Эллинистическая образованность

Эллинистическая образованность. В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание. Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах.

Академическая школа продолжала развивать учение Платона. Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы - эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого. Школа киников циников, основанная Антисфеном, учеником Сократа, держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель, которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.

Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели. К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого романа.

Таковы Милетские рассказы Аристида - нечто вроде ряда любовных историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом произведении нет. Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало предназначаться не для пения, а для чтения. 3. Реализм и натурализм. Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого направления был Сотад начало III в. до н.э который в тяжеловесных стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и брошен в море. Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии нечто вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон.

Он использовал остроумие и шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.

Сохранилось немного отрывков из Мелиямбов Керкида. Он выступил на защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер. Такое же направление нашло выражение холиямбов, т.е. хромых ямбов. Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса Колофонского, в которых он бичует алчность богачей.

В духе народных песен написано стихотворение Вороны, где представлен нищий, который бродит по улицам с вещей вороной и выпрашивает подарочки. Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так называемым Мимиямбам Геронда III в. до н.э Мимиямбы - маленькие бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то направление, которое было намечено мимами Софрона V в. до н.э Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной действительности.

Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда - простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы. VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература. 1.