ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существенно, что в "красивых" текстах имеется значительное" количество метафор и эпитетов со значением большой степени выраженности признака.

С детских лет она проявляла полную независимость. Ей свойственна была смелость, граничащая с безрассудством, едва ли можно было надеяться, что она посчитается с обычаями своей среды.

(М.Рил "Всадник без головы").

При этом нередко дается лишь указание на возможное поведение, а не характеристика совершенных действий.

Приведем основные группы с достаточно близкими значениями, которые мы обнаружили в упоминавшейся повести "Чучело":

'Необычный': интересная паутина, интереснейшие истории о разных людях, необыкновенное лицо, редкостные люди, особенный город, особенные люди, причудливые костюмы, сказочный дворец;

'Замечательный': замечательные истории; замечательный человек; чудная, восхитительная бабушка;

'Очень сильный', 'интенсивный': ошеломляющее впечатление, чудовищная история, предельная преданность.

Оценка в тексте представляет собой функционально-семантическую категорию, выражающую разные виды отношения высказывания и действительности, включающие не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) оценки. В "красивых" текстах оценка является преимущественно эмоциональной. Логического здесь минимум.

Герои "красивого" текста ведут себя очень импульсивно, спонтанно, эмоционально. Их чувствам присуща быстрая переменчивость:

И наконец, веселая и оживленная она уехала. Но ее оживление было мимолетным. Приподнятое настроение, вызванное новизной впечатлений (! — В. Б.), исчезло. Снова она глубоко задумалась. И вдруг у нее мелькнула мысль (при том, что она задумалась, мысль приходит вдруг — В.Б.), которая обдала ее сердце мучительным холодом. Печаль, омрачившая ее лицо, была вызвана ... (тем, что — В.Б.) весь день Морис Джеральд был с ней только вежлив и корректен".

(М.Рид "Всалник без головы").

Причина для смены настроения самая простая: на героиню обратили недостаточно внимания.

Обычна смена настроения от печали к радости и от нее к досаде через внешнее выражение.

Казалось, ни ясное утро, ни пение птиц не радовали ее — тень печали лежала на прекрасном лице.

Из зарослей появился всадник.

Воображаю, как возмутились бы наши пуританские мамаши (если бы героиня также ездила верхом — В. Б.). Ха-ха-ха! можно представить себе их ужас!

Но смех сразу оборвался. Выражение лица креолки мгновенно изменилось, словно кочующая тучка заволокла диск солнца. Но это не была грусть, которая перед этим омрачала лицо девушки, хотя, судя по внезапно побелевшим щекам, ею овладело не менее серьезное чувство. Тень набежала на лицо креолки. Эта тень была вызвана не удивлением, нет, — совсем


иным чувством, мыслью гораздо более неприятной "Неужели же, неужели это она?"

(М Рид "Всадник без головы").

Быстрая смена эмоций мотивируется как происходящими вокруг событиями, так и "чисто внутренним" состоянием персонажа:

Пока больной чувствовал, что ему грозит смерть, он был как будто мягче к окружающим. Но это длилось недолго. Как только Кохаун почувствовал, что начинает выздоравливать, к нему сразу вернулась вся его дикая необузданность, усиленная горьким сознанием недавнего поражения (во время дуэли — В. Б.).

(М.Рид "Всадник без головы").

Сами мысли героев "красивых" текстов достаточно размыты. У мустангера было три мысли — вернее, три чувства, когда он следил за этим прыжком (героини — В.Б). Первое из них изумление, второе — преклонение, третье не так просто было определить. Оно зародилось, когда прозвучали слова: "Мой мустанг мне слишком дорог" (а он был подарен ей мустангером — В. Б.).

(М Рид "Всадник без головы").

В целом, чувства и эмоции героев группируются вокруг несколь ких смыслов, одно из них — беспокойство: (ужас, тревога, волнение, озабоченность, беспокойство, замешательство, рассеянность, недоумение, растерянность, задумчивость, колебания). Этому противостоит 'спокойствие', которого гораздо меньше и которое очень показное. Очень близко к нему 'изумление' (удивление, интерес, подозрение, любопытство, озадаченность, изумление). Отдельно стоиг 'обида' (досада, обида, стыд, стыдно, позорный). Гораздо меньше положи гельных эмоций типа 'уверенность' (самообладание, уверенность, верить, уверенный, бодрость, надежда).