рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вступление

Работа сделанна в 1998 году

Вступление - Дипломная Работа, раздел Литература, - 1998 год - Типы и функции обращений в лирике А. Блока Вступление. Апреля 1905 Года И Я Узнал Тебя, Мой Верный Друг, Тебя, Хранитель...

Вступление. апреля 1905 года и Я узнал тебя, мой верный друг, Тебя, Хранительница Дева. Любил я нежные слова 18 октября 1902 года Посредством таких приемов, автор дает более подробную и детальную характеристику объекту обращения, выражает свое отношение к нему. Третья фигура ангел.

У Блока мы встречаем два ангела хранителя и падшего, 2 противоположных образа, но к обоим одинаковое отношение. Может быть чуточку более близкое к первому, но в то же время и неотрицательное ко второму Люблю тебя, Ангел-Хранитель во мгле. Ангел-Хранитель 17 августа 1906 года и Падший ангел, был я встречен В стане их, как юный бог. Как свершилось, как случилось 19 декабря 1913 года Итак, рассмотрев данную группу, мы видим, что потусторонний мир, в глазах Блока представлен тремя персонажами Бог, Святая, Ангел, но все они объединяются одной миссией поддержка и спасение.

Рассмотрим пятую группу обращение к России. Эта группа состоит из десяти примеров. Стилистических разновидностей обращений не много всего два прямое и риторическое, зато сами обращения очень разнообразны. Так, есть обращения, построенные по схеме притяжательное местоимение моя собственно обращение.

Например Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Грешить бесстыдно, непробудно 26 августа 1914 года и А ты все та же, моя страна. Коршун 22 марта 1916 года Иногда поэт использует древнюю форму названия страны И в тайне ты почиешь Русь. Русь. 24 сентября 1906 года и Не в богатом покоишься гробе Ты, убогая финская Русь Новая Америка. 12 декабря 1913 года В последнем пример мы уже видим характеристику Руси, убогая. Эту черту убогая, нищая он очень часто использует при обращении к Родине.

Россия, нищая Россия, Россия. 18 октября 1908 года Но несмотря на то, что она убогая и нищая, в некоторых стихотворениях наблюдается сближение России и поэта Русь моя, жизнь моя, Вместе ли нам маяться Русь моя, жизнь моя, вместе ли нам маяться 28 февраля 1910 года или Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна. новая Америка 122 декабря 1913 года В более поздних стихах параллель поет Русь вытесняется параллелью родина женщина Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих Новая Америка 12 декабря 1913 года или О, Русь моя Жена моя на поле Куликовом 7 июня 1908 года или О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь О бедная моя жена, О чем ты горько плачешь Осенний день 1 января 1909 года Итак, мы видим, что автор дает своей родине очень разнообразные характеристики.

Он показывает и реальные черты убогая, нищая и в то же время выражает свою любовь к ней, олицетворяя ее в образе жены, невесты и даже своей жизни. Рассмотрим шестую группу обращение к явлениям природы.

Это небольшая группа состоящая из десяти обращений. Как правило, все обращения употребляются с восклицательной интонацией, можно отметить их повышенную экспрессию. Среди них есть прямые обращения Комета Я прочел в светилах Все повесть раннюю твою. Твое лицо бледней, чем было март 1906 года или Звезда, ушедшая от мира. Ты над равниной вдалеке Я был смущенный и веселый. Декабрь 1906 года Как видно из примера, автор обращается к образам космоса, но кроме них можно выделить в его лирике еще один образ образ зари. Этот образ в свою очередь делится на два совершенно различных природных явления закат и рассвет Тихое, долгое, красное зарево.

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться 28 февраля 1910 года или В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум В день холодный, в день осенний. 12 мая 1901 года или Гасни, гасни свет, пролейся мгла Шлейф, забрызганный звездами сентябрь 1906 года В этих примерах уже автор употребляет обращения метафоры. Метафора по цвету.

Исключение составляет обращение красный месяц это обращение, наверное, можно отнести к фольклорным. Необходимо отметить еще одну интересную особенность одно и тоже существительное мгла служит для создания двух различных образов. Гасни, гасни свет, пролейся мгла. Шлейф, забрызганный звездами сентябрь 1906 года и Встань, огнедышащая мгла Взметни свой огнедышащий прах Сердце предано метели. 13 января 1907 года В первом случае создается образ ночи, мгла в значении темнота.

А во втором случае, создается образ вьюги, пурги, метели Мы рассмотрели, к каким небесным образам обращается Блок, но в его лирике присутствуют обращения и к земным явлениям природы Вейся, легкий, вейся пламень, Взвивайся вокруг креста На снежном костре. 13 января 1907 года и Дай вздохнуть, помедли, ради бога, Не хрусти, песок Ветер стих август 1914 года В этой группе обращения воссоздают достаточно полную картину мира данного автора. Мы видели течение времени от заката через ночь к рассвету.

Мы видим космический и земной мир воплощенный в образах кометы и пламени, звезды и песка. Рассмотрим седьмую группу обращение к предметам неживой природы. Эта очень маленькая группа, состоящая из семи примеров, причем все они очень разные, так, что нельзя провести никакого типового разграничения. В основном, это будут символы маска, гармоника, кровь и т.д. Возврати, мне, маска, душу, Горе светлое мое Смятения. 13 января 1907 года и Гармоника, гармоника Эй, пой, визжи и жги Заклятие огнем и мраком 9 ноября 1907 года и О, красный парус В зеленой дали Венеция. 9 мая 1919 года и Молчите, проклятые книги Друзьям 24 июля 1908 года и Зачем же в ясный час торжеств Ты злишься, мой смычок визгливый, Голоса скрипок февраль 1910 года Как видно их примеров, в данной группе присутствуют два типа обращений одиночные и распространенные.

Но оба они работают на создание определенного настроения, присущего всей группе в целом. Настроение ненависти, неприятия, озлобленности.

Это настроение создается за счет восклицательной интонации и слов с повелительным наклонением. У одиночных обращений словами визжи и жги, хлынь, обагри снега и эпитетов, присутствующих у распространенных обращений таких как проклятые, визгливый. Из выше приведенных примеров видно, что автор, олицетворяет предметы неживой природы и наделяет их негативной оценкой, выражая ту враждебность, которую он видит в окружающем мире. Создается такое впечатление, что поэзия это свое рода защита от опасностей внешнего мира. Обратимся к следующей, восьмой, группе, где в роли обращений выступают слова с абстрактным значением.

В данной группе можно выделить пять небольших подгрупп, различающихся между собой тематически. Первая подгруппа обращение к мечте. Иногда это прямое, одиночное обращение Мечта Что жизни сон глухой Всю жизнь ждала. Устала ждать 13 января 1908 года Иногда это распространенное обращение Ломайтесь, тайте и умрите, Созданья хрупкие мечты. Сусальный ангел. Январь 1903 года Для распространения автор использует метафорический эпитет хрупкие.

В результате абстрактный образ наделяется чертами конкретного предмета из реального мира. Т.о происходит как бы снижение абстрактности данного образа. Он приобретает свойства конкретного предмета и тем самым конкретизируется сам. И в ту же группу можно отнести следующее обращенее О, сон мой Я новое вижу, В бреду поцелуев твоих Демон 19 апреля 1910 года Так как сон тоже своего рода мечта, некое видение, которое может никогда и не сбыться.

Причем слово сон здесь, наверное, употреблено в метафорическом значении, ибо из контекста видно, что автор обращается к некому видению. Вторая подгруппа обращение к любви. Я знал Тебя, Любовь Владимиру Бестужеву 23 марта 1912 года и Как с жизнью страстной я, мудрый царь, Сочетаю Тебя, Любовь Стою у власти, душой одинок В обоих случаях это риторическое обращение, т.е. автор стремится выделить этот образ и показать сове отношение к нему. Интересно, что оба обращения построены по одной схеме употреблено личное местоимение ты и само обращение, причем оба компонента с заглавной буквы.

Создается сразу образ молодой девушки, может быть богини, к которой автор испытывает уважение и почитание. Третья подгруппа обращения к тоске, печали. О, тоска Через тысячу лет Мы не сможем измерить души Есть игра осторожно войти 18 декабря 1913 года и О, безвыходность печали, Знаю тебя наизусть Флоренция. Июль 1909 года Данные обращения очень похожи оба в составе риторического восклицания, в обоих случаях используется в препозиции частица О. И благодаря такому строению, обращение к тоске превращается в крик души, в мольбу о помощи, о спасении.

Четвертая подгруппа обращения с временным значением. О, страшный час, когда она, Читая по руке Цуниги, Бушует снежная весна 8 марта 1914 года и Испепеляющие годы Безумья ль в вас, надежды ль весть Рожденная в года глухие 8 сентября 1914 года Нам представлены два образа час, как некий короткий миг и годы, наоборот, представляющие огромный промежуток времени, который уже остался позади.

Оба образа наделены особыми свойствами, они имеют власть, они воздействуют на судьбы людей этот подтекст очень мягко выражен в распространителях, так как оба обращения распространены метафорическими эпитетами. И, наконец, пятая подгруппа данной группы. Здесь автор обращается к разным объектам. Как правило, это образы символы Грозись, грозись над головою, Звезды ужасной красота Комета. Сентябрь 1910 года и И склоняюсь я тайно недаром Пред тобой, молчаливая ложь В эти желтые дни меж домами 6 октября 1909 года В первом пример мы видит оксюморон, основанный на сочетании антонимов.

Используя такой прием, автор показывает сложность, двойственность и противоречивость данного объекта обращения. А во втором примере, олицетворяя абстрактный образ, автор затрагивает очень интересную и важную, на наш взгляд, тему. Его пугает не ложь как обман, как предательство, а ложь содержащаяся в молчании, в утаении чего-либо, когда с одной стороны обмана как такового нет, но и правда тоже не сказана. Рассмотрев данную группу обращений, мы видим, что тематика их очень разнообразна, что все они являются некими абстрактными образами, он автор различными способами пытается их олицетворить и уконкретить.

И это происходит не случайно, ведь с данными понятиями мы встречаемся очень часто в нашей реальной жизни. Мечта, любовь, красота, тоска это существует в жизни каждого человека, и поэтому со временем в нашем сознании они как бы становятся более реальными и конкретными. Обратимся к последней, девятой группе, где города выступают в роли обращений.

Это самая маленькая группа, состоит из трех примеров. Я вычеркнуть имел бы право Сырой притон тоски И скуки, мрачная Варшава Когда мы встретились с тобой 1910-1914 года Это риторическое обращение, распространенное эпитетом мрачная, с помощью которого и создается образ данного города. Здесь прилагательное мрачная употреблено в значении грязная, порочная.

И, конечно, очень четко прослеживается авторское негативное отношение. Два других примера представляют собой обращения метафоры, построенные на основе сравнения. В первом случае город сравнивается с младенцем Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Равенна. Май, Июль 1909 года А во втором случае с цветком Флоренция, ты ирис нежный Флоренция. Июль 1909 года Метафоры позволяют автору создать более полный и более глубокий образ города, который он так полюбил. Его метафоры вряд ли построены на внешнем сходстве, скорее всего в основе их лежат личные впечатления.

Итак, рассмотрев эту группу, мы видим, что несмотря на то, что автор н так часто использует города в качестве объектов обращения, очень четко выражены два полярных мнения скорее всего, это мнение складывалось н столько из внешнего облика данного города, сколько из событий и моментов в своей жизни, которые автор переживал в данных городах. Естественно, если это была счастливая пора, то о городе, который был свидетелем этого счастья, останется самое благоприятное и радужное впечатление, а если наоборот, то и город будет мрачным, как Варшава.

В общем в данных обращениях мы видим не столько города, сколько самого автора.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Типы и функции обращений в лирике А. Блока

Целью нашей работы является выделение типов и функций обращений в поэзии А.Блока. Для начала определим, что же такое обращение Обращение - это слово… Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной… Такова точка зрения на обращения, изложенная в лингвистических словарях и справочниках, а также в работах ряда ученых…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вступление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги