рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ

Работа сделанна в 1998 году

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ - Реферат, раздел Литература, - 1998 год - Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Историческая И Художественная Характеристика Воланда И Его Свиты. Воланд Вола...

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ. Воланд Воланд - персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних сил Воланд это дьявол сатана князь тьмы дух зла и повелитель теней все эти определения встречаются в тексте романа. Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля Фауста Иоганна Вольфганга Гте. Само имя Воланд взято из поэмы Гте где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается.

В редакции 1929 1930 гг. имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке D-r Theodor Voland.

В окончательном тексте Булгаков от латиницы отказался. Отметим что в ранних редакциях Булгаков пробовал для будущего Воланда имена Азазелло и Велиар. Портрет Воланда показан перед началом Великого бала Два глаза упрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый пустой и чрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжг загар Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателя заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол. Образ Воланда по отношению к тому взгляду на дьявола, который отстаивал в книге Столп и утверждение истины философ и богослов П.А.Флоренский Грех бесплоден, потому что он - не жизнь, а смерть. А смерть влачит свою призрачное бытие лишь жизнью и насчт Жизни, питается от Жизни и существует лишь постольку, поскольку Жизнь дат от себя ей питание.

То, что есть у смерти это лишь испоганенная ею жизнь же. Даже на чрной мессе, в самом гнезде диавольщины, Диавол со своими поклонниками не могли придумать ничего иного, как кощунственно пародировать тайнодействия литургии, делая вс наоборот. Какая пустота Какое нищенство Какие плоские глубины Это ещ доказательство, что нет ни на самом деле, ни даже в мысли ни Байроновского, ни Лермонтовского, ни Врубелевского Диавола - величественного и царственного, а есть лишь жалкая обезьяна БогаВ редакции 1929-1930гг. Воланд ещ во многом был такой обезьяной обладая рядом снижающих черт. Однако в окончательном тексте Мастера и Маргариты Воланд стал иным, величественным и царственным, близким традициям лорда Байрона, Гте, Лермонтова.

Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, дат разное объяснение целей своего пребывания в Москве.

Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского. Сотрудникам Театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом чрной магии. Буфетчику Сокову уже после скандального сеанса сатана говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у сатаны сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя Маргарита и быть королевской крови.

Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с евангелием Воланда, тем самым, что было рассказано незадачливым литераторам на Патриарших.

Нетрадиционность Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделн некоторыми явными атрибутами Бога. Диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла наиболие плотно раскрывается в словах Воланда, обращнных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия духу зла и повелителю теней Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и вс живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом Ты глуп. У Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера продукт художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь, превращается в осязаемую вещь. Воланд носитель судьбы, это связано с давней традицией в русской литературе, связывавшей судьбу, рок, фатум не с богом, а с дьяволом.

Наиболее ярко это проявилось у Лермонтова в повести Фаталист 1841г составной части романа Герой нашего времени. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали.

Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. 3.2 Коровьев-Фагот Этот персонаж старший из подчиннных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора. Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого Упырь 1841 статского советника Теляева, который оказывается рыцарем и вампиром.

Кроме того, в повести Ф.М. Достоевского Село Степанчиково и его обитатели есть персонаж по фамилии Коровкин, весьма похожий на нашего героя. Второе его имя происходит от названия музыкального инструмента фагот, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое чтобы потом спокойно ему напакостить.

Вот его портрет прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные. Коровьев- Фагот это возникший из знойного московского воздуха чрт небывалая для мая жара в момент его появления один из традиционных признаков приближения нечистой силы. Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям. 3.3 Азазелло Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел.

Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимаем Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Совершенно разбойничья рожа подумала Маргарита Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием.

Он выбрасывает Стпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. Азазелло также изобрл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает е новой, ведьминой красотой. В эпилоге романа этот падший ангел предстат перед нами в новом обличии Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло.

Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца. 3.4 Бегемот Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор Мастера и Маргариты почерпнул из книги М.А. Орлова История сношений человека с дьяволом 1904г выписки из которой сохранились в булгаковском архиве.

Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой.

Вот каким мы видим его впервые на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой. Бегемот в демонологической традиции это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает вс съестное. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире 50, шахматный поединок его с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем.

В последнем полте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла е клочья по болотам.

Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. 3.5 Гелла Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать. Имя Гелла Булгаков почерпнул из статьи Чародейство Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой. Характерные черты поведения вампиров щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого Упырь. Там девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы. Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.

Скорее всего, Булгаков сознательно убрал е как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полте когда ночь разоблачила все обманы, она могла только снова стать мртвой девушкой. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые… Время начала работы над Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях… Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок Фантастический роман и варианты названий Великий канцлер, …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СИЛ ЗЛА В РОМАНЕ. САТИРИЧЕСКАЯ Стоит еще раз напомнить, что работа над романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение действительности, которая ве

ФИЛОСОФСКАЯ
ФИЛОСОФСКАЯ. С помощью ассистентов Воланда Булгаков ведет свой сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни. Союз с Воландом необходим ему для иных, более серьезных и важных целей.

ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА
ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ КАК АПОФЕОЗ РОМАНА. Великий бал у сатаны - бал, который в романе Мастер и Маргарита дат Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По восп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги