Ударение (акцент) – это просодическая единица, выделяющая один из слогов фонетического слова. Параметры русского ударения: артикуляционный – сила выталкивания воздушной струи; акустические – амплитуда и длительность колебаний; перцептивные – сила (громкость и долгота) звучания, тембр звучания.
В ударном слоге все звуки произносятся более чётко, чем в безударном, их коартикуляция проявляется слабее. Однако особенно заметно это различие проявляется в слоговой вершине. Поэтому можно говорить и об ударных / безударных гласных звуках (а также об ударных / безударных морфемах, если они содержат [Г]). Каждый гласный имеет свой индивидуальный эталон силы, зависящий от ширины раскрытия ротовой полости: чем ниже подъём, тем больше сила. Кроме того, некоторые [Г] возможны почти исключительно в ударных слогах, и их тембр является одним из перцептивных признаков ударения: [о,ׁо, э,ׁэ, є,ׁа].
Русское ударение имеет ряд специфических свойств, на которых основаны его функции. Главная функция, как для любой просодической единицы, – формирующая. В её основе лежит синтагматическое свойство – неоднородность слогов и слов в потоке речи:
1. Различие степеней ударности, позволяющее ударению выделять центр различных сегментных единиц. Наряду с основным словесным ударением, существует также ударение ослабленное (побочное) и усиленное: тактовое и фразовое. Тактовое ударение – самое сильное из словесных, фразовое – самое сильное из тактовых. Они могут быть ритмическими (на последнем слове такта и фразы) и логическими (сильнее ритмических, на любом слове).
2. Различие степеней безударности. Основная акцентная схема русского слова (формула А.А.Потебни) имеет вид 1 2 3 1. Цифры обозначают соотношение слогов по силе звучания:
3 – ударный; 2 – 1-й предударный; 1 – 2-й (и прочие) предударный, все заударные. Знание такой закономерности иногда способно помочь слушающему в определении границ фонетического слова. Однако нередко эта единица имеет более сложное строение.
3. Различие грамматических слов по степени самостоятельности. Фонетические слова могут включать в свой состав соседние грамматические слова – клитики. Они делятся на 2 класса в зависимости от направления происходящих фонетических процессов. Проклитики – результат проклизы (примыкания к следующему слову). Энклитики – результат энклизы (примыкания к предшествующему слову).
Оба процесса могут происходить на разных этапах порождения речи.
1) Проклиза / энклиза + реализация фонем аллофонами ® абсолютные клитики (полная потеря самостоятельности). Это большинство служебных слов, а также некоторые существительные с предлогами и односложные глагольные формы прошедшего времени с отрицательными частицами. Их звучание не отличается от обычных морфем.
2) Реализация фонем аллофонами + проклиза / энклиза ® относительные клитики (неполная потеря самостоятельности). Это некоторые служебные слова, а также многие знаменательные. При этом внутри фонетического слова сохраняется виртуальная пауза, определяющая особенности звучания обоих компонентов (см. 8.1). Компоненты-клитики обычно сохраняют побочное ударение; полностью безударными могут быть односложные служебные слова типа союза [но], частицы [л’и], особенно рядом с ударным слогом.
Превращению знаменательных слов в относительные клитики способствуют 2 фактора:
а) семантическая отвлечённость + формальная краткость (односложные местоимения, числительные, глаголы-связки);
б) независимо от семантики и формы – темп и ритм речи, особенно стихотворные размеры:
[//скоÚръ стàл(#)вáс’ъ /палуÚчшы ч’итáт’//] (дактиль ® относительная проклиза);
[//скòръ(#)стаÚл(#)вàс’ъ /луÚчшы ч’итáт’//] (анапест ® относительные проклиза и энклиза).
Возможно, правда, и намеренное нарушение размера: [//с’н’ׁэÚк(#)выпъл /тóл’ко в’jинвар’ׁэÚ//] (выделено самое важное в такте слово снег, хотя ямб требует ударности глагола).
Виртуальная пауза и побочное ударение могут возникать также в сложных и префиксальных словах. Факторы: а) относительно автономный 1-й компонент; б) значительное расстояние от основного ударения на 2-ом компоненте.
Формирующая функция ударения | ||||
Центр | ||||
фонетического слова | речевого такта и фразы | |||
без клитик | с клитиками | Ударения | ||
абсолютными | относительными | ритмические | логические | |
[пъдакóн#’ик ] [скваз’н’ׁáк] [надóмныj] [штóтъ] [грызл’и] [рòс(#)с’им’инá] [м’ׁэш(#)в’идавój] | [пъдакнóм] [б’изък’иáнъ] [надóм] д’л’икавó] [пакáштъ] [изл’ису] [нáдъм] [н’ׁэ бъл] | [штòп(#)акнó] [сквòс’(#)ׁак’иáн] [но(#)дóм] [д’л’ׁа(#)нáс] [штó(#)пакà] [грыс(#)л’и] | [//òнуч’ил уроÚк’и /óч’ин’ доÚлгъ//] | [//òнуч’иÚл урóк’и /óч’ин’ доÚлгъ//] [//оÚн уч’ил урóк’и /оÚч’ин’ дóлгъ//] [//òнуч’ил уроÚк’и /óч’ин’ доÚлгъ//] |
В основе второй функции русского ударения – различительной – лежат его парадигматические свойства: разноместность (возможность выделения любого слога фонетического слова) и подвижность (перемещение на другой слог при изменении или образовании слова). 1-ое свойство действует во всех случаях различения, 2-ое действует ограниченно.
Парадигматические свойства ударения | |||
1. Разноместность | 2. Подвижность | 3. Неподвижность | |
2.1. Словоизменительная | 2.2. Словообразовательная | ||
[зóлътъ – балóтъ – дълатó] | [рукá – рýку, рýк’и – рукáм] [акнó… – óкнъ…] [ýч’иш… – уч’и л …] [óз’иръ… – аз’ׁóръ…] | [кудá ® н’ׁэ кудъ] [óз’иръ ® аз’ׁóр н ыj] | [акнó – акнá…] [óкнъ – óкънØ…] [уч’илØ – уч’илъ…] [кудá ® н’и кудá] |
Различительная функция ударения | ||||
Различение | ||||
грамматических форм (свойства 1 + 2.1) | слов | вариантов слов (свойство 1) | ||
индивидуальное | групповое | неродственных (свойство 1) | родственных (свойства 1 + 2.2) | |
[рук’и] (р.п. ед.ч.) : [рýк’и] (и.п. мн.ч.) | [акнó…] (ед.ч.) : [óкн ъ…] (мн.ч.) [ýч’иш…] (наст.вр.) : [уч’ и л…] (прош.вр.) | [мýкъ : мукá] [сóрък : сарóк] | [н’и кудá : н’ׁэ кудъ] | [тварóк : твóрък] [на дóм : нá дъм] |