикс (19–20 вв.): искрить ® искр и ть, стáреть ® стар é ть (

Существительные
1) Основной источник вариантности – грамматическая оппозиция «ед.ч. : мн.ч.». 2 скл. м.р. «Основа : окончание». Отсюда: дóмы ® дом

Лабораторная работа № 1. Интонация. Фонетика стихотворной речи
1. Попов, упр.77. Затранскрибировать стихотворные фрагменты, для каждого определить размер, его связь с содержанием текста. 2. Найти и объяснить нарушения размера. 3. Сделать инто

Лабораторная работа № 2. Фонологический анализ текста
1. Определить стихотворный размер, затранскрибировать текст. 2. Сделать его фонематическую транскрипцию, указывая: для [С], [ø] – позицию, нейтрализ

Лабораторная работа № 3. Орфоэпический анализ текста
Затранскрибировать текст, определив его стихотворный размер. Найти и проанализировать орфоэпические особенности, сгруппировав их по разделам: 1. Орфоэпия [С]. 2.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги