рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Риторика на Руси до

Риторика на Руси до - раздел Литература, Русская риторика Риторика На Руси До. Века - 7 - Слово Риторика Ассоциируется С Понятиями Мног...

Риторика на Руси до. ВЕКА - 7 - Слово риторика ассоциируется с понятиями многоречи- вость, пустословие, краснобайство, попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности.

В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпа- тии к словам риторика, красноречие, потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жиз- ненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела. Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов.

Античные риторы античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оста- ваться историческим фундаментом для современной науки ясно понимали эту двойственную природу речи. Уже Платон доказы- вал, что риторику как искусство речи часто используют в лож- ных целях, когда риторы вместо истины больше предпочитают правдоподобное силою своего слова они заставляют малое казаться большим, большое малым по любому поводу у них наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи. Но это не только не должно останавливать, а наоборот - побуж- дать к занятиям риторикой 1. Чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами несогласно с истиной 2. Поскольку с помощью одной и той же особенности мы познаем истину и подобие истины, необходимо учиться тому, чтобы речь служила истине, благу и справедливости - 8 - 3. Едва ли кто из современных ораторов отказался ты от того, чтобы иметь наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи. Представление о риторике на Руси имеют, конечно, исто- рическим источником греко-латино-византийскую культуру. И дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что сущность предмета риторики как научной и педагогической дис- циплины перешла в средневековые руководства от античных фи- лософов, риторов и педагогов.

Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, по крайней мере нет данных о наличии учебников по риторике.

Там не менее можно говорить о существовании практической ритори- ки как искусства владения убеждающим и действенным словом.

Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений, которые дошли до нас как наиболее авторитетные.

Через анализ ораторики Древней Руси можно уви- деть богатство приемов, которыми пользовались говорящие.

Многие сочинения, касающиеся практического бытового поведе- ния, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом, характерные для наших предков.

Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о незнании самой науки - скорее напротив, начиная с 11 века встречаются слова ритор, ритория, ветий оратор, ветийство, глаголание, и это показывает, что вопросы правил построения речи и обучения ритории не могли не ставиться, что существо- вал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой слова.

Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь христианства и его книжной культуры 9 - Риторические знания входили на Русь вместе с сочинения- ми христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая нау- ка, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знания грамматического, но и риторического художества.

Ораторская практика в Древней Руси показывает прекрасную риторическую подготовку, сведения о которой пока крайне скудны. Один из способов сбора этих сведения - реконструкция риторико-педа- гогичекской теории обучения речи из риторической практики произнесения речей и писания сочинений. Так, Слово в новую неделю после пасхи К. Туровского построена по строгим зако- нам красноречия, которые выводятся из анализа произведения. Прежде всего весь материал Слова построен на сквозном сравнении радующейся церкви Христовой с окружающей приро- дой, которая пробуждается весной подобно миру, обновленному и преображенному Христом.

Современному исследователю и читателю может показаться чрезмерно сложной метафорика и нагромождение словесных фи- гур, но с восприятием такого плетения слов хочется, чтобы современный читатель осознал те функции, которые предлага- лись учителю и ученику, те правила жизненного поведения, ко- торым должно было следовать в соответствии с христианс- ко-этической нормой жизни.

Правила бытового поведения фиксируются и записываюся в различных пословицах и поговорках, изречениях и афоризмах, знакомясь с которыми человек формирует образ своей речи. Чтобы ответить на вопрос Каков же был образ речи древне- русского человека - пришлось бы, видимо, обращаться ко множеству сочинений, поэтому мы ограничим нашу задачу пока 10 - зом фрагмента решения этой проблемы и реконструкции правил речевого поведения и отношения к слову. Сборники под названием ПЧЕЛА содержали множество из- речений о житейской мудрости и добродетели - почти половина из них могла бы быть отнесена к правилам практической рито- рики, т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставле- ниях античных и христианских писателей.

Например, из кратких офоризмов, рассказов и наставлений выводятся следующие пра- вила - предпочтение говорения слушанию Апостол рече будь всяк человек скор на послушание, а ленив на глодание совершенство человека связано с уместностью и правильностью его речевых поступков И ели кто словом не согрешает, то свершен есть - правильный выбор аудитории или собеседника, запрет на ведение диалога с глупыми людьми Саломон рече во уши бе- зумного ничего же не глаголи, егда похулит твои мудрые сло- веса - осторожность в обращении со словом, слово должно со- ответствовать делу - дело должно быть сопровождаемо скромны- ми словами, слово должно быть правильно - запрет на праздные и пустые слова - учить должно не столько словом, сколько личностью учителя и примером доброго жития, соответствием мудрых слов хорошим делам Уча учи нравам, а не словом кто словом мудр, а дела его несовершенны, тот хром есть - человек выявляется и просвещается его речью Фотий Слово подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный явля- ется, такоже и беседою душевный образ выражается - 11 речь может содержать опасность для человека, поэтому надо правильно осуществлять выбор собеседника Менандр Уши свои не ко всем преклоняй словам, ибо злое слово злому делу наставник есть - но слово же может быть благом при правильном обраще- нии с ним Слово как благим житьем одевает душу образом Ласточки тишину проповедуют весеннюю, а мудрые слова - бес- печалие - именно словом человек отличен от прочих животных То его знаменье, то же его град, то же его сила, то же оружье, то же и стена Любопытно, что очень многие рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с аудиторией собеседниками. Конечно, за такой риторикой стоит определенная философия, в частности, философия смирен- номудрия, которой, как известно, придерживался Андрей Руб- лев. Вот каковы рекомендации их вполне можно назвать рито- рическими Василия Великого к достижению смиренномудрия Да не будет у тебя софистических прикрас о слове речей горделивых и решительных, но во всем отсекай велича- вость.

Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злощастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветс- твуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалу самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других.

Не будь тяжел в выговорах, обличай - 12 - не скоро и не со страстным движением, ибо это - признак вы- сокомерия не осуждай за маловажное, как будто сам ты стро- гий праведник Это, как сказали бы мы сегодня, программа речевого по- ведения и одновременно речевого воспитания, ибо рекомендуе- мые действия имеют отношение или к речи, или к созданию об- раза говорящего, поскольку называют качества человека, такие как доброта, краткость, не памятозлобивость, человеколюбие, предпологающие определенный тип речи. Правила речевого поведения в быту также регламентирова- лись можно не сомневаться в их похожести на современные со- веты в научно-популярных книгах о вежливости, правилах эти- кета и т.д. Вот каковы советы женам относительно их поведе- ния - в гости приходить и к себе звать, общаться с кем ве- лит муж - беседовать о рукоделии и домашнем строении как порядок навести и какое рукоделие как делать.

Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав добрую пословице как добрые жены живут, и как порядок наводят, и как дома свои устраивают, и как детей и слуг учат, и как мужей своих слушают, и как с ними советуются, и как повинуются им во всем - всему тому прилежно внимать а чего хорошего не зна- ют, об этом спрашивать вежливо.

С такими то добрыми женами пригоже сходиться не ради еды и пития, а для доброй ради беседы и для науки да внимать впрок себе, а не пересмеи- ваться и ни о ком не переговаривать а спросят, о чем, про кого и когда и начнут ум испытывать, то отвечать не ведаю я ничего того, и не слыхала, и не знаю и сама о ненадобном - 13 - не спрашиваю, ни о княжнах, ни о боярынях, ни о соседях не пересужаю. Какой риторический урок можно вывести из Домостроя В нем записана норма бытовой риторики, речевого этикета Древ- ней Руси. Как ни далеко шагнула мировая и отечественная ци- вилизация, но изначальные формы общения в семье и в быту сохранились - и приходится сказать что именно подобных пра- вил и рекомендаций подчас не хватает современному человеку.

Кстати, письма на радио в ответ на передачи о риторике пока- зывают, что современный речедеятель подчас ждет той же рег- ламентации, тех же советов.

Показанные правила обращения с речью явились фактически общей и частной риторикой Древней Руси общей - когда мы го- ворим о правилах, относящихся ко всем видам речи, и частной - когда исследуем правила отдельных видов словесности ора- торской, ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская риторика

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов - основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона,… Если рассматривать историю русской риторики, то эта связь революционно -… В 1616 году в Троицкий монастырь по- сылается грамота с побуждением к поиску монахов, которые грамматику и риторию…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Риторика на Руси до

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги