ОДИНОЧЕСТВО

Герой "печальных" текстов в молодости совершает ошибки и, оценивая свою жизнь как череду ошибок, неудач и трудностей, постоянно ощущает одиночество.

"Там рано жизнь тяжка бывает для людей", — пишет лермонтовский турок в "Жалобах
турка". Исполнены тоской песни соседа по тюрьме ("Сосед"); "одна и грустна" пальма ("На
севере диком..."); одиноко стоит в пустыне утес ("Утес"). И лишь тучка золотая (по результатам
фоносемантического эксперимента она оценивается большинством испытуемых как желтая, т.е.
по Лю-шеру, несущая надежду — Парачев 1981) привносит в его жизнь какое-то счастье.
Однако______________________________________________________________________________________

речь идет об эмоциях людей, которые заботились о больных СПИДом в рамкпх распространенной в США системы добровольного труда coregiver/porter. утром в путь она умчалась рано. По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне.

На творчество Лермонтова оказал, как известно, влияние Дж.Г.Байрон с его "байроническим героем" и "байроническим разочарованием" (Жирмунский 1996, 193). Вот, в частности, что писал В.Ф.Переверзев в 1914 г.: "У Пушкина или Лермонтова разочарованный герой — это ось, вокруг которой вращается все их творчество, и поэтому единство этого творчества резонно бросается в глаза при всем разнообразии сюжетов" (Переверзев 1989, 453). Именно поэтому Лермонтова называют "певцом печали". "На свете мало, говорят, мне остается жить!'— писал он в 25 лет ("Завещание").

Разумеется, мы согласны с тем, что "поэзия Лермонтова не только неиссякаема, но и необозрима" (Платонов 1980, 153), и отнесение его произведений по эмоционально-смысловой доминанте к текстам "печального" типа отнюдь не умаляет значения его творчества.