Просодическая единица, характеризуемая следующими параметрами: артикуляционный – изменение степени натяжения голосовых связок; акустический – изменение частоты воздушных колебаний; перцептивный – изменение высоты тона (мелодика).
Функциональной единицей интонации служит интонационная конструкция ИК (интонема) – мелодический рисунок речевого такта (фонетической синтагмы). Она состоит из 3 компонентов: предцентр + центр (слог, несущий тактовое ударение) + постцентр. При отсутствии пред- или постцентра их мелодику в сжатом виде реализует центральный слог.
Движение тона в компонентах ИК может иметь следующий вид:
1) Предцентр – ровный Р ® / восходящий В .
2) Центр – нисходящий Н ¯ / ровный Р ® / восходящий В .
3) Постцентр – нисходящий Н ¯ / восходящий В .
Функции ИК:
1. Формирующая функция создаёт мелодический контур речевых тактов и их комплексов.
2. Различительная функция имеет 5 разновидностей:
1) Структурная функция различает речевые такты по их месту в составе фразы:
а) общая – завершённость такта (конец фразы) / незавершённость (начало или середина фразы);
б) частная – возможное выделение автономного такта внутри фразы (перечислительные ряды, вводные и вставные конструкции, обособленные обороты, носители добавочной информации).
2) Коммуникативная функция различает типы фраз по цели высказывания: побуждение / общий вопрос / местоимённый вопрос. Фраза-сообщение не имеет специфической интонации. Её мелодика складывается из структурной завершённости и незавершённости.
3) Экспрессивная функция может дополнительно подчеркнуть значимость речевого такта:
а) для завершённых и вопросительных тактов – усиление;
б) для незавершённых тактов – усиление темы / усиление ремы (под логическим ударением);
в) в усложнённых ИК – интенсивность оценки / сила нетерпения.
4) Эмоциональная функция может дополнительно выражать:
а) субъективные переживания: мечтательность, интерес, нетерпение, неуверенность, недоумение, душевная боль; позитивная / негативная оценка ситуации;
б) воздействие на адресата (в побуждении, вопросе): настойчивость, угроза.
5) Стилистическая функция может дополнительно придать такту книжную окраску.
Общая интонационная система делится на 2 подсистемы.