Предмет, задачи, строение орфоэпии

Литературный язык – основная разновидность коммуникативной системы. Для него необходима кодификация, т. е. сознательное нормирование. 2 типа норм: знаковые (прямо связанные с выражением смысла) и формальные (произношения и написания). Произносительные нормы регулируют: а) фонемный состав морфем и слов; б) их аллофонный состав (характер реализации фонем); в) место ударения в словах и словоформах.

Предмет орфоэпии (от греч. ορθός «правильный» + έπος «речь») ýже предмета фонетики. Он включает:

1) императивные нормы – если велика вероятность ошибки;

2) вариантные нормы – если возможен сознательный выбор.

Источники орфоэпических вариантов: 1) историческое развитие языка; 2) влияние нелитературной речи; 3) влияние письменности; 4) влияние иностранных языков.

Параметры вариантов: а) свободные (равноправны); б) стилистические (различия в употреблении); в) семантические (различия в значении); г) хронологические (различия в актуальности). Возможно совмещение параметров.

Функции произносительных норм:

1) Соблюдение норм обеспечивает слушающему оптимальные условия для восприятия смысла речи.

2) Варьирование норм обеспечивает говорящему возможности для построения выразительной речи

Задачи орфоэпии противоречивы: 1) поддержание культурной традиции (особенно чтение поэтических текстов); 2) учёт тенденций развития фонологической системы. Средства их решения – двоякая систематизация материала:

1) Синхроническая. Произносительные стили: строгий (книжный) – нейтральный – разговорный. Обусловлены коммуникативной ситуацией.

2) Диахроническая. Культурно-исторические типы произношения. Сменяют друг друга через стадию сосуществования:

церковнославянская норма ЦСН (14–17 вв.)
старомосковская норма СМН санкт-петербургская норма СПН (18 – 1-я пол. 20 вв.) (19 – 1-я пол. 20 вв.)
старшая орфоэпическая норма СОН младшая орфоэпическая норма МОН (1-я пол. 20 в. – н. вр.) (2-я пол. 20 в. – н. вр.)

 

Строение орфоэпии. 4 раздела: 1) Орфоэпия [С]. 2) Орфоэпия [Г]. 3) Орфоэпия служебных морфем и слов. 4) Орфоэпия ударения.