рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отражение исторической ломки в названии и содержании романа

Работа сделанна в 1996 году

Отражение исторической ломки в названии и содержании романа - Реферат, раздел Литература, - 1996 год - И.А. Гончаров и его "Обыкновенная история" Отражение Исторической Ломки В Названии И Содержании Романа. Историческая Лом...

Отражение исторической ломки в названии и содержании романа. Историческая ломка - переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами чувств и отношений к буржуазному укладу - в маленьком зеркале выражение самого писателя первого романа Гончарова отразилась как перемещение героя во времени и в пространстве.

Несколько раз на протяжении романа Александр Адуев переезжает из деревни в Петербург и обратно, каждый раз попадая из одной формации в другую. Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное в своей неподвижности, раз навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений, Петербург - как образ нового, европеизированного, но по своим формам характерного для русской государственности буржуазного общества.

Гончаров признавался, что, будучи совершенно правдивым типологическом плане, он несколько опережал историческую реальность. То обстоятельство, что представитель прогресса Адуев-старший, который достиг значительного положения в службе он директор, тайный советник кроме того сделался и заводчиком, по признанию самого Гончарова, в 40-х гг. ощущалось как смелая новизна, чуть не унижение Тайные советники мало решались на это. Чин не позволял, а звание купца не было лестно 8, 73. Но Гончарову очень важно было изобразить подобное - редкое, хотя и наблюдавшееся им в жизни - совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического предпринимательства.

В этом он видел возможность лаконично и выразительно пере дать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическом прогрессе. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие Адуева-старшего авторская симпатия и сопутствующие ей обычно литературные атрибуты - идеализация героя, оснащение его чертами внешней и внутренней привлекательности а также и такой необходимый знак сочувствия, как нравственная и житейская победа персонажа в развязке повествования, в романе заменены другим исторической и социальной закономерностью, необходимостью позиции героя.

Называя свой роман Обыкновенной историей, Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социальнопредопределено.

В 40-х гг. рассадником новизны был Петербург. В 60-х гг. крепостная, веками не менявшая своего лица деревня пришла в движение. В это время однозначное противопоставление провинции и столицы стало уже невозможным. Приобщившийся к требованиям века Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику условия игры, без соблюдения которых невозможен жизненный успех.

Бурно сопротивляясь советам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им, ибо в мнениях дяди нет ничего индивидуального - это веления времени. Потеря героем обыкновенной истории многих неоценимых душевных качеств - простодушия, искренности, свежести чувства - сопровождается его ростом, прогрессом, перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственным усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимым повышением его социальной ценности.

В западной, особенно французской, литературе 30 - 40-х гг. сюжет карьеры провинциала в столице, разрушения иллюзий и приобщения его к хищнической борьбе за счастье или, наоборот, крушения всех его надежд был в достаточной степени распространен. Классические образцы разработки этого сюжета принадлежат Бальзаку - мастеру анализа физиологии современного общества, к опыту которого нередко обращались представители натуральной школы.

Особенность карьерной повести Гончарова Особенность карьерной повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного прогресса. История героя оказывается отражением исторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, к успеху, чувство долга перед делом, избранным в качестве профессии, само- дисциплина и организованность, подчинение чувства рассудку, а мысли - конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другой трудовой деятельности - таков идейный, нравственный и бытовой комплекс, характеризующий типическую личность петербургского периода, а также уклад жизни и нравы Петербурга, наиболее современного и Европе изрисованного города России середины Х1Х в. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей.

Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга.

Так, напри- мер, в ответ на возмущение Адуева-младшего изменой Наденьки Петр Иванович производит сравнение племянника и его соперника, доказывая, что преимущество не на стороне Александра, и оправдывает выбор барышни.

Стихи Александра он сравнивает с образцами подлинной поэзии и, забравав, уничтожает, а повесть, написанную племянником, отдает на суд специалиста редактора журнала. Получив о ней отрицательный отзыв, он категорически не рекомендует племяннику продолжать литературные занятия, кроме переводом научных статей, которые удаются молодому человеку и ободряются редакторами и читателями, следовательно приносят пользу, Петр Иванович Адуев не отрицает в принципе искусство.

Он знает наизусть многие стихи Пушкина, он постоянно бывает в театре и на концертах, не- смотря на свою занятость и усталость, но от искусства он тоже требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения, т. е. той формы художественного творчества, которая была распространена в дворянской среде и до .0-х гг. служила питательной почвой искусства. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них не без основания обесценивание личности.

Ему не дано сразу уразуметь, что, ставя личность в условия жесткой конкуренции, Петербург объективно складывающиеся в столице условия и отражены в требованиях дяди Адуева выковывает воли и характеры, побуждает молодых людей работать, сове- ршествовать свои знания, способности, мобилизовать все свои творческие ресурсы. Гончаров был первым русским писателем, почувствовавшим проблемы, которые ставят перед человечеством городская куль- тура, перенаселенность городов, разделение труда, профессионализация и обезличивание человека.

Возможно, что автор Обыкновенной истории именно потому столь остро ощутил эту проблематику, что столкнулся с нею на заре ее возникновения, равнивая буржуазную городскую культуру с феодально-сель- ской. Отметив прогрессивные черты этой новой культуры, он указал и на потери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни. Тупик, и которому приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных и одаренных людей в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что все личные отношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком к делу - службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам. Приняв условие Мефистофеля капиталистического, буржу- азного развития и отказавшись во имя успеха и пользы от индивидуальности, признав себя частью целого, функционально необходимой деталью машины управления, общественного производства и торгового обмена, Адуев-страший пожинает в конце жизни плоды своего самоотверженного, хотя и эгоистического по целям таково противоречие буржуазной деятельностн труда, однако вместе с тем он делается рабом дела, к которому добро- вольно, ради личных выгод приобщился. Свою жену он в соответствии с идеалом служения делу и успеху превращает в принадлежность домашнего комфорта, освобождающего мужчину от побочных забот и эмоций.

Следствием такого - органически слитого со всей системой бытовых отношений и жизненных идеалов петербургского делового мира - положения Женщины в семье является уничтожение ее личности, мало чем отличаю- щееся от полрания ее прав в домостроевском патриархальном быту. Ведь именно об обезличивании женщины в семье, где безраздельно правит, распоряжаясь судьбой и волей всех ее членов, самодур, писал Добролюбов по поводу коллизий пьес Островского.

Адуеву-мпадшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей.

Рок, который толкает его на этот путь казалось бы, Александр не честолюбец, не алчен, не жаждет денег и может иметь все жизненные удобства в своем наследственном имении историческая необходимость.

В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. Матери Александра - старосветской помещице - во сне сын является добровольной жертвой, человеком, бросающимся в омут. Повинуясь зову истории, Александр уходит в буржуазный мир. Закономерность жизненного пути Адуева-младшего подчеркивается в романе полной аналогией не только судьбы, но и личных ка- честв его и его дяди. Несмотря на свои споры, они люди близкие по характеру способные, знающие, охотно и не лениво учащиеся, умеющие в случае необходимости практически применить свои знания, темпераментные и внутренне холодные, сентиментальные и эгоистичные. Адуеву-старшему именно потому легко спорить с Александром, что он предвидит каждый его следующий ход, каждое его увлечение и движение, а также и потому, что ему органически понятна логика развития его юного оппонента.

В литературе, посвященной творчеству И. А. Гончарова, отмечалось, что споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент Обыкновенной истории, что здесь можно говорить о диалогическом конфликте как основе структуры произведения.

Несмотря на наличие известной исторической общности, составляющей основу для диалога, спора, борьбы, ни Базаровые, ни Раскольников - Порфирию Петровичу Преступление и наказаниев Достоевского, ни Рязанов - Щетинину Трудное время Слепцрва. Адуевы, представляющие на протяжении большей части романа разные, во многом взаимоисьлючающие нравственные системы, соответствующие разным формациям существования общества, не находятся в ситуации конфликта, борьбы.

Сюжетные коллизии развертываются в стороне от их споров и отношений и помимо них.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И.А. Гончаров и его "Обыкновенная история"

Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины Х1Х в мастеров, создавших классические русские романы И. Тургенева,… Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он… Именно поэтому интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи - Белинского и Добролюбова - вошла в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отражение исторической ломки в названии и содержании романа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сходство Адуева с Владимиром Ленским
Сходство Адуева с Владимиром Ленским. В плане литературной традиции споры Петра Ивановича и Александра Адуевых более всего зависимы от эпизода споров Онегина и Ленского в Евгении Онегине - с той су

Критика произведения разных авторов
Критика произведения разных авторов. Критика литературной системы романтизма и связанных с ее влиянием умонастроений в Обыкновенной истории составляет один из существенных мотивов ее содержания. Вм

Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей
Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей. Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника екрестить мне тебя некогда под которой он в буквальном смысле слова подразумевает бла

Основная композиция романа и его значение
Основная композиция романа и его значение. История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в даль туманного романа и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги