Критик и публика - это два лица беседующие

Критик и публика - это два лица беседующие. В.Г.Белинский, О русской повести и повестях г. Гоголя После выхода статьи Литературные мечтания судьба Белинского как писателя была решена.

Перед ним открывался путь критика и журналиста, и этому призванию он готовился отдать все силы. Борьба Белинского за литературу, правдиво отражающую действительность, ведется в двух направлениях. Критик приветствует и выдвигает тех писателей, в творчестве которых он видит ростки будущего успеха русской литературы Гоголь в прозе и Кольцов в поэзии. Вместе с тем Белинский решительно борется со всеми проявлениями вычурности в литературе, выносит суровый приговор модным писателям, желающим поразить читателя замысловатым сюжетом, красивой фразой, громкой рифмой взамен правдивого изображения жизни.

Белинский защищал все виды журнальной работы критика - от библиографических справок и рецензий до теоретических статей и историко-литературных обозрений. Все виды работы могли принести пользу обществу, могли быть направлены на его просвещение и воспитание. Еще в конце 1834 г. Белинский писал в рецензии на плохой исторический роман Многие порицают с негодованием резкость в литературных суждениях и почитают ее уголовным преступлением против законов общежития и вежливости.

Разве, говорят они, вы образумите этим какого-нибудь пустоголового рифмача или дюжинного романиста Какая же польза от ваших бранчивых выходок Отвечая на этот вопрос, Белинский указывал на двоякую пользу резкой критики во-первых, предостережение доверчивого покупателя от траты денег на дурную книгу, во-вторых, возможность отвратить бездарного автора от литературного труда и обратить его деятельность к учению или занятию каким-нибудь полезным делом В.С.Нечаева В.Г.Белинский, стр.295 Заявив еще в 1834 г что задача критика - способствовать или к распространению в обществе полезных сведений или к развитию чувства изящного, Белинский во всей своей деятельности 1835-1836 гг. руководствовался этой программой.

Он являлся и просветителем, и руководителем морального и эстетического воспитания общества.

По мнению Белинского критик должен быть на высоте современных эстетических учений, ему должны быть известны современные понятия о творчестве, он должен обладать этой приемлемостью изящного, которая составляет своего рода талант и дается не всем. Белинский не считал критикой простую оценку художественного произведения, как не считал критикой и полемическое выступление в защиту здравого смысла. Он значительно углубил определение критики, предъявляя к ней более ответственные требования.

Критикой является, по его мнению, лишь приложение к практике или усилие создать теорию из данных фактов. Считая в это время, что основные эстетические законы уже определены, он требовал от критика их уяснения, практического приложения к фактам творчества и дальнейшего развития на основе изучения литературной практики В.С.Нечаева В.Г.Белинский, стр.299 3.