рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основная композиция романа и его значение

Работа сделанна в 1996 году

Основная композиция романа и его значение - Реферат, раздел Литература, - 1996 год - И.А. Гончаров и его "Обыкновенная история" Основная Композиция Романа И Его Значение. История Духовного Перевооружения, ...

Основная композиция романа и его значение. История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в даль туманного романа и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные проявления его личности.

Жизнь Адуева-младшего открывается зрению не только читателя, но, как кажется, и автора не в виде прямого и логичного пути, а наподобие реки с многочисленными поворотами и коленами. Каждый отрезок течения этой реки представляется своего рода заводью, эпилогом исканий героя, но поворот событий открывает новую перспективу его развития. Александр предстает сначала восторженно неопытным провинциалом, и ав- тор сомневается в том, что юноше следует ехать в Петербург, что он способен пробить себе дорогу.

Александр смущен холодностью, с которой его встречает Петр Иванович, напуган непривычным бытом столицы, подавлен видом бюрократического учреждения и сознанием ничтожности места, которое ему предложено. Он ошибается, переписывая бумаги, и почерк его признан плохим. Читатель ожидает повести о неудачной карьере Однако через не- сколько страниц мы узнаем, что дядя оценил образованность Александра он знает языки, достал ему переводы для журнала и племянник оправдал его рекомендацию, что на службе он проявил способности и трудолюбие. Новый поворот сюжета герой увлекается Наденькой, забрасывает дела, хочет жениться измена Наденьки, отчаяние Адуева, апатия, затем новый подъем служебных успехов и т. д. вплоть до конца романа.

Разбитый, разочарованный Александр уезжает в деревню, ведет растительный образ жизни. Читатель думает, что обыкновенная история скитаний провинциала в столице приходит к своему завершению, что он откажется от борьбы и погрузится в бездействие. И вдруг новый поворот - внезапнов пробуждение энергии, занятия в деревне, возвращение героя в Петербург, новые настроения, новый взлет карьеры и брак по расчету.

Ясная и свободная композиция романа, разнообразие ситуаций и убедительность каждого нового превращения героя придавали особенную непосредственность и жизненность повествованию Гончарова. Писатель легко и естественно показывал, как просто и органично совершается процесс перевоплощения деревенского юноши в петербургского делового человека.

Александр проходит путь, аналогичный пути Петра Ивановича, и в конце этого пути становится полным подобием дяди вплоть до боли в пояснице тавтологичность, адекватность героев окончательно выявляется в эпилоге. 40-е гг. были эпохой наплыва в Петербург молодых небогатых дворян, а отчасти и разночинцев, жаждущих приобщиться к новой городской культуре, найти применение своим способностям, получить профессию и сделать карьеру.

Ради чего должен трудиться юноша, к чему должен он стремиться, каков общий смысл его деятельности и каково ее отношение к судьбам страны, к историческому прогрессу Эти вопросы, которые вставали уже перед молодыми людьми 40-х гг сделались особенно актуальными позже, когда социальный состав интеллигенции резко изменился, когда утроить себя приходилось уже не высокообразованным философствующим дворянам, а разночинцам, для которых выбор пути был неотложным, жизненно необходимым делом и осложнялся социальными препятствиями.

Критикуя в своих разборах повести Гончарова отвлеченность миросозерцания его героя, литературность его чувств,Белинский объективно закладывал основы новой морали, но- вого идеала человеческой личности, который обрел конкретные, реальные черты лишь в 60-е гг. Этот идеал, а не делячество Петра Ивановича Адуева в сознании Белинского противостоит романтизму Александра, хотя об Адуеве-дяде он и замечает это в полном смысле порядочный человек, каких, дай бог, чтоб было больше.

В стремлении подчеркнуть неисправимую консервативность натуры Александра Адуева, сущностное значение его необоснованных претензий на исключительность и его отрыва от реальности Белинский утверждает, что превращение героя из романтика в положительного человека, практически действующего даже в том ограниченном смысле, который заключен в его карьере, неправдоподобно. Он предлагает свою программу эпилога романа Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом.

Еще бы лучше и естественнее было ему сделать его мистиком, фанатиком, сектантом но всего лучше и естественнее было бы ему сделать его, например, славянофилом. Насколько значительна и многообразна палитра типологических и идейных ассоциаций, которые возникали у Белинского в связи с образом Александра Адуева, видно из того, что в круг его аналогий входил и образ М.Бакунина.

Стремление Белинского найти характеру Адуева соответствие в определенной идеологичекой системе не было близко Гончарову. Другой же предложенный Белинским исход сюжета - затухание романтика, воспитанного в традициях патриархального барства, подчинение его рутине жизни - почерпнут критиком из самой Обыкновенной истории. Белинский абсолютизировал часть сюжета романа Гончарова - два его эпизода, или коленам, рисующих деградацию Адуева приобщение героя к жизни пе- тербургского мещанства, мелких чиновников с их мизерными интересами и возвращение его затем в деревню с характерным погружением в физический, буквальный сон крайнее выражение нравственного сна и растительный образ жизни. что другому стало бы на десять повестей заметил однажды Белинский про меня, еще по поводу Обыкновенной истории у него укладывается в одну рамку вспоминал позже Гончаров 8, 80. В Обыкновенной истории критик оценил лишь намеченную автором, но важную проблематику, которая легла в основу следующего романа автора,Обломов 1987 3 1982 . .10. 1956 1848, 1 8, 1956 - . 3 2 55, 1948 1966 22-24. 1935.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

И.А. Гончаров и его "Обыкновенная история"

Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины Х1Х в мастеров, создавших классические русские романы И. Тургенева,… Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он… Именно поэтому интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи - Белинского и Добролюбова - вошла в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основная композиция романа и его значение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отражение исторической ломки в названии и содержании романа
Отражение исторической ломки в названии и содержании романа. Историческая ломка - переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами чувств и отношений к

Сходство Адуева с Владимиром Ленским
Сходство Адуева с Владимиром Ленским. В плане литературной традиции споры Петра Ивановича и Александра Адуевых более всего зависимы от эпизода споров Онегина и Ленского в Евгении Онегине - с той су

Критика произведения разных авторов
Критика произведения разных авторов. Критика литературной системы романтизма и связанных с ее влиянием умонастроений в Обыкновенной истории составляет один из существенных мотивов ее содержания. Вм

Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей
Взаимоотношения Адуева-младшего с Адуевым-дядей. Формула речи дяди, выражающая его нежелание опекать племянника екрестить мне тебя некогда под которой он в буквальном смысле слова подразумевает бла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги